26 января 2017 Just2Trade Стукалов Денис
Много говориться о том, что российская экономика находится в тупике, собственное производство особенно по товарам народного потребления либо отсутствует, либо деградирует, либо занимает ничтожную долю рынка – рынок занят товарами иностранного производства. Рост есть только в секторах, которые имеют прямой выход на покупателя, либо напрямую связаны с выполнением госзаказа в оборонной сфере, инфраструктурных проектах и т.д. Пресловутое импортозамещение буксует. О том, что является главным препятствием по развитию отечественной экономики и выходу российских товаров на собственный внутренний рынок и пойдёт речь. Конечной целью всего исследования является формулировка методов достижения экономического доминирования на внутреннем рынке и методов активной экономической экспансии в масштабах мировой экономики.
Существует бесконечное количество вариантов классификации рынков, все они призваны помочь в объяснении отдельных феноменов или особенностей развития различных экономических процессов. Для целей моего исследования я сформулирую свою классификацию, которая не претендует на оригинальность и призвана лишь помочь в проведении анализа ситуации. Итак, для целей настоящего исследования все рынки можно условно поделить на сырьевой рынок, рынок средств производства и рынок потребительских товаров.
Под сырьевым рынком понимается производство и продажа первоначального сырья природного, минерального или сельскохозяйственного происхождения. Все сектора этого рынка находятся под пристальным вниманием со стороны государства, многие напрямую контролируются государством. Зачастую здесь действуют предприятия, имеющие монопольное положение на рынке и контролируемые государством. Вопреки внедряемой в постсоветском обществе экономической парадигме эффективность и конкурентоспособность (в том числе на мировом рынке) напрямую зависят от уровня монополизации и уровня государственного участия (не контроля). Одной из наиболее контролируемых государством отраслей является добыча, транспортировка, переработка и продажа энергоносителей. Нет необходимости доказывать, что эта отрасль является
а) бюджетообразующей;
б) в ней сконцентрирована значительная доля трудовых ресурсов, т.е. именно она в значительной степени обеспечивает благосостояние общества (в том числе за счёт эффекта мультипликации);
в) Россия здесь является признанным мировым лидером.
В других секторах этого рынка контроль государства менее заметен, но и здесь ощутимый рост объёмов производства и конкурентоспособности начинается только после прихода в отрасль государства. Живым примером является производство зерновых в России. Не секретом является тот факт, что Россия вышла в мировые лидеры по объёмам производства и поставки на мировой рынок зерна. Однако так же очевидным является и тот факт, что реальный подъём, рост конкурентоспособности и мировая экспансия здесь начались только с приходом государства в отрасль в лице ОАО «Объединённая зерновая корпорация». Специфика отрасли такова, что контроль за отдельными производителями крайне трудоёмкая, неэффективная, а следовательно и ненужная мера. Гораздо важнее для отрасли оказалось сконцентрировать государственное влияние в области логистики товарных потоков. Это позволило эффективно влиять на ценообразование, обеспечив относительно справедливое распределение доходов внутри отрасли. Благодаря этому рост производства зерновых происходит практически независимо от влияния погодных условий.
В качестве примера наименее эффективного влияния государства в сырьевой отрасли в России можно рассматривать лесозаготовку и лесопереработку. Обладая крупнейшими лесными ресурсами на планете, Россия получает крайне маленькие доходы от варварской эксплуатации лесного фонда на своей территории, являясь в этой отрасли полноценным сырьевым придатком других стран. И это при том, что жёсткое государственное участие в отрасли присутствует в виде мер административного контроля. В результате получается, что ресурсы на контроль тратятся значительные, развитие самостоятельных коммерческих структур в отрасли слабое (в сравнении с энергетикой и зерном), доходы государства и населения от эксплуатации имеющихся природных ресурсов не сопоставимы с энергетикой и производством зерновых. При этом постоянно возникает конфликт между бизнесом и государством.
Т.о. государственное влияние в значительной степени присутствует во всех без исключения сырьевых отраслях, в зависимости от специфики отрасли оно имеет разные формы. При этом формы государственного влияния и контроля, сложившиеся на основе советских принципов (энергоресурсы) и принципов прямого участия государства в деятельности отрасли (производство зерновых) показали большую эффективность, чем разрешительные и контролирующие меры, навязанные нам в 90-е годы в виде базового принципа рыночной экономики.
Под рынком средств производства понимается производство и продажа станков, машин, оборудования и т.д. предназначенных для использования в производственных и распределительных цепочках в качестве основного производственного и вспомогательного оборудования. Данная отрасль является высокотехнологичной, однако она не может рассматриваться как самостоятельная, т.к. коммерческая эффективность предприятий отрасли напрямую зависит от наличия доступных рынков сбыта. Хорошим примером является история предприятия «Ростсельмаш», которое всегда производило технику относительно высокого уровня и конкурентоспособную по соотношению цена – качество. Однако самый сложный период в деятельности предприятия совпал с периодом значительного спада в российском сельском хозяйстве. Как только благодаря проводимой государственной политике удалось добиться роста в этом секторе экономики, предприятие получило новый импульс и смогло занять достойное место и на российском, и на международном рынках. Абсолютно аналогичная ситуация и в других секторах этого рынка от оборонной до авиастроительной промышленности.
Вывод: жизнеспособность и эффективность предприятий, работающих на рынке средств производства, напрямую зависит от наличия платёжеспособного спроса на их продукцию в первую очередь внутри страны. Следовательно данная отрасль не может являться драйвером экономического роста и инструментом экономической экспансии, т.к. зависима от состояния других отраслей экономики, а доступ на международные рынки может быть легко ограничен благодаря как добросовестной, так и не добросовестной конкуренции. Это означает, что аспекты функционирования рынка средств производства не являются предметом нашего исследования.
Под рынком потребительских товаров понимается производство, транспортировка и распределение (продажа) товаров, работ или услуг, предназначенных для конечного (не только бытового) использования. Кроме продуктов питания, лекарств, промышленных товаров, бытовой техники, продаваемых через розничные сети к этому рынку для целей данного исследования относятся коммунальные услуги населению, жилищное строительство, т.к. его конечным продуктом является законченный объект недвижимости не предназначенный для коммерческого использования (жильё, приобретаемое для сдачи в аренду, не влияет на ситуацию) и, как ни странно это звучит на первый взгляд, но производство и продажа вооружений, т.к. законченные изделия продаются конечному покупателю и никаким образом более не участвуют в процессе производства. Объединение таких на первый взгляд принципиально разных сфер как потребительские товары, лекарства, коммунальные услуги, жилищное строительство и производство вооружений в одну группу необходимо для целей данного исследования и производится на основе схожести взаимоотношений, возникающих в процессе производства и реализации конечного продукта:
а) создание конечного продукта начинается с производства инноваций, позволяющих достичь конкурентных преимуществ в потребительских свойствах и/или цене конечного продукта;
б) для создания конечного продукта используется продукция сырьевого рынка и рынка средств производства;
в) законченное изделие либо услуга уже никак не дорабатывается, не участвует в процессе производства, а может только перепродаваться, и в конце концов находит своего конечного потребителя в неизменном виде, эксплуатируется, обслуживается в процессе эксплуатации и подлежит утилизации.
С точки зрения достижения максимального темпа экономического роста и решения задачи экономической экспансии в мировом масштабе потребительский рынок наиболее важен т.к.:
1. на нём одновременно сходятся инновации, производство первоначального сырья и производство средств производства, в результате благодаря доступу к этому рынку достигается максимальный эффект мультипликации в рамках одной экономической системы;
2. на этом рынке невозможно монопольное положение одного производителя при условии, что у других производителей есть аналогичный товар соответствующего качества и цены, достаточные производственные возможности и свободный доступ на рынок, т.к. конечный покупатель всегда делает выбор на основе потребительских свойств товара и его доступности;
3. работа на потребительский рынок позволяет обеспечивать стабильные и прогнозируемые объёмы продаж, т.к. выбор конечного потребителя для этого достаточно консервативен, вместе с тем благодаря большому количеству клиентов выход на рынок нового производителя либо продукта с конкурентоспособным предложением достаточно прост.
Кроме чисто экономических моментов ситуация на потребительском рынке имеет ещё и огромное социальное значение. Покупатели наиболее чувствительно реагируют в первую очередь на изменение цен потребительского рынка. Причём это касается не только потребительских товаров и коммунальных услуг, но и квартир, и даже вооружений (правда здесь речь идёт уже не о социальном, а о политическом значении). Достаточность предложения на потребительском рынке при этом имеет не меньшее значение. Если по каким-то причинам возникает дефицит предложения по отдельным группам товаров (особенно социально значимых), то это может вызывать не только социальные, но уже и политические последствия.
Т.о. значимость потребительского рынка для развития экономики отдельной территории, государства или содружества государств невозможно переоценить. Кроме того, на примере сырьевого рынка понятно, что решающее значение для достижения существенных темпов развития является государственное участие. Об имеющихся формах государственного участия и контроля на потребительском рынке речь пойдёт в следующей статье.
https://www.finam.eu/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Существует бесконечное количество вариантов классификации рынков, все они призваны помочь в объяснении отдельных феноменов или особенностей развития различных экономических процессов. Для целей моего исследования я сформулирую свою классификацию, которая не претендует на оригинальность и призвана лишь помочь в проведении анализа ситуации. Итак, для целей настоящего исследования все рынки можно условно поделить на сырьевой рынок, рынок средств производства и рынок потребительских товаров.
Под сырьевым рынком понимается производство и продажа первоначального сырья природного, минерального или сельскохозяйственного происхождения. Все сектора этого рынка находятся под пристальным вниманием со стороны государства, многие напрямую контролируются государством. Зачастую здесь действуют предприятия, имеющие монопольное положение на рынке и контролируемые государством. Вопреки внедряемой в постсоветском обществе экономической парадигме эффективность и конкурентоспособность (в том числе на мировом рынке) напрямую зависят от уровня монополизации и уровня государственного участия (не контроля). Одной из наиболее контролируемых государством отраслей является добыча, транспортировка, переработка и продажа энергоносителей. Нет необходимости доказывать, что эта отрасль является
а) бюджетообразующей;
б) в ней сконцентрирована значительная доля трудовых ресурсов, т.е. именно она в значительной степени обеспечивает благосостояние общества (в том числе за счёт эффекта мультипликации);
в) Россия здесь является признанным мировым лидером.
В других секторах этого рынка контроль государства менее заметен, но и здесь ощутимый рост объёмов производства и конкурентоспособности начинается только после прихода в отрасль государства. Живым примером является производство зерновых в России. Не секретом является тот факт, что Россия вышла в мировые лидеры по объёмам производства и поставки на мировой рынок зерна. Однако так же очевидным является и тот факт, что реальный подъём, рост конкурентоспособности и мировая экспансия здесь начались только с приходом государства в отрасль в лице ОАО «Объединённая зерновая корпорация». Специфика отрасли такова, что контроль за отдельными производителями крайне трудоёмкая, неэффективная, а следовательно и ненужная мера. Гораздо важнее для отрасли оказалось сконцентрировать государственное влияние в области логистики товарных потоков. Это позволило эффективно влиять на ценообразование, обеспечив относительно справедливое распределение доходов внутри отрасли. Благодаря этому рост производства зерновых происходит практически независимо от влияния погодных условий.
В качестве примера наименее эффективного влияния государства в сырьевой отрасли в России можно рассматривать лесозаготовку и лесопереработку. Обладая крупнейшими лесными ресурсами на планете, Россия получает крайне маленькие доходы от варварской эксплуатации лесного фонда на своей территории, являясь в этой отрасли полноценным сырьевым придатком других стран. И это при том, что жёсткое государственное участие в отрасли присутствует в виде мер административного контроля. В результате получается, что ресурсы на контроль тратятся значительные, развитие самостоятельных коммерческих структур в отрасли слабое (в сравнении с энергетикой и зерном), доходы государства и населения от эксплуатации имеющихся природных ресурсов не сопоставимы с энергетикой и производством зерновых. При этом постоянно возникает конфликт между бизнесом и государством.
Т.о. государственное влияние в значительной степени присутствует во всех без исключения сырьевых отраслях, в зависимости от специфики отрасли оно имеет разные формы. При этом формы государственного влияния и контроля, сложившиеся на основе советских принципов (энергоресурсы) и принципов прямого участия государства в деятельности отрасли (производство зерновых) показали большую эффективность, чем разрешительные и контролирующие меры, навязанные нам в 90-е годы в виде базового принципа рыночной экономики.
Под рынком средств производства понимается производство и продажа станков, машин, оборудования и т.д. предназначенных для использования в производственных и распределительных цепочках в качестве основного производственного и вспомогательного оборудования. Данная отрасль является высокотехнологичной, однако она не может рассматриваться как самостоятельная, т.к. коммерческая эффективность предприятий отрасли напрямую зависит от наличия доступных рынков сбыта. Хорошим примером является история предприятия «Ростсельмаш», которое всегда производило технику относительно высокого уровня и конкурентоспособную по соотношению цена – качество. Однако самый сложный период в деятельности предприятия совпал с периодом значительного спада в российском сельском хозяйстве. Как только благодаря проводимой государственной политике удалось добиться роста в этом секторе экономики, предприятие получило новый импульс и смогло занять достойное место и на российском, и на международном рынках. Абсолютно аналогичная ситуация и в других секторах этого рынка от оборонной до авиастроительной промышленности.
Вывод: жизнеспособность и эффективность предприятий, работающих на рынке средств производства, напрямую зависит от наличия платёжеспособного спроса на их продукцию в первую очередь внутри страны. Следовательно данная отрасль не может являться драйвером экономического роста и инструментом экономической экспансии, т.к. зависима от состояния других отраслей экономики, а доступ на международные рынки может быть легко ограничен благодаря как добросовестной, так и не добросовестной конкуренции. Это означает, что аспекты функционирования рынка средств производства не являются предметом нашего исследования.
Под рынком потребительских товаров понимается производство, транспортировка и распределение (продажа) товаров, работ или услуг, предназначенных для конечного (не только бытового) использования. Кроме продуктов питания, лекарств, промышленных товаров, бытовой техники, продаваемых через розничные сети к этому рынку для целей данного исследования относятся коммунальные услуги населению, жилищное строительство, т.к. его конечным продуктом является законченный объект недвижимости не предназначенный для коммерческого использования (жильё, приобретаемое для сдачи в аренду, не влияет на ситуацию) и, как ни странно это звучит на первый взгляд, но производство и продажа вооружений, т.к. законченные изделия продаются конечному покупателю и никаким образом более не участвуют в процессе производства. Объединение таких на первый взгляд принципиально разных сфер как потребительские товары, лекарства, коммунальные услуги, жилищное строительство и производство вооружений в одну группу необходимо для целей данного исследования и производится на основе схожести взаимоотношений, возникающих в процессе производства и реализации конечного продукта:
а) создание конечного продукта начинается с производства инноваций, позволяющих достичь конкурентных преимуществ в потребительских свойствах и/или цене конечного продукта;
б) для создания конечного продукта используется продукция сырьевого рынка и рынка средств производства;
в) законченное изделие либо услуга уже никак не дорабатывается, не участвует в процессе производства, а может только перепродаваться, и в конце концов находит своего конечного потребителя в неизменном виде, эксплуатируется, обслуживается в процессе эксплуатации и подлежит утилизации.
С точки зрения достижения максимального темпа экономического роста и решения задачи экономической экспансии в мировом масштабе потребительский рынок наиболее важен т.к.:
1. на нём одновременно сходятся инновации, производство первоначального сырья и производство средств производства, в результате благодаря доступу к этому рынку достигается максимальный эффект мультипликации в рамках одной экономической системы;
2. на этом рынке невозможно монопольное положение одного производителя при условии, что у других производителей есть аналогичный товар соответствующего качества и цены, достаточные производственные возможности и свободный доступ на рынок, т.к. конечный покупатель всегда делает выбор на основе потребительских свойств товара и его доступности;
3. работа на потребительский рынок позволяет обеспечивать стабильные и прогнозируемые объёмы продаж, т.к. выбор конечного потребителя для этого достаточно консервативен, вместе с тем благодаря большому количеству клиентов выход на рынок нового производителя либо продукта с конкурентоспособным предложением достаточно прост.
Кроме чисто экономических моментов ситуация на потребительском рынке имеет ещё и огромное социальное значение. Покупатели наиболее чувствительно реагируют в первую очередь на изменение цен потребительского рынка. Причём это касается не только потребительских товаров и коммунальных услуг, но и квартир, и даже вооружений (правда здесь речь идёт уже не о социальном, а о политическом значении). Достаточность предложения на потребительском рынке при этом имеет не меньшее значение. Если по каким-то причинам возникает дефицит предложения по отдельным группам товаров (особенно социально значимых), то это может вызывать не только социальные, но уже и политические последствия.
Т.о. значимость потребительского рынка для развития экономики отдельной территории, государства или содружества государств невозможно переоценить. Кроме того, на примере сырьевого рынка понятно, что решающее значение для достижения существенных темпов развития является государственное участие. Об имеющихся формах государственного участия и контроля на потребительском рынке речь пойдёт в следующей статье.
https://www.finam.eu/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу