17 июля 2017 The New York Times
Поскольку мировые автопроизводители делают большие ставки на электромобили, многие отраслевые аналитики обсуждают ключевой вопрос: когда электромобили будут столь же распространены, как и традиционные средства передвижения?
Распространённое мнение гласит, что электромобили будут оставаться нишевым продуктом на протяжении многих лет, страдая от своей высокой себестоимости, которая делает их сильно зависимыми от государственных субсидий.
Но всё больше аналитиков утверждает, что подобный пессимизм устаревает. Новый отчёт исследовательской группы Bloomberg New Energy Finance предполагает, что цена электрокаров падает намного быстрее, чем ожидалось, чему способствует удешевление батарей и агрессивная политика, пропагандирующая автомобили с нулевым уровнем выбросов в Китае и Европе.
Исследовательская группа прогнозирует, что в период с 2025 по 2030 год электрокары станут конкурентоспособными по стоимости с традиционными автомобилями, даже без субсидий, и даже без учёта экономии топлива. Как только это произойдёт, массовое внедрение электрокаров должно ускориться.
«Наш прогноз не зависит от стран, принимающих новые строгие стандарты в отношении топлива или политики в области климата», – сказал Колин МакКеррачер, руководитель перспективного транспортного анализа в Bloomberg New Energy Finance. «Это экономический анализ, учитывающий тенденцию достижения первоначальной стоимости электромобилей ценового паритета. Именно тогда и произойдёт реальный сдвиг».
Если данные прогнозы подтвердятся, это будет иметь огромные последствия для автомобильной промышленности, нефтяного рынка и усилий всего мира по замедлению глобального потепления.
Аккумуляторный импульс
В прошлом году электрокары составляли менее 1% новых продаж легковых автомобилей во всём мире, сдерживаемые высокими первоначальными затратами. Chevrolet Bolt, выпускаемый General Motors, продаётся примерно за $37 500 без учёта федеральных налоговых льгот. Поскольку цены на бензин колеблются примерно около уровня в $2 за галлон, лишь относительно небольшое количество потребителей заинтересованы в переходе на электродвигатели.
Но есть признаки глобального сдвига. Тесла и Фольксваген планируют ежегодно выпускать более миллиона электромобилей к 2025 году. В начале июля Volvo объявила, что поэтапно откажется от традиционного двигателя внутреннего сгорания (ДВС), и что все её новые модели, начиная с 2019 года, будут либо гибридами, либо иметь только электрический двигатель.
Скептики утверждают, что эти шаги по большому счёту незначительны. Exxon Mobil, которая изучает потенциальную угрозу для своей бизнес-модели от электромобилей, по-прежнему ожидает, что их продажи будут расти медленно, в пределах 10% новых продаж в США к 2040 году, не оказав особого влияния на глобальный нефтяной спрос. Федеральное Управление по энергетической информации также прогнозирует аналогичный медленный рост использования электромобилей по всему миру.
Прогноз Bloomberg гораздо более агрессивен, предполагая, что гибриды и электрокары будут составлять 54% от мировых продаж новых легковых автомобилей к 2040 году, превосходя реализацию традиционных автомобилей с ДВС.
Причина? Батарейки. С 2010 года средняя стоимость литий-ионных батарей упала на 2/3, достигнув около $300 за киловатт-час. В отчёте Bloomberg говорится, что к 2030 году она упадёт до $73 без каких-либо значительных технологических прорывов, поскольку такие компании, как Tesla, увеличивают производство аккумуляторов на крупных заводах, оптимизируя их конструкцию и улучшая химический состав.
Как отмечается в докладе, в следующем десятилетии продажи электромобилей будут по-прежнему зависеть от правительственных стимулов и мандатов на продажу в таких регионах, как Европа, Китай и Калифорния. Но поскольку автопроизводители представляют большее разнообразие моделей и снижают затраты, цены на электрокары в конечном счёте достигнут того уровня, при котором они перестанут нуждаться в государственной поддержке, конкурируя на равных с традиционными автомобилями.
Тем не менее, подобный результат вряд ли гарантирован. Правительства могут уменьшить свои стимулы, прежде чем электромобили станут полностью конкурентоспособными: многие государства уже начинают вводить налог на электрокары. Производители аккумуляторов могут столкнуться с нехваткой сырья или производственными проблемами, которые помешают им сократить расходы. И непредвиденные технологические неудачи, такие как повсеместное возгорание аккумуляторных батарей, могут остановить прогресс.
«Но мы старались быть достаточно консервативными в нашей оценке динамики себестоимости аккумуляторов», – отметил г-н МакКеррачер. «И мы не видим препятствий к тому, что бы в ближайшее время стоимость электромобилей стала конкурентоспособной».
Потенциальные риски неудачи
Другие эксперты предупреждают, что падение стоимости батареи не является единственным фактором, определяющим массовость электромобилей. Сэм Ори, исполнительный директор Института энергетической политики Чикагского университета, отметил: «Люди не покупают автомобили, ориентируясь исключительно на цену».
Потребители могут опасаться транспортных средств с ограниченным радиусом действия, зарядка которых может длиться несколько часов. Хотя исследователи показали, что электрокары имеют достаточный диапазон для повседневных привычек широкого круга пользователей, потребительская психология в этом плане всё ещё трудно предсказуема. В докладе, например, не ожидается, что электромобили будут широко распространяться на рынке пикапов.
Инфраструктура является ещё одним потенциальным барьером для распространения электрокаров. Хотя города начинают строить тысячи общественных зарядных станций, а Tesla работает над сокращением времени, необходимого для зарядки батареи, оно всё равно несопоставимо больше, чем необходимого для заправки обычного автомобиля с ДВС.
Многие владельцы заряжают свои электрокары ночью в собственных гаражах, но это намного сложнее для людей, живущих в городах, которые паркуют свои автомобили на улице.
В результате отчёт Bloomberg предупреждает, что электромобили могут столкнуться с трудностями, связанными с нахождением в условиях плотной городской застройки и иными инфраструктурными проблемами, способными замедлить рост рынка электрокаров после 2040 года.
Ещё одним потенциальным препятствием могут стать сами автопроизводители. В то время как большинство из них внедряют гибриды в США, чтобы соответствовать более строгим стандартам экономии топлива, они не всегда агрессивно продают их, сказал Челси Секстон, консультант по автомобильной промышленности, который работал в программе электрических транспортных средств General Motors в 1990-х годах.
Автодилеры по-прежнему неохотно демонстрируют и продают электромобили, требующие зачастую меньшего обслуживания, и потому являясь менее выгодными для их сервисных подразделений. Опросы показали, что продавцы часто попросту не готовы к отправке автомобилей покупателям.
«Мы видели много анонсов новых электромоделей, но это не имеет особого значения, если автопроизводители просто строят эти автомобили для соблюдения некоторых норм, и не имеют никакого интереса к тому, чтобы их продавать», – сказала г-жа Секстон.
Сырьевая экономика может помочь преодолеть подобные барьеры, сказал г-н МакКеррачер. Он указал на Норвегию, где высокие налоги на транспортные средства с ДВС и щедрые субсидии для электромобилей создали ценовой паритет между ними. В результате гибриды и электромобили в этой стране теперь составляют 37% от всех новых продаж, по сравнению с 6% в 2013 году.
Борьба с изменением климата
Если прогноз Bloomberg окажется верным, это может иметь серьезные последствия для нефтяных рынков. В докладе говорится, что резкий рост электромобилей будет вытеснять 8 миллионов баррелей транспортного топлива каждый день. Сейчас в мире потребляется около 98 млн б/с).
Ряд нефтяных компаний в настоящее время сталкиваются с перспективой возможного пика мирового спроса, вложив при этом миллиарды долларов инвестиций во времена ценового бума на нефтяном рынке.
Массовое внедрение электромобилей также могло бы стать ключевой стратегией в борьбе с изменением климата при условии, что на них всё больше будет задействоваться низкоуглеродная электроэнергия, а не уголь. Международное энергетическое агентство подсчитало, что электрокары должны составлять не менее 40% мировых продаж легковых автомобилей к 2040 году, чтобы иметь возможность достичь климатических целей, изложенных в Парижском соглашении, сохраняя общее глобальное потепление ниже 2 градусов Цельсия.
Однако в докладе Bloomberg также указывается, сколько ещё потребуется странам для сокращения транспортных выбросов.
Даже при резком росте доли электротранспортных средств, в 2040 году в мире по-прежнему будет значительное количество традиционных автомобилей с ДВС, намного больше, чем сейчас. И поэтому для естественного выхода этих машин из эксплуатации потребуется много лет.
Другие же виды транспорта, такие как многотонные грузовики и авиационная техника, по-прежнему будут почти недоступными для электрификации без радикальных технологических сдвигов в производстве автономных источников питания.
Это означает, что ещё слишком рано писать некролог для двигателя внутреннего сгорания.
http://www.nytimes.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба