Ритейл стал заложником апатии покупателей » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Ритейл стал заложником апатии покупателей

14 июля 2016 Инвесткафе Королёва Анна
По данным исследовательской компании GFK, некоторое восстановление доходов потребителей, начавшееся во 2-м квартале нынешнего года, повлияло на изменение настроений покупателей в лучшую сторону. Люди постепенно привыкают к непростой экономической ситуации, которая их уже шокирует не так, как прежде. Среднедушевой доход поднялся 2% по сравнению с показателем 2015 года. Об улучшении ситуации свидетельствует и рост индекса потребительских настроений на 11 пунктов в поквартальном сравнении, тогда как с 2014 года он только падал. Причем позитивная динамика наблюдается как в городах, так и в сельской местности, а в столице этот индекс почти достиг докризисного уровня.

Ритейл стал заложником апатии покупателей


Безусловно, волнующей темой для россиян остается рост цен. Если в докризисном 2014 году на покупку товаров повседневного спроса у домохозяйств в среднем уходило 9900 руб. в месяц, то на сегодняшний день эта сумма увеличилась до 11900 руб. К слову, в прошлом году среднедушевой доход снизился на 5%. Во 2-м квартале данный показатель увеличился на 2% г/г, что и повлияло на нынешнее улучшение потребительских настроений наряду с их некоторой адаптацией к сложившейся непростой экономической ситуации.

Однако стоит отметить, что тенденция к экономии все же сохраняется, причем главным образом это затрагивает продуктовых ритейлеров. Как отмечает представитель X5 Retail Group, люди по-прежнему предпочитают товары под дешевыми брендами и вообще стараются приобретать продукцию по промоакциям, а также отказываются от покупок впрок.

Ритейл стал заложником апатии покупателей


Наиболее заметный рост объемов реализации демонстрирует бакалея, дешевые белковые продукты, овощи и фрукты, а вот продажи рыбы, хлебобулочных изделий, полуфабрикатов и тому подобного, напротив, падают.

Производители уже отмечают небольшой рост потребления. Так, к примеру, в текущем году падение на рынке напитков замедлилось до 5-10%, тогда как в 2015 году оно составляло 10-15%. Продажи мяса в 1-м полугодии увеличились на 2-3% после нулевой динамики в натуральном выражении, зафиксированной в прошлом году. Во многом это обусловлено изменением цен. К примеру, оптовая стоимость свинины летом текущего года снизилась на 20% г/г. Небольшое улучшение отмечают также и производители молока, продажи которого поднялись на символический 1%.

Тем не менее, несмотря на наметившееся улучшение настроений потребителей, продуктовые ритейлеры настроены весьма скептически. Чувствительность россиян к ценам сохраняется, и, чтобы привлечь покупателей, компании вынуждены проводить маркетинговые акции, призванные понизить стоимость продуктовой корзины.

На этом фоне Магнит в прошлом месяце продемонстрировал худший результат по выручке за всю историю предоставления своей отчетности. Причиной этого стало снижение реальных доходов населения, которое привело к настоящей ценовой войне между крупными продуктовыми ритейлерами. Причем Магнит явно уступает конкурентам, поскольку меньше остальных инвестирует в цены, поддерживая прибыльность своих магазинов.

Выручка Магнита за полугодие увеличилась на 14,5%, до 519,46 млрд руб., продемонстрировав почти двукратное снижение темпов роста по сравнению с прошлым годом, когда показатель прибавлял около 30% г/г. Упали и темпы открытия магазинов: с января по июнь было запущено 799 новых площадок против 1 017 за аналогичный период прошлого года.

Ритейл стал заложником апатии покупателей


Тем не менее остаются высокие шансы на то, что во 1-м полугодии российский ритейл сможет вернуть себе высокую оценку прибыли. Препятствием для этого стал бы лишь очередной шок на валютном рынке, а поддержкой оказалось бы продолжение постепенного снижения ключевой ставки ЦБ РФ. Вполне вероятно, что уже к началу следующего года индекс потребительских настроений вернется к нормальным значениям, характеризующим стадию восстановления российской экономики.

Главными бенефициарами этого процесса могут стать акции Магнита, которые в настоящий момент обладают хорошим потенциалом роста и вполне способны приятно удивить инвесторов ввиду значительной рыночной недооценки по мультипликатору P/E.

Рекомендация по акциям Магнита — «покупать».

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter