Почему в России привилегированные акции настолько дешевле обыкновенных? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Почему в России привилегированные акции настолько дешевле обыкновенных?

5 апреля 2017 БКС Экспресс
Принимая решение об инвестировании средств на российском фондовом рынке, с одним из первых вопросов с которым сталкивается потенциальный акционер, это выбор типа акций выпущенных эмитентом. Что лучше купить на ближайший год-два, обыкновенные акции Сбербанка или привилегированные (они же префы от англ. Preferred stock)?

После первичного знакомства с финансовыми определениями типов акций делается вывод о том, что обыкновенные акции имеют право голоса, в отличие от привилегированных, но последние дают какие-то преимущества относительно дивидендных выплат.

Почему в России привилегированные акции настолько дешевле обыкновенных?


Действительно, в широком понимании, префы потому и привилегированные, что дают привилегию гарантированного получения дивидендов, тогда как по обыкновенным акциям их может не быть вообще.

Однако когда речь идет о нашей стране, практика в отношении привилегированных акций отлична, скажем от американской, что обусловлено самим появлением акционерной формы частной собственности путем приватизации госпредприятий в начале девяностых. Эти акции были созданы не для финансирования компании, а для разделения всенародной собственности работниками приватизируемых предприятий.

В США по привилегированным акциям преимущественно выплачивается фиксированный дивиденд, что роднит их с облигациями, с той лишь разницей, что при ликвидации общества инвестор не сможет взыскать свои дивиденды в отличие от кредитора. Поэтому гарантированный дивиденд делает эту акцию дороже. А что у нас?
В биржевом терминале QUIK сейчас можно найти более 50 компаний имеющих привилегированные и обыкновенные акции, торгующиеся на Московской бирже, и среди них в 75% случаев префы торгуются с дисконтом.



Встает вопрос о том, почему этот дисконт существует, если, к примеру, по акциям Сбербанка, Ростелекома, Татнефти дивидендная доходность стабильно выше? Ведь скажем по акциям Сбербанка, контрольный пакет принадлежит государству, и ни о каком влиянии на управление компанией прочими акционерами речь в любом случае не идет.
В объяснении причин подобной ситуации зачастую можно встретить мнение о слабом корпоративном управлении и исторически сложившемся дисконте. Аргументы не совсем понятные, но отчасти оправданные.

Для примера в этом отношении можно рассмотреть ситуацию в Татнефти, где средний дисконт в последние кварталы превышает 40%. Эту компанию мы взяли из-за того, что ее бумаги с относительно высокой ликвидностью. В дивидендной политике компании указана выплата дивидендов не меньше 30% прибыли. Однако эта формулировка являет собой обоснование для рекомендации Советом директоров, тогда как в Уставе компании по-прежнему значится, что владельцы префов имеют право на получение ежегодного фиксированного дивиденда на уровне 100% от номинальной стоимости, которая составляет 1 руб., если иное решение не примет Общее собрание акционеров (ОСА). С учетом государственного управления, последнее слово в вопросе выплаты или невыплаты дивидендов остается за ОСА, то есть за госорганами, которые исходят в своих действиях не только из мотива максимизации прибыли как акционера.



То есть, даже в случае получения компанией прибыли, риск невыплаты дивидендов (1 руб. не берем в расчет) есть.

В то же время в Уставе присутствует оговорка, что сумма дивидендов на одну привилегированную акцию не может быть меньшей дивидендов на одну обыкновенную. Этот момент, наряду с историей последних 8 лет подтверждающих ежегодные выплаты дивидендов в равном объеме, в определенной мере нивелирует опасения ущемления прав держателей префов, но все же не гарантирует.

Получается, что мы столкнулись с каким-то инвестиционным парадоксом или явной неэффективностью рынка. Дивидендный поток стабильный по обеим бумагам, но префы стоят стабильно дешевле.

Нужно сказать, что в российской практике не редкими являлись ситуации, когда мажоритарный акционер, выгоды от владения акциями получал не через дивиденды, а иными путями. Это может быть назначение аффилированных лиц на должности с крайне привлекательными условиями работы, преференции от заключения договоров с контрагентами на условиях, выгодных лично мажоритарному акционеру, «толлиноговые» схемы и т.д. В этих условиях возможность влиять на принятие решений органами управления акционерного общества становится ключевым моментом.
В целом, очевидно, что случай каждой конкретной компании стоит рассматривать индивидуально, и все же общие черты в причинах существования подобных дисконтов можно обозначить по ряду моментов.

Факторы, создающие дисконт привилегированных акций:

1. Премия за контроль. Несмотря на то, что по ряду бумаг контролирующим акционером является государство, при решении определенных вопросов общество вынуждено выкупать акции у несогласных акционеров, и владельцы префов в их число не входят. Яркий пример – отказ Роснефти от выкупа префов Башнефти. Кроме того, ситуация когда в Уставе прописан низкий дивиденд на уровне номинала, выплата в подобном объеме, равная по сути невыплате (чаще всего), не дает формально префам право голоса.

2. Ликвидность. Фактор ликвидности может оказывать негативное влияние на цену префов, но он сам в определенной мере является производным. Тем не менее, по закону префов может быть не более 25%, и, несмотря, на то, что free-float по ним больше, а в случае Татнефти и Сбербанка и вовсе 100%, в составе индекса ММВБ Сбербанк-п имеет долю 1% против 15% у Сбербанк-ао. В эпоху индексного инвестирования это немаловажный фактор.



3. Доступность. Связанный с первым фактором, фактор доступности имеет право и на отдельное существование. Речь идет о том, что в отличие от обыкновенных акций на привилегированные вышеперечисленные эмитенты не выпускали депозитарных расписок, и соответственно они не торгуются ни в Нью-Йорке, ни в Лондоне, и не входят, к примеру, в состав популярного индекса FTSE Russia IOB. Иностранным инвесторам просто сложнее и неудобнее покупать данные бумаги.

4. Размывание потенциальных дивидендов. У Татнефти и Сбербанка выпущено только 6% и 4% привилегированных акций из возможных 25%.

В то же время, наблюдаемые сегодня премии префов к обычке по ряду бумаг обусловлены по большому счету одним фактором – высокой ожидающейся дивидендной доходностью, не редко ожиданием выплаты нераспределенной ранее прибыли, или как в случае Сургутнефтегаза валютной переоценкой депозитов компании.

Игра на сокращение дисконта?

Ставки вниз, префы вверх

Если взглянуть на историю последних 10 лет в разрезе дисконта по акциям Сбербанка и Татнефти можно найти определенную корреляцию его изменения с динамикой процентных ставок, в данном случае доходностью 10-летних ОФЗ.

Наибольший дисконт наблюдался в период кризиса 2008-2009 гг, когда и доходность гособлигаций была критической, достигая почти 16%. Снижение также впоследствии проходило параллельно. Однако причины подобной динамики как раз обусловлены более низкой ликвидностью префов, нежели фундаментальной взаимосвязью доходности безрисковых инструментов и префов. Последняя, конечно, есть, но она будет крепнуть скорее по мере дальнейшего снижения ставок в экономике.

То есть, некоторого опережающего роста префов разумно ждать на фоне траектории снижения ставок в экономике, но этот фактор не столь весомый, по крайней мере до того как ставки не опустятся, условно говоря, ниже 6%-7%.



Правительство заботится о миноритариях

Однако дальнейшее снижение ставок, это не единственный аргумент в пользу сокращения дисконта. Стоит сказать, что правительство РФ в июне прошлого года утвердило дорожную карту по «Совершенствованию корпоративного управления», в которой среди прочего стоит задача предоставить право голоса владельцам префов по вопросу внесения в устав положения об объявленных привилегированных акциях. 25 января 2017 года Минэкономразвития был подготовлен проект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"», в котором обозначены данные инициативы. Предполагается, что поправки будут приняты к ноябрю 2017 года.

Налоговые льготы ведут капитал с депозитов на фондовый рынок

Наконец, не стоит забывать, что в недавнем прошлом были введены налоговые стимулы для открытия ИИС на фондовом рынке, которые в целом активизируют процесс перетока капитала с банковских депозитов в акции и облигации, и с учетом того, что доходность по префам выше, чем по обыкновенным акциям, это будет способствовать сокращению дисконта.

Вывод

С учетом ожидающегося продолжения снижения ставок в экономике, законодательных нововведений ликвидные привилегированные акции российских компаний могут показать опережающую динамику в сравнении с обыкновенными, но существование обозначенных фундаментальных факторов создающих дисконт префов не позволяет всецело ориентироваться на этот сценарий. Скорее целесообразно вести речь о разумной балансировке разных типов акций в портфеле с некоторым перевесом в пользу привилегированных.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter