20 ноября 2017 Нефть России
Норвежское правительство сделало выбор в пользу электроприводных автомобилей и сумело превратить их в привлекательный объект для своих граждан. Сегодня эта небольшая скандинавская страна, число жителей которой едва превышает 5 млн человек, оказалась впереди всей планеты по числу таких машин на душу населения. Каждый третий продаваемый в стране автомобиль является полностью электрическим или гибридом, оснащённым системой внешней подзарядки.
График электромобилизации в Норвегии напоминает взлёт космической ракеты. С 2013 по 2016 гг. продажи нарастают лавинообразно: 10769, 23408, 39632 и 50875 штук в год! По дорогам страны уже бегают более 125 тыс. «зелёных» авто, приводимых в движение электрической энергией. По общему количеству электромобилей Королевство Норвегия уверенно опережает не только своих европейских соседей, но и почти весь мир, уступая лишь США, Китаю и Японии.
Из рога изобилия
Не будем подробно перечислять беспрецедентные меры государственной поддержки личного электротранспорта. О них достаточно много написано. Отметим лишь то, что правительство страны через различные льготы компенсирует владельцу электромобиля около половины его реальной стоимости. Журналисты Forbes оценивают общие затраты государства на продвижение электрической тяги в массы в 5 млрд долл. Более того, владельцы электромобилей безвозмездно пользуются муниципальными парковками и системой зарядных станций, а также ничего не платят за проезд по платным дорогам.
С экономической точки зрения, логика государственных чиновников, задумавших и устроивших этот «рай на земле», выглядит несколько странной. Дело в том, что на территории Норвегии полностью отсутствует автомобильное производство – все машины ввозятся в страну из-за рубежа, куда в результате и утекает львиная доля всех государственных субсидий. Спрашивается, зачем поддерживать зарубежного производителя? Кроме того, цена бензина, аналогичного АИ-95, в Норвегии сегодня самая высокая в Европе – от 1,62 до 1,72 евро за литр. Ясно, что ускоренная электромобилизация заметно подрывает как доходы нефтяных компаний, так и поступления в государственную казну.
Финансы наизнанку
Возможно, ключ к разгадке тайны «рога изобилия» лежит в финансовой сфере? Не секрет, что месторождения в Северном море давно прошли пик своей продуктивности. В 2002 г. Норвегия добывала в сутки свыше 3 млн барр. в нефтяном эквиваленте, а сегодня суточная добыча углеводородов опустилась до половины этой величины. А вот ещё напасть: в 2014 г. резко упали цены на нефть. Неудивительно, что торговый профицит страны устремился к нулю и грозит скоро превратиться в дефицит (см. график).
Как отмечают аналитики Deutsche Bank, несмотря на то, что львиная доля валютных поступлений в норвежскую казну создаётся поставками нефти и газа, когда конъюнктура на рынке углеводородов ухудшается, норвежская крона дешевеет гораздо медленнее, чем нефть и газ. Дело в том, что госбюджет рассчитан на нефть ценой около 70 долл. за барр., и если она оказывается меньше, Норвежский банк (ЦБ страны) для финансирования госрасходов тратит валютные резервы, покупая кроны на рынке. Возникает неестественный дефицит национальной валюты, ведущий к её укреплению.
Подобная особенность местных финансов не позволяет стране ловко маневрировать в трудные времена, снижая курс национальной валюты. Отказаться от сильной кроны трудно и по соображениям престижа: Норвегия занимает почётное третье место в мире в рейтинге государств с самыми высокими доходами на душу населения, а начиная с 2009 г. неизменно возглавляет список стран по индексу человеческого развития ООН.
Но даже если властям удалось бы всерьёз девальвировать крону, они не получили бы выигрыша от возросших экспортных поставок: кроме нефти и газа стране практически нечего поставлять за рубеж. Рыболовные промыслы погоды не делают, а других экспортных производств нет – «одноцилиндровая экономика».
Ход электроконём
Судя по всему, власти страны видят спасение от экономических невзгод в гидроэнергетике. Северное королевство для выработки электроэнергии использует преимущественно (более 90%) гидроресурсы. Гидроэлектростанции страны производят в год до 140 ТВт•ч недорогой и экологически чистой электроэнергии. По расчётам норвежского правительства, если бы весь легковой автопарк страны (2,5 млн машин – по данным на 2014 г.) в одночасье стал электрическим, для его обеспечения хватило бы всего 5 ТВ•ч электроэнергии в год.
И если всё население страны пересядет на электромобили, высвободившиеся углеводороды можно будет направить на экспорт, не так ли?
Чуда не случилось
Королевская щедрость возымела отрицательные последствия. Национальная казна ежегодно теряет огромные деньги, а потому льготы планируется пересмотреть. Так, начиная с 2018 г. предполагается вновь взимать с покупателя регистрационный налог на автомобиль – сначала в половинном размере, а с 2020 г. – полностью. Привилегии по бесплатному проезду, парковке и свободному движению по автобусной полосе планируется отдать на откуп муниципалитетам.
Тем временем регуляторы уже обсуждают вопрос о введении полного запрета на покупку-продажу на территории Норвегии автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Это предполагается сделать с 2025 г. Не пряником, так кнутом!
Шальные деньги
Несмотря на то, что эксперимент ещё не завершён, из него уже можно сделать кое-какие выводы. Как молодая индустрия, мировая промышленность электроприводных авто ещё не вышла на масштабы массового производства, позволяющие серьёзно снизить издержки. С экономической точки зрения Норвегии было бы разумнее стимулировать закупки электромобилей следующих поколений, а не тех, что выпускаются сегодня.
Спешку и невиданную щедрость в переводе личного транспорта на электротягу, с нашей точки зрения, можно объяснить двумя вещами. Во-первых, это жест отчаяния из страха потерять большие нефтегазовые доходы. Во-вторых, это хорошо известный эффект «шальных денег». Человек, на которого вдруг свалилась крупная сумма, нередко начинает чудить – тратить деньги нерациональным образом.
В августе 2014 г. агентство «Россия сегодня» обнародовало видеоинтервью Роджера Робинсона, высокопоставленного сотрудника администрации США при президенте Рейгане. Роджер Робинсон довольно подробно рассказал, как он в небольшой команде реализовывал секретный план по ослаблению Советского Союза.
«При президенте Рейгане мы целились в источники жизнеобеспечения СССР в твёрдой валюте, которые Запад давал Москве, – рассказал Роджер Робинсон. – В деле перекрытия кислорода пациенту, который уже лежал в госпитале в экономическом и финансовом смыслах, наиболее важными были два слабых места. Во-первых, советский природный газ оставался и остаётся основным источником денежных поступлений, учитывая крупнейшие в мире запасы. Вторым важнейшим аспектом, помимо природного газа, была нефть. Не стоит удивляться тому, что тактика состояла в работе с нашими саудовскими друзьями с целями снизить цены на нефть и увеличить объёмы её производства… Наши европейские партнёры были не просто расстроены, они рвали и метали. Вот как они были недовольны тем, что нужно было пойти на риск разрушения десятилетних усилий, затраченных на разработку стратегий маневрирования при управлении взаимоотношениями с Советским Союзом».
Среди прочего Роджер Робинсон рассказал, как Соединённые Штаты «убедили» европейские страны отказываться от закупок дешёвых нефти и газа в СССР и взамен разрабатывать крупные месторождения в норвежском секторе Северного моря.
Таким образом, крупные нефтегазовые доходы пришли в Норвегию искусственным путём – для Королевства это шальные деньги, свалившиеся на голову, а потому они и тратятся нерационально. Легко пришли – легко ушли.
http://oilru.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
График электромобилизации в Норвегии напоминает взлёт космической ракеты. С 2013 по 2016 гг. продажи нарастают лавинообразно: 10769, 23408, 39632 и 50875 штук в год! По дорогам страны уже бегают более 125 тыс. «зелёных» авто, приводимых в движение электрической энергией. По общему количеству электромобилей Королевство Норвегия уверенно опережает не только своих европейских соседей, но и почти весь мир, уступая лишь США, Китаю и Японии.
Из рога изобилия
Не будем подробно перечислять беспрецедентные меры государственной поддержки личного электротранспорта. О них достаточно много написано. Отметим лишь то, что правительство страны через различные льготы компенсирует владельцу электромобиля около половины его реальной стоимости. Журналисты Forbes оценивают общие затраты государства на продвижение электрической тяги в массы в 5 млрд долл. Более того, владельцы электромобилей безвозмездно пользуются муниципальными парковками и системой зарядных станций, а также ничего не платят за проезд по платным дорогам.
С экономической точки зрения, логика государственных чиновников, задумавших и устроивших этот «рай на земле», выглядит несколько странной. Дело в том, что на территории Норвегии полностью отсутствует автомобильное производство – все машины ввозятся в страну из-за рубежа, куда в результате и утекает львиная доля всех государственных субсидий. Спрашивается, зачем поддерживать зарубежного производителя? Кроме того, цена бензина, аналогичного АИ-95, в Норвегии сегодня самая высокая в Европе – от 1,62 до 1,72 евро за литр. Ясно, что ускоренная электромобилизация заметно подрывает как доходы нефтяных компаний, так и поступления в государственную казну.
Финансы наизнанку
Возможно, ключ к разгадке тайны «рога изобилия» лежит в финансовой сфере? Не секрет, что месторождения в Северном море давно прошли пик своей продуктивности. В 2002 г. Норвегия добывала в сутки свыше 3 млн барр. в нефтяном эквиваленте, а сегодня суточная добыча углеводородов опустилась до половины этой величины. А вот ещё напасть: в 2014 г. резко упали цены на нефть. Неудивительно, что торговый профицит страны устремился к нулю и грозит скоро превратиться в дефицит (см. график).
Как отмечают аналитики Deutsche Bank, несмотря на то, что львиная доля валютных поступлений в норвежскую казну создаётся поставками нефти и газа, когда конъюнктура на рынке углеводородов ухудшается, норвежская крона дешевеет гораздо медленнее, чем нефть и газ. Дело в том, что госбюджет рассчитан на нефть ценой около 70 долл. за барр., и если она оказывается меньше, Норвежский банк (ЦБ страны) для финансирования госрасходов тратит валютные резервы, покупая кроны на рынке. Возникает неестественный дефицит национальной валюты, ведущий к её укреплению.
Подобная особенность местных финансов не позволяет стране ловко маневрировать в трудные времена, снижая курс национальной валюты. Отказаться от сильной кроны трудно и по соображениям престижа: Норвегия занимает почётное третье место в мире в рейтинге государств с самыми высокими доходами на душу населения, а начиная с 2009 г. неизменно возглавляет список стран по индексу человеческого развития ООН.
Но даже если властям удалось бы всерьёз девальвировать крону, они не получили бы выигрыша от возросших экспортных поставок: кроме нефти и газа стране практически нечего поставлять за рубеж. Рыболовные промыслы погоды не делают, а других экспортных производств нет – «одноцилиндровая экономика».
Ход электроконём
Судя по всему, власти страны видят спасение от экономических невзгод в гидроэнергетике. Северное королевство для выработки электроэнергии использует преимущественно (более 90%) гидроресурсы. Гидроэлектростанции страны производят в год до 140 ТВт•ч недорогой и экологически чистой электроэнергии. По расчётам норвежского правительства, если бы весь легковой автопарк страны (2,5 млн машин – по данным на 2014 г.) в одночасье стал электрическим, для его обеспечения хватило бы всего 5 ТВ•ч электроэнергии в год.
И если всё население страны пересядет на электромобили, высвободившиеся углеводороды можно будет направить на экспорт, не так ли?
Чуда не случилось
Королевская щедрость возымела отрицательные последствия. Национальная казна ежегодно теряет огромные деньги, а потому льготы планируется пересмотреть. Так, начиная с 2018 г. предполагается вновь взимать с покупателя регистрационный налог на автомобиль – сначала в половинном размере, а с 2020 г. – полностью. Привилегии по бесплатному проезду, парковке и свободному движению по автобусной полосе планируется отдать на откуп муниципалитетам.
Тем временем регуляторы уже обсуждают вопрос о введении полного запрета на покупку-продажу на территории Норвегии автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Это предполагается сделать с 2025 г. Не пряником, так кнутом!
Шальные деньги
Несмотря на то, что эксперимент ещё не завершён, из него уже можно сделать кое-какие выводы. Как молодая индустрия, мировая промышленность электроприводных авто ещё не вышла на масштабы массового производства, позволяющие серьёзно снизить издержки. С экономической точки зрения Норвегии было бы разумнее стимулировать закупки электромобилей следующих поколений, а не тех, что выпускаются сегодня.
Спешку и невиданную щедрость в переводе личного транспорта на электротягу, с нашей точки зрения, можно объяснить двумя вещами. Во-первых, это жест отчаяния из страха потерять большие нефтегазовые доходы. Во-вторых, это хорошо известный эффект «шальных денег». Человек, на которого вдруг свалилась крупная сумма, нередко начинает чудить – тратить деньги нерациональным образом.
В августе 2014 г. агентство «Россия сегодня» обнародовало видеоинтервью Роджера Робинсона, высокопоставленного сотрудника администрации США при президенте Рейгане. Роджер Робинсон довольно подробно рассказал, как он в небольшой команде реализовывал секретный план по ослаблению Советского Союза.
«При президенте Рейгане мы целились в источники жизнеобеспечения СССР в твёрдой валюте, которые Запад давал Москве, – рассказал Роджер Робинсон. – В деле перекрытия кислорода пациенту, который уже лежал в госпитале в экономическом и финансовом смыслах, наиболее важными были два слабых места. Во-первых, советский природный газ оставался и остаётся основным источником денежных поступлений, учитывая крупнейшие в мире запасы. Вторым важнейшим аспектом, помимо природного газа, была нефть. Не стоит удивляться тому, что тактика состояла в работе с нашими саудовскими друзьями с целями снизить цены на нефть и увеличить объёмы её производства… Наши европейские партнёры были не просто расстроены, они рвали и метали. Вот как они были недовольны тем, что нужно было пойти на риск разрушения десятилетних усилий, затраченных на разработку стратегий маневрирования при управлении взаимоотношениями с Советским Союзом».
Среди прочего Роджер Робинсон рассказал, как Соединённые Штаты «убедили» европейские страны отказываться от закупок дешёвых нефти и газа в СССР и взамен разрабатывать крупные месторождения в норвежском секторе Северного моря.
Таким образом, крупные нефтегазовые доходы пришли в Норвегию искусственным путём – для Королевства это шальные деньги, свалившиеся на голову, а потому они и тратятся нерационально. Легко пришли – легко ушли.
http://oilru.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу