„Робокасса” просит Банк России объяснить, за что она наказана » Элитный трейдер
Элитный трейдер


„Робокасса” просит Банк России объяснить, за что она наказана

13 мая 2016 bankir.ru
Бизнес платежного сервиса «Робокасса» сегодня практически парализован. В расчетном банке сервиса — РНКО РИБ зависли платежи от клиентов интернет-магазинов в адрес индивидуальных предпринимателей, которые реализовывали свою продукцию через интернет. Менеджмент «Робокассы» не понимает, за что наказан сервис, так как видит свою миссию в выводе серого наличного оборота в правовое поле. Об этом в интервью Bankir.Ru рассказала директор по стратегическому развитию компании Татьяна Глазачева.
— С чем вы можете связать предписание в адрес расчетной организации сервиса «Робокасса» о приостановке платежей в адрес физических лиц и индивидуальных предпринимателей?

— Сервис «Робокасса» работает с 2001 года. Это — одна из самых популярных платежных систем на рынке. Ее отличие от всех остальных аналогичных сервисов заключается в легкой и быстрой настройке — начать прием платежей возможно в тот же день, с момента регистрации в системе. Но, несмотря на легкость подключения, мы соблюдали все формальные требования законодательства, как то: требования 115-го закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма», соответственно, все необходимые документы собирались с клиентов в полном объеме.
— Расскажите, как вы работали до отзыва лицензии у Океан-банка.
В декабре 2015 года, наблюдая за тем, что происходит на банковском рынке, мы приняли решение, что нам нужен не один расчетный банк

— Руководствуясь идеологией того, что мы исполняем все требования законодательства, мы работали до декабря 2015 года. В декабре 2015 года, наблюдая за тем, что происходит на банковском рынке, мы приняли решение, что нам нужен не один расчетный банк. А несколько кредитных организаций для обеспечения стабильной работы наших клиентов. Океан-банк в декабре 2015 года пошел плановую проверку ЦБ и прошел ее успешно. В том же декабре мы перевели часть потока платежей на другую кредитную организацию — РНКО РИБ, который специализируется на работе с сервисами, предоставляющими услуги по приему платежей в интернете. РИБ тоже неоднократно проходил проверки ЦБ и никаких претензий от регулятора не имел.
— Но вот приходит март 2016 года — и Океан-банк отключают от системы БЭСП…
Мы были готовы к отказу проведения расчетов в пользу наших клиентов одним из своих расчетных банков

— А ровно через неделю происходит отзыв лицензии. В релизе ЦБ перечислены причины отзыва лицензии у данной кредитной организации, но они ничем не отличаются от тех причин, которые указаны в перечне мотивов, побудивших ЦБ отозвать лицензии у всех предыдущих банков. Так как мы были готовы к отказу проведения расчетов в пользу наших клиентов одним из своих расчетных банков, мы информируем наших мерчантов о том, что проблем у сервиса «Робокасса», в связи с отзывом лицензии Океан-банка нет, сервис продолжает работу в стандартном режиме. Но буквально через неделю после отзыва лицензии у Океан-банка нашему второму расчетному банку приходит предписание об ограничении платежей в пользу индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Ограничения имеют такие размеры, что это просто парализует работу системы. Это — практически наши дневные обороты. Причина появления этого предписания нам непонятна.

— Как распределяются платежи через вашу систему между ИП, частными лицами и юридическими лицами?

— Наш сервис обеспечивает информационно-технологической взаимодействие при проведении расчетов между продавцами — интернет-магазинами и покупателями. Покупатели — 100% физические лица, которые используют различные платежные методы для оплаты товаров и услуг в адрес продавцов. 80% в платежных методах занимает банковская карта, остальные делятся в пропорциональном отношении между более чем 20 вариантами оплаты: ЭДС, мобильная коммерция, интернет-банкинг, салоны связи, терминальные сети и тому подобные способы.
Из текста предписания в адрес РИБ мы видим, что регулятор усматривает в переводах через нашу систему в адрес индивидуальных предпринимателей нарушение 115-го закона

Получатели денежных средств — продавцы распределяются в следующих пропорциональных значениях. 70% — это юридические лица, с формой образования (ООО, ЗАО, АО), а 30% — самозанятое население (ИП).

Из текста предписания в адрес РИБ мы видим, что регулятор усматривает в переводах через нашу систему в адрес индивидуальных предпринимателей нарушение 115-го закона. Говоря простыми словами, нас обвиняют в том, что проходит не простая операция по переводу денег, а операция по обналичиванию денежных средств. Для нас это звучит дико, учитывая, что физическое лицо производит платеж за товар или услугу, приобретенную в сети Интернет в пользу юридического лица, как можно здесь усматривать нарушение?
— С чем ваш сервис столкнулся после наложения запрета на платежи?
Фактически, у нас остановился бизнес

— Мы в данный момент не можем организовать в полном объеме возможность приема денежных средств, так как наш расчетный банк не имеет возможности выплатить уже переведенные средства. Фактически, у нас остановился бизнес. Под ударом оказались те сервисы, с помощью которых оказываются быстрые и динамичные услуги, а сейчас скорость операции — самое важное. Поэтому мы в полной растерянности. Мы не понимаем, где и какие нарушения в нашей работе усматривает регулятор. Мы просим диалога с регулятором. Со своей стороны можем сказать, что если бы такой диалог состоялся до введения ограничений и если бы были предъявлены хоть какие-то требования, мы бы однозначно им подчинились.
Если предприниматели не смогут получать свои деньги через платежные инструменты, они будут снова принимать только наличные

У нас бы было понимание, о чем идет речь. Можем предложить, что платежи через наш сервис попадали под какие-то формальные параметры по подозрительности. И, не разбираясь в сути, нас просто начали «рубить». И это очень обидно, ведь тот сервис, который 15 лет создавался, благодаря решению ЦБ находится сегодня в плачевном состоянии. Если предприниматели не смогут получать свои деньги через платежные инструменты, они будут снова принимать только наличные. Мы наступаем опять на те же грабли — государство борется за вытеснение наличных средств из обращения, но при этом обрубает возможности проводить безналичные платежи. Предпринимательство в нашей стране еще есть — очень мало тех людей, кто занимается малым бизнесом, но пока они есть. Есть торговля в интернете. Мы считали, что мы несем миссию, которую нам партии и правительство озвучили: всячески содействовать развитию малого бизнеса в России, в том смысле что мы способствуем выводу серого наличного денежного оборота в видимое правовое поле. И вдруг оказывается, что наоборот, мы способствуем отмыванию денег.
— В предписании не сказано ничего, что насторожило ЦБ?
Через наш сервис в адрес индивидуального предпринимателя переводятся деньги на расчетный счет ИП, а далее человек снимает эти средства в банкоматной сети

— В предписании сказано, что регулятор видит, что через наш сервис в адрес индивидуального предпринимателя переводятся деньги на расчетный счет ИП, а далее человек снимает эти средства в банкоматной сети. Но разве такое движение денег в нашей экономике не логично? Продавец продал товар или свою услугу. Например, он продал сделанные своими руками валенки. Ему надо купить материал, чтобы заново эти валенки свалять. Где ему брать этот материал? Покупать. И покупать за наличные средства, так как странно покупать шерсть овец в российской деревне и платить за это карточкой.
Мы полагаем, что индивидуальный предприниматель за свою работу уже заплатил налог, а дальше — деньги твои, распоряжаешься ими как хочешь

Если регулятор подразумевает, что и это делать нельзя, не должен индивидуальный предприниматель снимать средства на покупку шерсти для своего бизнеса и для покупки себе в дом хлеба, то мы получаем, что наличные оборот в России уже вообще запрещен. Мы полагаем, что индивидуальный предприниматель за свою работу уже заплатил налог, а дальше — деньги твои, распоряжаешься ими как хочешь.
— Вы говорите, что перед подключением предпринимателя в систему вы его проверяете.
Мы — не банк, мы IT-компания, и делаем свою работу для совершенствования средств автоматизации бизнеса

— Да, и очень жестко проверяем. Наши клиенты — это реальные торговцы, мы очень четко отслеживаем, чтобы через наш сервис не проходило любых схемных сделок. Каждый продавец (интернет-магазин) проверяется на соответствие тому, что он о себе заявляет. Оборот этого магазина мы проверяем ежедневно, проверяем, соответствует ли он посещаемости сайта, соответствует ли средний чек продающего тому товару, которым он торгует. То есть мы убеждаемся, что это реальный бизнес. И — да, мы проверяем, что под видом валенка магазин не продает наркотики или другой запрещеный к продаже на территории России товар или услугу. Мы мониторим все сайты на предмет неизменения их контента в процессе жизни. Вся эта работа проделывается — и она очень тяжелая. У нас клиенты не крупные, но их всегда было много. Мы — не банк, мы IT-компания, и делаем свою работу для совершенствования средств автоматизации бизнеса.
— Ваши попытки пообщаться с ЦБ ничем не увенчались?

— Мы предпринимаем попытки. Также пытается вести диалог и наш расчетный банк, мы пишем письма и не теряем надежды на то, что мы будем услышаны. Но поскольку мы не являемся непосредственно банком, у ЦБ нет оснований нас принять и с нами говорить. Но если такая возможность — пообщаться с ЦБ — у нас будет, мы будем благодарны открытому диалогу.

http://bankir.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter