ФРС не повысит ставки, Пол Волкер знает почему » Элитный трейдер
Элитный трейдер


ФРС не повысит ставки, Пол Волкер знает почему

25 октября 2016 The New York Times
«На двоих у нас 179 лет жизненного опыта и 13 внуков. Мы служили президентам обеих партий. На своем веку мы повидали немало избирательных кампаний – но не видели ни одной, более странной, чем эта», - так занимательно начинается статья Пола Волкера, известного американского экономиста и главы Федрезерва в период с 1979 по 1987 годы, и Питера Петерсона, также прославленного экономиста, бывшего министра торговли США и главы ФРБ в Нью-Йорке в период с 2000 по 2004 годы.

Оскорбительные и злобные выпады в адрес соперника вкупе с откровенным заигрыванием с электоратом – вот что пришло на смену серьезным дебатам о будущем страны, о курсе, которым она идет или должна идти. А ключевым элементом любой жизнеспособной экономической политики является разумная и последовательная фискальная составляющая.

Да, эта страна в состоянии справиться с дефицитом федерального бюджета, размер которого в 2016 году оценивается почти в $600 млрд. Однако в этом году дефицит резко вырос, увеличив госдолг до 75% от ВВП – такого коэффициента не было с 1950 года, когда бюджет разросся во времена Второй мировой войны.

В долгосрочной перспективе этот устойчивый рост, обусловленный налоговой политикой и политикой расходов, создаст для Америки значительную фискальную проблему. По прогнозам Бюджетного управления Конгресса, к середине столетия долг США достигнет 140% от ВВП, в разы превысив все предыдущие значения, даже военных лет. К сожалению, в ходе последних президентских дебатов эта тема упоминалась лишь вскользь, причем ни один из кандидатов не представил убедительного плана по обузданию темпов роста госдолга в ближайшие десятилетия.

Дональд Трамп в своей кампании призывает к мерам, направленным на существенное снижение налогов, которые намного превышают предложенные шаги по сокращению расходов, что чревато масштабным разрастанием коэффициента долга к ВВП. Хиллари Клинтон выдвинула более сбалансированные и детальные предложения, но и им не удастся стабилизировать и сократить нашу долговую нагрузку. Вне зависимости от того, кто придет сейчас к власти, он или она неминуемо столкнется с фискальными реалиями, которые вынудят нового президента к разработке долгосрочных стратегий по уменьшению размера госдолга.

В своем нынешнем состоянии, национальный долг поддается управлению в условиях беспрецедентно низких процентных ставок. Однако если допустить его дальнейший рост и при этом нормализовать уровень ставок, то одно только бремя выплаты процентов задушит бюджет и другие насущные статьи расходов. Не останется возможностей для реализации получающих сейчас приличную поддержку программ по развитию инфраструктуры и модернизации оборонной сферы.

Сократить придется не только федеральные расходы. Ожидаемый рост федеральных дефицитов приведет к борьбе за средства на рынках капитала и намного превзойдет способность частного сектора к накоплениям, финансированию промышленности и покупок недвижимости, а также к осуществлению инвестиций за рубежом. Вместо этого придется надеяться преимущественно на интерес иностранных инвесторов к долгу США, что поставит правительство в зависимость от «доброты иноземцев», которые могут оказаться не столь уж добрыми по мере разрастания размера долга.

«Мы не имеем права допустить подобное, если по-прежнему хотим видеть Америку способной к экономическому процветанию и внутренней стабильности и при этом сохраняющей лидерство на международной арене. Нам грозит возвращение в стагфляцию – отвратительное сочетание инфляции и застоя в экономике, которое нам уже довелось пережить в 1970-е», - уверен Пол Волкер. Возможные решения вполне очевидны. Необходим реалистичный подход к ключевым программам субсидирования, за счет которых и будут расти будущие беспроцентные расходы.

Потребуется плавная перестройка системы социального обеспечения с сохранением текущих размеров пособий для лиц пред- и пенсионного возраста и с повышенным вниманием к категориям наиболее остро нуждающихся граждан. Может быть повышена и эффективность национальной системы здравоохранения за счет улучшения контроля за расходами. В ближайшие 30 лет 70% роста ключевых программ субсидирования будет обусловлено именно здравоохранением, поэтому обуздание кривой затрат в этой сфере является принципиальным моментом для процветания экономики в долгосрочной перспективе.

Не секрет, что федеральная налоговая система в США – несправедливая, неэффективная и подверженная политическим манипуляциям - не функционирует должным образом. Она изобилует исключениями, вычетами, льготами и преференциальными ставками, и все эти налоговые льготы созрели для реформ. Каждый год они обходятся государству примерно в 1.5 трлн долларов, причем в результате этих политик в непропорциональном выигрыше оказываются состоятельные граждане. Налоговая реформа может обеспечить более действенные стимулы для роста экономики и увеличить объем поступлений в казну, даже в случае упрощения принципов налогообложения.

Однако на реализацию справедливых и ответственных реформ уйдут годы, а деловым кругам и населению потребуется время на то, чтобы приспособиться к изменениям.Откладывание необходимых перемен на потом лишь сделает их еще более болезненными и сложно реализуемыми, что также повышает вероятность наступления финансового кризиса еще до запуска предполагаемых реформ. Вот почему предметные обсуждения должны стартовать безотлагательно прямо сейчас.

И тем не менее, в ходе последних президентских дебатов оба кандидата упустили возможность четко представить свое видение фискально ответственного будущего страны в долгосрочной перспективе. Время на решение этой проблемы еще есть, однако новому президенту необходимо будет возглавить этот процесс в первые же месяцы своего пребывания у власти.

Никто из людей старшего возраста не пострадает лично от дальнейшего бездействия властей. Однако смогут ли внуки и правнуки жить в благополучной, процветающей стране с устойчивым финансовым положением? Прислушайтесь к совету двух ветеранов-наблюдателей. Будущее наступит быстрее, чем вы заметите.

http://www.nytimes.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter