Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Сергей Егишянц, Кое-что об успехах суверенной демократии » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Сергей Егишянц, Кое-что об успехах суверенной демократии

На минувшей неделе было не так много политических событий – конец года начинает уже ощущаться. Впрочем, злые языки не смогли пройти мимо очередного опроса в Японии, показавшего катастрофическое падение популярности кабинета Таро Асо – его рейтинг опустился до 22% лишь через несколько месяцев после формирования; Financial Times меланхолично замечает по этому поводу, что Асо может стать уже третьим подряд премьером, чьё правительство уйдёт в отставку, проработав меньше года. В остальном политика отошла на второй план, уступив приоритет экономике
13 декабря 2008 ITI Capital | Архив
Добрый день. На минувшей неделе было не так много политических событий – конец года начинает уже ощущаться. Впрочем, злые языки не смогли пройти мимо очередного опроса в Японии, показавшего катастрофическое падение популярности кабинета Таро Асо – его рейтинг опустился до 22% лишь через несколько месяцев после формирования; Financial Times меланхолично замечает по этому поводу, что Асо может стать уже третьим подряд премьером, чьё правительство уйдёт в отставку, проработав меньше года. В остальном политика отошла на второй план, уступив приоритет экономике.

Нервная йена
Рынки лихорадило – как это обычно и бывает в конце года. Кредитные ставки на межбанковском рынке то подскакивали из-за традиционного в декабре дефицита ликвидности, то сваливались обратно на очередных новостях о снижениях ставок или на ожиданиях таковых в самое ближайшее время. 3-месячная ставка LIBOR по доллару свалилась ниже 2% годовых – что вполне понятно, учитывая всеобщее ожидание снижения ставки ФРС США в ближайший вторник; в любом случае, разрыв между рыночной и официальной ставками сохраняется вполне солидный. Из случившихся новых примеров облегчения денежной политики можно отметить Южную Корею (ставка срезана на 1.00% до 3.00% годовых), Тайвань (на 0.75% до 2.00%), Канаду (на 0.75% до 1.50% - полувековой минимум) и Швейцарию (на 0.50% до 0.50%). Ожидания рынка по поводу Фед разнятся – в принципе, публика уже ждёт понижения ставки на 0.75% до 0.25% (т.е. до уровня ниже японского!), но многие сомневаются, что ведомство Бернанке решится так сразу рубануть сплеча и тем самым лишиться на будущее важного инструмента политики; в общем, тут явно будет о чём подумать.

Прочие рынки тоже не дремали. Акции в основном дорожали – но вяло, а к концу недели снова нырнули вниз, раздосадованные бесплодными препирательствами вокруг плана спасения американских автомобильных концернов. Впрочем, ещё весомее была реакция на оные препирательства рынка валютного – вернувшиеся страхи и опасения заставили его участников прыгать в ставшую излюбленным убежищем йену, а низкая ликвидность превратила это движение в вертикаль: рано утром в пятницу доллар-йена прорвала прежние низы около 90.90 и сразу же слетела на 2 йены ниже них, придя к 89. Теперь для этой пары остался единственный ориентир – исторический минимум 1995 года чуть ниже 80. Японские официальные лица, разумеется, не выражают по этому поводу восторга – но и особой активности не проявляется: министр финансов Накагава вяло заметил, что происходящее ему не нравится, но «прямо сейчас» интервенции, наверное, не будет – на это его же подчинённый Синохара раздражённо заявил, что Минфину пора прекратить болтовню и сейчас же зарядить Банк Японии на активные действия.

Сергей Егишянц, Кое-что об успехах суверенной демократии

Источник: SmartTrade
Товарные рынки неорганизованно дёргались – но в целом смотрели вверх, поскольку перед концом года многие стремятся закрыть свои позиции, а большинство выживших трейдеров играло на понижение. Ровно такая же картина сложилась и по евро, которое выстрелило вверх из-за активного закрытия позиций перед новым годом. А вот австралийский доллар так и завершает год у низов – отчасти тому причиной продолжение быстрого ухудшения ситуации в экономике. Вот и на прошлой неделе опрос Национального банка Австралии показал минимумы продаж и занятости с 1992 года, а заказов – с 1991 года; занятость в ноябре сократилась на 15.6 тыс. человек; третья в мире добывающая компания (и вторая отдельно по железной руде) Rio Tinto объявила о сокращении персонала на 14 тыс. человек. Доходит до смешного – из-за дешёвого осси отменила свои концерты в Сиднее и Мельбурне Мадонна; тут власти окончательно поняли, что дело плохо – и приняли план стимулирования спроса на сумму, равную примерно 0.5% ВВП; однако это в 10 раз меньше, чем «план Полсона» в Штатах – так что от подобного плана вряд ли можно ждать серьёзной отдачи.

В Китае появился очередной мрачный сигнал скорости вступления в кризис: ноябрьский экспорт впервые за 7 лет показал снижение по сравнению с тем же месяцем прошлого года (на 2.2%) – если учесть, что ещё в октябре отмечалось увеличение на 19.1%, то можно себе представить, как быстро ухудшается ситуация. Любопытно, что импорт падает ещё быстрее (-17.9% за последний год), так что профицит торгового баланса достиг нового максимума 40.1 млрд. долларов – таким образом, внутренний спрос в КНР падает даже быстрее внешнего, но при этом страна продолжает зачем-то накапливать баксы. В Японии оценка ВВП за третий квартал была пересмотрена основательно вниз – с –0.1% до –0.5% против предыдущей четверти года; корпоративные инвестиции сократились на 3.5% (это при том, что в прошлом квартале они уже упали на 7.0%). Индекс опережающих индикаторов в октябре опять завалился, исследования состояния экономики и настроений потребителей показали исторические минимумы, а промышленные заказы за последний год сократились на 15.5%; наконец, число корпоративных банкротств продолжает увеличиваться. Компания Sony объявила об увольнении 16 тыс. человек и снижении инвестиций в 1.5 раза; Panasonic понизил прогноз своей прибыли за текущий финансовый год (до конца марта) сразу в 10 раз. В общем, тут всё невесело.

Зато очень весело обстоят дела в России, где статистическое ведомство разразилось отчётом по ВВП за третий квартал – в котором радостно сообщается о годовом росте на 6.2%. Краткое знакомство с содержанием говорит о росте в сфере услуг (проверить почти невозможно) и строительстве – последнее превратилось уже в анекдот: вот уже год прирост объёма строительных работ намного превышает прирост ввода в строй построенных зданий – такое ощущение, что строители сначала возводят нечто, затем сами его разрушают и возводят заново, иначе трудно объяснить такую странную разницу, держащуюся столь долго. Но дело не только в этом – из чего, собственно, строят? Надо полагать, из строительных материалов, но сам же Росстат говорит о том, что объём погрузки оных грузов на железнодорожные составы (на которые приходится основная нагрузка в этой сфере) сократился на 0.5-1.0% - так откуда же рост строительных работ аж на 17.9% к прошлому году (в реальном выражении, т.е. уже с учётом инфляции)? Наконец, самое смешное – сам же Росстат заявил в отдельном отчёте, что объём строительных работ вырос в третьем квартале на 9.5% против того же периода прошлого года: так откуда же в сводном документе по ВВП появилась вдруг вдвое большая величина? И точно такая же картина по промышленности: а ведь это самые проверяемые компоненты – можно себе представить, какой произвол творится в остальных! По нашим прикидкам, реально ВВП вырос вдвое слабее официальных данных (на 3.0-3.5%), причём разница между оценками и официозом быстро увеличивается – иначе говоря, власти ответили на кризис излюбленным методом, т.е. фальсификацией данных: ну так они могли в таком случае хотя бы найти пару квалифицированных людей, которые сделали бы это не так топорно – или по крайней мере объяснили бы, что нынешний обман создаёт «эффект базы», из-за которого будущие падения будут выглядеть мрачнее, чем они есть на самом деле. Похоже, впрочем, часть начальства слегка протрезвела, так что МЭРТ уже не обещает в целом за год рост ВВП на 7%, что означало бы прибавку около 4% в октябре-декабре – но это слишком: уже в октябре даже официальные данные указывают на резкий спад производства и занятости, а с тех пор ситуация только ухудшалась – если в таких условиях эти (вырезано цензурой) показали бы якобы имевший место здоровый рост экономики, то можно было бы смело выбрасывать всю официальную российскую статистику на помойку. Кстати, агентство Standard & Poor’s срезало суверенные рейтинги России тоже, видимо, от избытка умиления перед чудесным процветанием «тихой гавани» в условиях глобального кризиса – да и в бегстве от рубля виноваты исключительно враги народа, сеющие панику среди несчастных простецов: такая версия, между прочим, уже стала очень популярной в «патриотической» среде. Впрочем, нынешняя россиянская «патриотическая общественность» – это по ведомству Кащенко, так что давайте лучше вернёмся к экономике.

Пёрл-Харбор в 2009 году
Загнивающий Запад, как обычно, сигналит о кризисе – чем, надо думать, демонстрирует свою ущербность в сравнении с сияющим градом поднявшейся с колен суверенной демократии. Во Франции в октябре промышленное производство сократилось сразу на 2.7% против сентября и на 7.5% против октября 2007 года, а настроения в отрасли упали до минимума с начала исследования в 1987 году; весьма печальны были также показатели производства в Италии (-1.2% за месяц и –6.9% за год), Германии (-2.1% и –3.8%) и Еврозоне в целом (-1.2% и –5.3%). Индикатор экономических настроений в Германии по версии исследовательского центра ZEW вырос в ноябре – но лишь благодаря предпраздничным ожиданиям: оценка текущей ситуации продолжила снижение; институт IFO ждёт уменьшения ВВП в следующем году на 2.2%. В Великобритании то же самое: промышленность в октябре упала на 1.7% к сентябрю и на 5.2% к октябрю прошлого года; торговый дефицит вырос из-за опережающего падения экспорта в ЕС – даже рекордно дешёвый фунт (против евро) не помогает! Цены производителей падают быстро – как и везде; цены на жильё где-то ускоряют падение, а в других местах замедляют – но тогда рекордно низким становится объём продаж; розничные продажи лишь активизируют своё падение, как видно из исследования KPMG и Британского розничного консорциума; обзоры Конфедерации британских промышленников показали дальнейшее ухудшение настроений в сфере услуг и углубляющееся падение промышленных заказов. Совсем неудивительно после всего этого увидеть оценку динамики ВВП от Национального института экономических и социальных исследований (NIESR) – согласно ей, в августе-ноябре экономика упала на 1.0% против предыдущих трёх месяцев сего года. Наконец, RICS сообщил о том, что страна переживает худший с Великой депрессии кризис рынка коммерческой недвижимости, так что последняя вполне может подешеветь вдвое.

В Штатах идут примерно те же процессы – правда, обычно с некоторым опережением. Оптовые продажи в октябре сократились на 4.1% против сентября (после сентябрьских –2.1%); розница показала пятое подряд помесячное снижение – в октябре на 1.8% (после сентябрьских –2.9%). Дальнейшее сжатие ипотечного кредита порождает сокращение покупок жилья; а сжатие глобального (в том числе и внутриамериканского) спроса вызывает снижение оборота внешней торговли – причём торговый дефицит при этом даже растёт, несмотря на обвал цен на нефть. Любопытно, что импортные цены уже ушли в минус – за последний год они упали на 4.4%; более того, в минус ушли и внутренние отпускные цены производителей – в ноябре они (если считать все товары, а не только конечные) снизились на 0.8% против того же месяца прошлого года: можно себе представить скорость процесса, если учесть, что всего 4 месяца назад годовая динамика показывала рост на 17.4%! Число первичных обращений за пособиями по безработице в первую неделю декабря взлетело до нового 26-летнего максимума – до верхов 1982 года уже не так и далеко; примерно такие же показатели и по повторным обращениям – в общем, занятость валится быстро и жёстко.

Сергей Егишянц, Кое-что об успехах суверенной демократии

Источник: Министерство труда США
Многочисленные программы помощи экономике помогают слабо – зато они активно сказываются на состоянии казны: в ноябре дефицит бюджета составил 164.4 млрд. долларов, а за 2 последних месяца в сумме – аж 401.6 млрд. Вполне очевидно уже, что дефицит в текущем финансовом году (он начался в США 1 октября) значительно превысит 1 трлн. – что станет рекордом не только по абсолютной сумме, но и как доля ВВП (до сих пор худшим был дефицит рейгановского 1983 года, составивший 6% ВВП). Отдельный отчёт о частных и корпоративных финансах в третьем квартале выпустила ФРС США – и он показал ряд внешне сенсационных вещей: прежде всего, размер долга домохозяйств сократился на 0.2% против предыдущего квартала – и это вообще первый случай такого снижения за все без малого 57 лет наблюдений! При этом, однако, реальный располагаемый доход домохозяйств упал ещё быстрее – из-за чего относительная долговая нагрузка стала даже тяжелее; более того, чистая стоимость домохозяйств (стоимость жилья плюс деньги на банковских депозитах минус долг по ипотеке и прочим кредитам вроде кредитных карт) снизилась в четвёртый раз подряд – это означает, что способность людей занимать у банков продолжает снижаться, что неизбежно заставляет домохозяйства сокращать потребление. В общем, дефляционная спираль в разгаре…

Корпоративных новостей было не так много. Глава Merrill Lynch Джон Тэйн попросил Совет директоров выплатить ему скромный годовой бонус 10 млн. долларов – и, к своего немалому возмущению, получил отлуп по полной программе: подумайте, какая чёрная неблагодарность! Очередные проблемы обнаружились у AIG – вдобавок к уже выделенным ей 150 млрд. долларов требуются ещё 10: группа имела глупость застраховать на такую сумму чьи-то спекулятивные позиции, по которым нынче набрались нехилые убытки. СМИ сообщили также об аресте влиятельного на Уолл-Стрит консультанта Бернарда Мэдоффа, который активно продвигал в хедж-фонды схему финансовой пирамиды (вроде нашей МММ) – убытки от этой «игры» составили 50 млрд. долларов. Anheuser-Busch сообщил о сокращении 1400 рабочих мест – но это сейчас обычное дело: необычна только отрасль – вроде бы пиво пить пока что народ не бросает. Автомобилисты продолжали клянчить деньги у Конгресса – и Палата представителей выделила им 14 млрд. во избежание банкротства; однако Сенат заартачился – республиканцы заблокировали пакет, тем самым оставив ситуацию на прежнем уровне. Белый Дом выказал своё крайнее раздражение и дал понять, что может использовать средства «плана Полсона» для спасения детройтских страдальцев – ну не банкротить же целый сектор, к тому же такой символический!

В остальном всё развивалось в русле последних тенденций. Казначейство объявило, кому оно даст вторую порцию денег (всего 165 млрд. долларов) в рамках «плана Полсона» - помимо всякой мелочи, осчастливят J.P.Morgan Chase, Citigroup и Wells Fargo (на 25 млрд. каждый), Bank of America (на 15), а также Merrill Lynch, Morgan Stanley и Goldman Sachs (по 10 на брата). ФРС решила, что каждый раз брать денег у Минфина нет смысла – и вознамерилась выпустить свои собственные долговые ценные бумаги на продажу: иначе говоря, вместо бюджетного дефицита теперь значительную часть программ будет финансировать прямая эмиссия. Собственно, отчасти это уже и сейчас так – и результат на табло: величина денежного мультипликатора (отношение М3 к М1) в ноябре снизилась на 3% по сравнению с прошлым годом – хотя ещё недавно она была в плюсе аж на 18%! Президент Обама дал понять, что собирается устроить массовые инвестиции в общественную инфраструктуру для стимуляции экономического роста – наблюдатели меланхолично отметили, что это сулит ещё и «план Обамы» примерно на триллион баксов. В целом же дела в мировой экономике нынче весьма плохи: финансовая система уже собрала убытков на триллион долларов, экономика повсюду валится – и, что самое главное, дефляционная спираль уже твёрдо вступила в свои права. 2009 год обещает получиться мрачным – и это признают все: нобелевский лауреат сего года Пол Кругман в своей лекции напророчил десятилетие депрессии без признаков экономического роста, а опрос экономистов от агентства Bloomberg показал среднее ожидание снижения потребительских расходов в США в следующем году аж на 15% - в последний раз такое было лишь после нападения японцев на Пёрл-Харбор в конце 1941 года! В общем, нравится это кому-то или нет, но мы вернулись во времена Великой Депрессии.

Хорошей вам недели.

Динамика цен за прошедшую неделю

Сергей Егишянц, Кое-что об успехах суверенной демократии