2 февраля 2017 Фонд Стратегической Культуры Катасонов Валентин
С приходом в Вашингтоне администрации Дональда Трампа угроза торговой войны между США и Китаем приобрела реальные очертания. Торговые отношения двух стран характеризуются громадным отрицательным сальдо для Америки, которое в 2015 году превысило 750 млрд. долл. Ещё до своего вступления в должность президента США Трамп пообещал, что установит для китайских товаров импортные пошлины в размере 45%, а также примет меры против валютного демпинга Китая, осуществляемого путём понижения курса юаня по отношению к доллару.
Однако экономические отношения между США и Китаем не ограничиваются торговлей, они дополняются трансграничным движением капитала в обоих направлениях. Внимание к американо-китайским инвестиционным отношениям привлекли несколько событий конца прошлого года. Одно из них – появление доклада «Двустороннее движение: 25 лет американо-китайских прямых инвестиций». Исследование было подготовлено Национальным комитетом США по американо-китайским отношениям (National Committee on U.S. China Relations) совместно с аналитической фирмой Rhodium Group. Сенсационным стал вывод доклада о том, что фактические объёмы трансграничных операций в форме прямых инвестиций между США и Китаем оказались в 2-3, даже 4 раза больше, чем это следует из официальной статистики обеих стран. Одна из главных причин занижения масштабов этих операций заключается в том, что официальные данные отражали в основном трансграничные переводы финансовых средств инвесторов, но не учитывали, что значительная часть новых инвестиций осуществляется за счёт прибыли иностранных компаний, получаемых в стране пребывания (реинвестиции).
Согласно этому докладу, в 1990-2015 гг. прямые инвестиции США в Китай достигли 228 млрд. долл. (всего 6,7 тыс. инвестиционных сделок), а прямые инвестиции Китая в США - 64 млрд. долл. (1,2 тыс. инвестиционных сделок). На первый взгляд двустороннее движение капитала между странами не вполне сбалансированно: объём американских активов в Китае примерно в 3,5 раза превышает объём китайских активов в США.
Однако картина будет выглядеть иначе, если мы посмотрим на относительные показатели. По данным ЮНКТАД, общий объём накопленных прямых зарубежных инвестиций Китая в конце 2015 года составил 1.010 млрд. долл.; аналогичный показатель по США был равен 5.983 млрд. долл. Получается, что на Китай пришлось примерно 3,8 % всех накопленных американских прямых инвестиций за рубежом, на США - примерно 6,3 % накопленных китайских прямых инвестиций за рубежом. То есть получается, что американский рынок прямых инвестиций для китайских компаний имеет на данный момент существенно большее значение, чем китайский рынок прямых инвестиций для американских компаний. Согласно докладу Национального комитета США по американо-китайским отношениям, пик инвестиций США в КНР на уровне 21 млрд. долл. был достигнут в 2008 году, после чего началось снижение, и ежегодные инвестиции в среднем составляли 13 млрд. долл. В то же время инвестиции КНР в США в период с 2011 по 2015 год ежегодно росли в среднем на 30 %, взлетев с 1 млрд. долл. в 2008 году до 15 млрд. долл. в 2015 году. Ожидается, что по итогам 2016 года этот показатель может превысить 25 млрд. долл., а общий объём накопленных прямых инвестиций китайских компаний в США может достичь 90 млрд. долл. В то же время заметного прироста американских активов в китайской экономике в последние годы не произошло. Более высокие темпы экспорта капитала из Китая в США, чем из США в Китай, могут сделать со временем двухстороннее движение капитала более сбалансированным.
Ещё один сенсационный факт, содержащийся в разбираемом докладе, заключается в том, что в 2015 году прирост прямых инвестиций из Китая в США впервые за всю историю взаимоотношений двух государств превысил прирост прямых инвестиций из США в Китай: 15,3 млрд. долл. против 13,1 млрд. долл. При этом авторы доклада перевели свои выводы на язык, близкий Трампу и людям его команды, а именно: прямые инвестиции американских компаний в Китае создали там 1,6 млн. рабочих мест, а китайские инвестиции в США обеспечили работу лишь 100 тысячам американцев.
Тональность доклада «Двустороннее движение: 25 лет американо-китайских прямых инвестиций» перекликается с тональностью ещё одного недавно появившегося доклада, подготовленного специальной комиссией американского конгресса по обзору отношений США и Китая в сфере экономики и безопасности (U.S.-China Economic and Security Review Commission - USCESRC). Объёмный доклад комиссии конгресса (более 500 страниц) предупреждает о больших рисках для Америки дальнейшего углубления экономических отношений между двумя странами и призывает американских законодателей к бдительности.
В частности, в докладе утверждается, что Китай не отвечает стандартам ВТО и его экономика до сих пор не стала «рыночной». Следовательно, США и другие страны имеют право применять защитные меры против китайских товаров (прежде всего, антидемпинговые пошлины). Обращается внимание на то, что многие китайские экспортёры товаров и капитала – государственные компании. А это создаёт условия для демпинга, поскольку государственные компании подпитываются за счёт субсидий из бюджета. Дополнительные угрозы для США создаёт то, что приобретение китайскими компаниями активов в странах Запада может диктоваться не коммерческими интересами, а соображениями политического и военно-стратегического характера (прежде всего, речь идёт о доступе к технологиям двойного назначения). Высказываются также опасения по поводу того, что американская военная промышленность передаёт производство всё большей части разных деталей и узлов на аутосорсинг китайским поставщикам. Помимо опасной зависимости от поставщиков существует ещё проблема недостаточно высокого качества деталей и узлов китайского происхождения. Председатель комиссии конгресса по обзору отношений США и Китая в сфере экономики и безопасности Деннис Ши, представляя доклад, высказался очень прямолинейно: «Китайские государственные предприятия являются оружием китайского государства. Мы не хотим, чтобы американское правительство покупало компании в США. Так почему же мы хотим, чтобы китайское коммунистическое правительство покупало компании в Штатах?»
Комиссия пришла к выводу, что Китай ведёт активный промышленный и экономический шпионаж в США. Чтобы получить доступ к новым технологиям, обесценить американские компании и затем дешёво скупить их, говорится в докладе комиссии, Китай использует как технические средства (кибершпионаж), так и агентов. Причём в последние годы Китай делает основную ставку на агентурную работу и активно вербует тех американских граждан, которые могут снабжать Пекин научно-технической, финансовой и экономической информацией секретного характера. Особенно активно вербовочная работа ведётся в американских университетах, где много китайских студентов, приезжающих в США со специальными заданиями. В докладе говорится, что у США до сих пор не налажена должная контрразведывательная работа по линии китайского промышленного и экономического шпионажа. Сейчас USCESRC готовит специальный закрытый доклад для конгресса, который будет содержать рекомендации разведывательному сообществу США по активизации работы на китайском направлении.
Настороженное отношение к китайским инвестициям в американскую экономику возникло в Вашингтоне ещё до прихода администрации Трампа. США начали усиливать контроль над сделками по покупке активов на американской территории китайскими инвесторами в 2015 году, когда обострились отношения между двумя странами в военно-политической сфере (прежде всего, по поводу статуса островов в Южно-Китайском море).
Несмотря на то, что в Америке уже давно существует довольно либеральный режим в сфере экспорта и импорта капитала, включая прямые инвестиции, кое-какой контроль всегда сохранялся. В частности, такой контроль осуществляет Комитет по иностранным инвестициям в США (The Committee on Foreign Investment in the United States – CFIUS). Комитет входит в систему американского министерства финансов, координирует работу чиновников ряда ведомств, включая представителей Пентагона и Госдепартамента. Комитет имеет право запрещать инвестиционные сделки по соображениям национальной безопасности. Запреты могут распространяться также на дочерние компании и филиалы неамериканских компаний, зарегистрированных и действующих в США. В докладе «Двустороннее движение: 25 лет американо-китайских прямых инвестиций» содержится прямая рекомендация внести такие изменения в устав CFIUS, которые полностью исключат покупки активов в США китайским государственным компаниям.
Впрочем, Комитет по иностранным инвестициям в США и так не дремлет. Недавно он заблокировал продажу китайской частной инвестиционной фирме Go Scale американской компании Lumileds, производящей осветительную аппаратуру по технологии голландского гиганта Philips NV, (сумма сделки оценивалась в 3,3 млрд. долл.). Комитет в своём решении сформулировал запрет на продажу американских активов компании Philips не только данной китайской фирме, но любому инвестору из Азии. А в феврале 2016 года китайская Tsinghua Unigroup отказалась от предлагаемой сделки по покупке производителя цифровых запоминающих устройств Western Digital Corp. из-за опасений длительных процедур согласования сделки и в случае её совершения последующего жёсткого контроля со стороны американских ведомств.
Большой резонанс вызвало распоряжение бывшего президента США Барака Обамы, подписанное им в начале декабря. В приказе содержится запрет китайскому инвестиционному фонду Fujian Grand Chip Investment Fund совершить покупку действующего на территории США предприятия, принадлежащего германской компании Aixtron. Распоряжение подписано на основе рекомендаций Комитета по иностранным инвестициям в США. Дополнительные разъяснения по сделке дало Министерство финансов США: «Риски для национальной безопасности, создаваемые сделкой, связаны в числе прочего с военными приложениями технологий и знаний, накопленных Aixtron, инновационной компанией, производящей оборудование для полупроводниковой промышленности, а также с вкладом бизнеса Aixtron в США в развитие соответствующих технологий».
Видимо, Обама на исходе своего президентства уловил новые ветры в отношениях между США и Китаем и решил заблокировать покупку Aixtron, не оставляя это администрации Трампа. А ведь ещё незадолго до этого бывший президент США весьма лояльно относился к такого рода сделкам с участием китайских инвесторов. Так, в 2013 г. американские конгрессмены высказывали сомнения по поводу поглощения китайской корпорацией Shuanghui International Holdings американской компании Smithfield Foods, но Обама преодолел сопротивление конгресса и дал разрешение на эту сделку стоимостью 4,7 млрд. долл.
Антикитайские настроения Вашингтона может подхватить Европа. Торговые отношения ЕС и Китая и так находятся в напряжённом состоянии. Европейцы протестуют против китайского демпинга, обвиняют Пекин в том, что большая часть китайских экспортёров – государственные или полугосударственные компании. А теперь на повестку дня стал вопрос о защите европейской экономики от китайских инвестиций. Так, Зигмар Габриэль, министр экономики Германии, подготовил и продвигает законопроект об ограничении продаж иностранным компаниям европейских предприятий с «ключевыми технологиями, имеющими особое значение». Немецкие опасения по поводу китайских инвестиций усилились после того, как китайский производитель бытовой техники Midea купил в 2016 году немецкую инжиниринговую фирму Kuka, производящую робототехнику, за 4,5 млрд. евро (5 млрд. долл.). Kuka является ключевым поставщиком для многих немецких и американских оборонных подрядчиков, и данная сделка вызвала в Вашингтоне большое неудовольствие.
США могут усилить протекционистские меры в части китайских инвестиций не только по соображениям национальной безопасности. Вашингтон недоволен также тем, что американский капитал сталкивается сегодня в Китае с большими трудностями. Заметного прироста американских инвестиций в Китае не наблюдается, американские инвесторы жалуются на административно-бюрократические барьеры (ограничения по выводу прибыли из страны, усиление общего валютного контроля и др.). Несмотря на многочисленные обещания Пекина сделать режим для иностранного капитала более либеральным, всё остается по-прежнему. Иностранные компании, в частности, не могут приобрести в Китае предприятия в сфере банковского дела, ценных бумаг, телекоммуникаций, транспорта и профессиональных услуг. Не исключено, что администрация Трампа потребует от Пекина симметричных отношений в сфере трансграничного движения капитала. Пекин не может пойти на такую симметрию по многим причинам, но тогда симметрию начнёт восстанавливать Вашингтон, вводя ограничения на китайские инвестиции в США.
http://www.fondsk.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Однако экономические отношения между США и Китаем не ограничиваются торговлей, они дополняются трансграничным движением капитала в обоих направлениях. Внимание к американо-китайским инвестиционным отношениям привлекли несколько событий конца прошлого года. Одно из них – появление доклада «Двустороннее движение: 25 лет американо-китайских прямых инвестиций». Исследование было подготовлено Национальным комитетом США по американо-китайским отношениям (National Committee on U.S. China Relations) совместно с аналитической фирмой Rhodium Group. Сенсационным стал вывод доклада о том, что фактические объёмы трансграничных операций в форме прямых инвестиций между США и Китаем оказались в 2-3, даже 4 раза больше, чем это следует из официальной статистики обеих стран. Одна из главных причин занижения масштабов этих операций заключается в том, что официальные данные отражали в основном трансграничные переводы финансовых средств инвесторов, но не учитывали, что значительная часть новых инвестиций осуществляется за счёт прибыли иностранных компаний, получаемых в стране пребывания (реинвестиции).
Согласно этому докладу, в 1990-2015 гг. прямые инвестиции США в Китай достигли 228 млрд. долл. (всего 6,7 тыс. инвестиционных сделок), а прямые инвестиции Китая в США - 64 млрд. долл. (1,2 тыс. инвестиционных сделок). На первый взгляд двустороннее движение капитала между странами не вполне сбалансированно: объём американских активов в Китае примерно в 3,5 раза превышает объём китайских активов в США.
Однако картина будет выглядеть иначе, если мы посмотрим на относительные показатели. По данным ЮНКТАД, общий объём накопленных прямых зарубежных инвестиций Китая в конце 2015 года составил 1.010 млрд. долл.; аналогичный показатель по США был равен 5.983 млрд. долл. Получается, что на Китай пришлось примерно 3,8 % всех накопленных американских прямых инвестиций за рубежом, на США - примерно 6,3 % накопленных китайских прямых инвестиций за рубежом. То есть получается, что американский рынок прямых инвестиций для китайских компаний имеет на данный момент существенно большее значение, чем китайский рынок прямых инвестиций для американских компаний. Согласно докладу Национального комитета США по американо-китайским отношениям, пик инвестиций США в КНР на уровне 21 млрд. долл. был достигнут в 2008 году, после чего началось снижение, и ежегодные инвестиции в среднем составляли 13 млрд. долл. В то же время инвестиции КНР в США в период с 2011 по 2015 год ежегодно росли в среднем на 30 %, взлетев с 1 млрд. долл. в 2008 году до 15 млрд. долл. в 2015 году. Ожидается, что по итогам 2016 года этот показатель может превысить 25 млрд. долл., а общий объём накопленных прямых инвестиций китайских компаний в США может достичь 90 млрд. долл. В то же время заметного прироста американских активов в китайской экономике в последние годы не произошло. Более высокие темпы экспорта капитала из Китая в США, чем из США в Китай, могут сделать со временем двухстороннее движение капитала более сбалансированным.
Ещё один сенсационный факт, содержащийся в разбираемом докладе, заключается в том, что в 2015 году прирост прямых инвестиций из Китая в США впервые за всю историю взаимоотношений двух государств превысил прирост прямых инвестиций из США в Китай: 15,3 млрд. долл. против 13,1 млрд. долл. При этом авторы доклада перевели свои выводы на язык, близкий Трампу и людям его команды, а именно: прямые инвестиции американских компаний в Китае создали там 1,6 млн. рабочих мест, а китайские инвестиции в США обеспечили работу лишь 100 тысячам американцев.
Тональность доклада «Двустороннее движение: 25 лет американо-китайских прямых инвестиций» перекликается с тональностью ещё одного недавно появившегося доклада, подготовленного специальной комиссией американского конгресса по обзору отношений США и Китая в сфере экономики и безопасности (U.S.-China Economic and Security Review Commission - USCESRC). Объёмный доклад комиссии конгресса (более 500 страниц) предупреждает о больших рисках для Америки дальнейшего углубления экономических отношений между двумя странами и призывает американских законодателей к бдительности.
В частности, в докладе утверждается, что Китай не отвечает стандартам ВТО и его экономика до сих пор не стала «рыночной». Следовательно, США и другие страны имеют право применять защитные меры против китайских товаров (прежде всего, антидемпинговые пошлины). Обращается внимание на то, что многие китайские экспортёры товаров и капитала – государственные компании. А это создаёт условия для демпинга, поскольку государственные компании подпитываются за счёт субсидий из бюджета. Дополнительные угрозы для США создаёт то, что приобретение китайскими компаниями активов в странах Запада может диктоваться не коммерческими интересами, а соображениями политического и военно-стратегического характера (прежде всего, речь идёт о доступе к технологиям двойного назначения). Высказываются также опасения по поводу того, что американская военная промышленность передаёт производство всё большей части разных деталей и узлов на аутосорсинг китайским поставщикам. Помимо опасной зависимости от поставщиков существует ещё проблема недостаточно высокого качества деталей и узлов китайского происхождения. Председатель комиссии конгресса по обзору отношений США и Китая в сфере экономики и безопасности Деннис Ши, представляя доклад, высказался очень прямолинейно: «Китайские государственные предприятия являются оружием китайского государства. Мы не хотим, чтобы американское правительство покупало компании в США. Так почему же мы хотим, чтобы китайское коммунистическое правительство покупало компании в Штатах?»
Комиссия пришла к выводу, что Китай ведёт активный промышленный и экономический шпионаж в США. Чтобы получить доступ к новым технологиям, обесценить американские компании и затем дешёво скупить их, говорится в докладе комиссии, Китай использует как технические средства (кибершпионаж), так и агентов. Причём в последние годы Китай делает основную ставку на агентурную работу и активно вербует тех американских граждан, которые могут снабжать Пекин научно-технической, финансовой и экономической информацией секретного характера. Особенно активно вербовочная работа ведётся в американских университетах, где много китайских студентов, приезжающих в США со специальными заданиями. В докладе говорится, что у США до сих пор не налажена должная контрразведывательная работа по линии китайского промышленного и экономического шпионажа. Сейчас USCESRC готовит специальный закрытый доклад для конгресса, который будет содержать рекомендации разведывательному сообществу США по активизации работы на китайском направлении.
Настороженное отношение к китайским инвестициям в американскую экономику возникло в Вашингтоне ещё до прихода администрации Трампа. США начали усиливать контроль над сделками по покупке активов на американской территории китайскими инвесторами в 2015 году, когда обострились отношения между двумя странами в военно-политической сфере (прежде всего, по поводу статуса островов в Южно-Китайском море).
Несмотря на то, что в Америке уже давно существует довольно либеральный режим в сфере экспорта и импорта капитала, включая прямые инвестиции, кое-какой контроль всегда сохранялся. В частности, такой контроль осуществляет Комитет по иностранным инвестициям в США (The Committee on Foreign Investment in the United States – CFIUS). Комитет входит в систему американского министерства финансов, координирует работу чиновников ряда ведомств, включая представителей Пентагона и Госдепартамента. Комитет имеет право запрещать инвестиционные сделки по соображениям национальной безопасности. Запреты могут распространяться также на дочерние компании и филиалы неамериканских компаний, зарегистрированных и действующих в США. В докладе «Двустороннее движение: 25 лет американо-китайских прямых инвестиций» содержится прямая рекомендация внести такие изменения в устав CFIUS, которые полностью исключат покупки активов в США китайским государственным компаниям.
Впрочем, Комитет по иностранным инвестициям в США и так не дремлет. Недавно он заблокировал продажу китайской частной инвестиционной фирме Go Scale американской компании Lumileds, производящей осветительную аппаратуру по технологии голландского гиганта Philips NV, (сумма сделки оценивалась в 3,3 млрд. долл.). Комитет в своём решении сформулировал запрет на продажу американских активов компании Philips не только данной китайской фирме, но любому инвестору из Азии. А в феврале 2016 года китайская Tsinghua Unigroup отказалась от предлагаемой сделки по покупке производителя цифровых запоминающих устройств Western Digital Corp. из-за опасений длительных процедур согласования сделки и в случае её совершения последующего жёсткого контроля со стороны американских ведомств.
Большой резонанс вызвало распоряжение бывшего президента США Барака Обамы, подписанное им в начале декабря. В приказе содержится запрет китайскому инвестиционному фонду Fujian Grand Chip Investment Fund совершить покупку действующего на территории США предприятия, принадлежащего германской компании Aixtron. Распоряжение подписано на основе рекомендаций Комитета по иностранным инвестициям в США. Дополнительные разъяснения по сделке дало Министерство финансов США: «Риски для национальной безопасности, создаваемые сделкой, связаны в числе прочего с военными приложениями технологий и знаний, накопленных Aixtron, инновационной компанией, производящей оборудование для полупроводниковой промышленности, а также с вкладом бизнеса Aixtron в США в развитие соответствующих технологий».
Видимо, Обама на исходе своего президентства уловил новые ветры в отношениях между США и Китаем и решил заблокировать покупку Aixtron, не оставляя это администрации Трампа. А ведь ещё незадолго до этого бывший президент США весьма лояльно относился к такого рода сделкам с участием китайских инвесторов. Так, в 2013 г. американские конгрессмены высказывали сомнения по поводу поглощения китайской корпорацией Shuanghui International Holdings американской компании Smithfield Foods, но Обама преодолел сопротивление конгресса и дал разрешение на эту сделку стоимостью 4,7 млрд. долл.
Антикитайские настроения Вашингтона может подхватить Европа. Торговые отношения ЕС и Китая и так находятся в напряжённом состоянии. Европейцы протестуют против китайского демпинга, обвиняют Пекин в том, что большая часть китайских экспортёров – государственные или полугосударственные компании. А теперь на повестку дня стал вопрос о защите европейской экономики от китайских инвестиций. Так, Зигмар Габриэль, министр экономики Германии, подготовил и продвигает законопроект об ограничении продаж иностранным компаниям европейских предприятий с «ключевыми технологиями, имеющими особое значение». Немецкие опасения по поводу китайских инвестиций усилились после того, как китайский производитель бытовой техники Midea купил в 2016 году немецкую инжиниринговую фирму Kuka, производящую робототехнику, за 4,5 млрд. евро (5 млрд. долл.). Kuka является ключевым поставщиком для многих немецких и американских оборонных подрядчиков, и данная сделка вызвала в Вашингтоне большое неудовольствие.
США могут усилить протекционистские меры в части китайских инвестиций не только по соображениям национальной безопасности. Вашингтон недоволен также тем, что американский капитал сталкивается сегодня в Китае с большими трудностями. Заметного прироста американских инвестиций в Китае не наблюдается, американские инвесторы жалуются на административно-бюрократические барьеры (ограничения по выводу прибыли из страны, усиление общего валютного контроля и др.). Несмотря на многочисленные обещания Пекина сделать режим для иностранного капитала более либеральным, всё остается по-прежнему. Иностранные компании, в частности, не могут приобрести в Китае предприятия в сфере банковского дела, ценных бумаг, телекоммуникаций, транспорта и профессиональных услуг. Не исключено, что администрация Трампа потребует от Пекина симметричных отношений в сфере трансграничного движения капитала. Пекин не может пойти на такую симметрию по многим причинам, но тогда симметрию начнёт восстанавливать Вашингтон, вводя ограничения на китайские инвестиции в США.
http://www.fondsk.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу