23 января 2017 Wolf Street
Так кто же впереди?
Американцы все последнее время пребывали в долговом загуле. Для того, чтобы купить понравившиеся им авто, они загрузились $1,14 трлн. автокредитов. Молодые и не совсем граждане США решили строить свое будущее, набрав $1,28 студенческих кредитов. Долги по кредитным картам и по прочим кредитам составили $1,12 трлн. Ипотечный долг равен $8,82 трлн.
Таким образом, общий долг домохозяйств составил $12,35 трлн., согласно отчету Нью-Йоркского Феда за 3-й квартал 2016 года. Это большие долги. Многие потребители испытывают трудности с их обслуживанием. Дефолты по студенческим ссудам достигли угрожающих уровней, а погашение кредитов идет гораздо хуже, чем говорилось ранее. Словосочетание “долговые рабы” вошло в разговорный язык.
Но этого долга недостаточно…
Для Президента Нью-Йоркского Феда Уильяма Дадли этого мало, и он несколько дней назад, ностальгируя о предкризисных годах, призвал домохозяйства занимать больше под залог своих активов, чтобы затем потратить полученные средства и этим поддержать розничные продажи: “Каков бы не был тайминг, возврат к обоснованному паттерну экстракции средств из недвижимости был бы позитивным знаком для ритейлеров, и он обеспечил бы увеличение агрегированного роста экономики.”
Этого мало и для того, чтобы продвинуться в рейтинге долговых рабов, в котором американские домохозяйства занимают позорное 10-е место, чуть опередив Португалию! Португалию!!!
Существует множество способов измерить долговое бремя домохозяйств. Сравнение общего долга домохозяйств с размером экономики страны, измеряемым ВВП – это один из таких способов. Согласно этой метрике, американцы занимают 10-е место с уровнем долгов в 78,8% от ВВП США, и это выглядит вполне разумным на фоне значений этого показателя, достигнутых прямо перед началом Финансового Кризиса (по данным Trading Economics):
Мы много писали о канадских домохозяйствах, удивляясь тому, как они сумели надуть такой фантастический пузырь на рынке недвижимости, основанный на еще более фантастическом объеме долгов. Но теперь этот пузырь, похоже, начал сдуваться на одном из самых горячих рынков недвижимости – в Ванкувере.
Отношение долгов домохозяйств к ВВП этой страны составляет 99,8%. Хотя эта цифра заставляет волосы подниматься дыбом, все же канадские домохозяйства находятся лишь на 5-м месте:
Мы много писали о чрезвычайно перегруженных долгом домохозяйствах Австралии, которые надули экстраординарный по размерам пузырь на рынке недвижимости за счет головокружительного уровня долга. Этот пузырь начал схлопываться в Западной Австралии, и этот процесс грозит перекинуться на другие регионы страны. При том, что отношение долговой нагрузки австралийских домохозяйств к ВВП достигло умопомрачительных 123%, Австралия занимает лишь третье место в рейтинге долговых рабов:
Так кто же, черт побери, побеждает?
Датские домохозяйства назанимали до отметки 123%. Эта цифра, представленная Банком Международных Расчетов, и приведённая в отчете Trading Economics, верна по состоянию на конец 2 квартала 2016 года. Таким образом, австралийцы, которые ноздря в ноздрю следовали в этом процессе с датчанами, теперь, возможно, и переиграли их. Но, на основании имеющихся цифр, эта скандинавская страна занимает почетное 2-е место с уровнем задолженности домохозяйств в 123,6% от ВВП, хотя это и меньше 140%, зафиксированных прямо перед началом Финансового Кризиса:
И страна номер 1 с самыми выдающимися долговыми рабами, которая пытается манипуляциями опустить курс своей валюты, установив отрицательные процентные ставки: Швейцария. В этой нирване нулевых и отрицательных процентных ставок вызрело лишь одно – это долг домохозяйств, уровень которого к ВВП достиг отметки 127,7%.
Другие государства, населённые долговыми рабами:
4-е место занимают Нидерланды с отношением долгов домохозяйств к ВВП на уровне 111,3%. Я знаю, что бесстрашные голландцы считают, что именно они скопили самое большое количество долгов, и что они должны занимать 1-е место в рейтинге долговых рабов, и может быть так оно и есть, но только не по этой метрике:
На 6-м месте, чуть отставая от Канады, идет страна, население которой лишь недавно отведало прелести залезания в долги. Эта страна – Норвегия. Отношение долгов домохозяйств к ВВП увеличилось почти в 2 раза с 2002 года. В то время значение этого показателя равнялось 50%, а по состоянию на 2 квартал 2016 года – 98,9%. Обратите внимание, как уровень долга буквально взорвался вверх в последние годы. Куда делось благоразумие норвежцев?
На 7-м месте с 90% долгов домохозяйств к ВВП расположилась Южная Корея. Ничто не в силах остановить население этой страны. Они неустанно нагружались долгом все это время, за исключением небольших пауз во время Азиатского Финансового кризиса и Глобального Финансового кризиса, и даже эти кризисы задержали этих бравых парней лишь на чуть-чуть:
Восьмое место с коэффициентом 87,6% принадлежит британцам. Также, как и американцы, они стали более благоразумными после Финансового Кризиса, но потом отбросили эти глупости, и сейчас они опять приступили к увеличению своей долговой ноши:
9-е место — у страны, которая ощутила вкус долга в конце 1990-х и после уже не оглядывалась назад. Речь идет о Швеции, отношение задолженности домохозяйств к ВВП которой находится на отметке 84,9%, при этом в 1996 году этот показатель был равен лишь 43%.
И уже далее расположилась Америка. Обратите внимание, что задолженность домохозяйств в некоторых европейских странах, охваченных долговым кризисом, таких как Италия, Испания и Греция, меньше в сравнении с задолженностью домохозяйств их северных соседей. Публичные долги и банки – вот, каковы их основные проблемы.
Далее представлен список из 30-ти стран, домохозяйства которых больше всех нагружены долгом относительно размеров их экономик:
Обратите внимание: Страны с самой большой относительной задолженностью домохозяйств – это страны, в которых местные центробанки установили процентные ставки на очень низких или даже на отрицательных значениях, и где ипотечные ставки очень низки. Что случится с рынком недвижимости этих стран и с их экономиками, когда процентные ставки вырастут, пусть и не сильно, но когда уравнение, обеспечивающее непрерывный рост долга, придет в негодность? Мы уже знаем, что происходит в таких случаях.
Другая опция – это большая волна инфляции, которая уменьшит покупательную способность денег, тем самым облегчив долговое бремя должников. Но эти долги представляют собой огромный класс активов, находящихся на балансах банков, пенсионных фондов, страховых компаний и других институциональных инвесторов. В этом варианте последние столкнутся с огромными проблемами, как столкнутся с ними и те несчастные (почти каждый из нас), которые рассчитывают на покупательную способность кэш-флоу от этих активов. Только эти две опции и позволяют покинуть долговую нирвану, в которой мы оказались.
http://wolfstreet.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу