29 ноября 2017 goldenfront.ru
Хотелось бы сказать несколько слова о кандидате на пост главы Федеральной резервной системы (ФРС) Джероме Пауэлле (Jerome Powell).
Я не знаком с ним лично, хотя это ничего бы не изменило. Все обитатели вашингтонского болота умеют преподнести себя с самой выгодной для них стороны, поэтому короткая встреча вряд ли позволит разглядеть, что там у них внутри. Но я практически уверен, обедай мы вместе — обстановка за столом была бы наряженной и не очень приятной. Через пару минут обязательных слов о погоде и состоянии на дорогах, общих тем для разговора у нас бы не осталось.
Адвокат, пять лет на должности управляющего ФРС, и, так сказать, умеренный республиканец, у которого «все ровно». Всю жизнь в недрах Глубокого государства. Но не будем тратить время на психоанализ данного бюрократа — он всего лишь шестеренка в большом механизме. А у механизма на данном этапе своя жизнь.
Многие из моих друзей, представляющих альтернативную прессу, отзываются о кандидате Трампа (Donald Trump), как об еще одном деньгопечатнике. Все ждали «ястреба», способного погасить баланс ФРС размером $4.5 трлн и повысить процентные ставки. И они правы. Эти $4.5 трлн довели акции, облигации и недвижимость до беспрецедентных уровней. И сегодняшние искусственно заниженные процентные ставки отбивают у людей желание копить и вынуждают жить не по средствам.
В идеальном мире наступили бы какие-нибудь радикальные перемены. Лучшее, что может сделать США в (известной) перспективе — это решительно от всего отказаться. Упразднить ФРС, уволить тысячи ее сотрудников с их никчемными докторскими степенями. Вернуться к 100% банковскому резервированию со строгим разделением бессрочных и срочных вкладов. Деполитизировать деньги с помощью золота, а не банкнот Федерального резервного банка. И не выполнять обязательства по национальному долгу, на котором зарабатывают коррумпированные капиталисты, и который превратит будущие поколения американцев в рабов. И полностью отменить государственное регулирование. И упразднить налог на доходы, сократив при этом расходы на 90%. И т.д. и т.п.
Вероятность всего этого равна абсолютному нулю. Так что давайте лучше поговорим о том, что нас все-таки ждет на самом деле.
А ждут нас еще более высокие уровни инфляции. Новый глава ФРС откроет денежный гидрант, если, конечно, не захочет, чтобы его подвесили вверх тормашками на фонарном столбе. Но в целом я рад, что Трамп назначил именно его. Возможно, это звучит пугающе, но позвольте, я объясню.
Здравомыслящий экономист прекратил бы печатать деньги и позволил бы процентным ставкам выйти на рыночный уровень. Но спустя десятки лет обесценивания денег это привело бы к дефляционному коллапсу. И силы тьмы вновь превратили бы рациональную политику и свободный рынок в причину всех бед, тогда как это единственное средство решения экономических проблем.
Для экономики назначение сторонника инфляционной политики, каким является Пауэлл, — настоящая трагедия. Плохо, что он республиканец — неведомо почему, они ассоциируются со свободным рынком. Как и сам Трамп. Спекулянтам бы лучше жилось при Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) — выше инфляция, больше махинаций, на которых можно нажиться. Даже экономистам было бы с ней лучше, потому как, если бы вся эта прогнившая структура рухнула при ней, то она и сама потеряла бы доверие как минимум на несколько лет. Но подозреваю, что я как всегда слишком оптимистичен.
Уже несколько десятков лет — по крайней мере с тех пор, как я начал всем этим интересоваться в начале 70-х — экономисты свободного рынка спорят, к чему же приведет все быстрее работающий печатный станок ФРС: к дефляционному или гиперинфляционному кризису.
Вопрос почему же катастрофические последствия неизбежны, ведь большинство пытаются производить больше, чем потребляют, а наука и технология развиваются в геометрической прогрессии, выходит за рамки этой небольшой статьи. Кому интересно, то я уже писал на эту тему (можно почитать здесь и здесь).
Если ФРС не продолжит скупать долговые обязательства и печатать новые доллары, наступит дефляционный кризис. А если продолжит, то гиперинфляционный.
Остановись печатный станок, и банки начнут банкротиться, люди потеряют добрую часть своих накоплений. Рост экономики заметно замедлится, и компании, имеющие долги, перестанут выполнять свои обязательства, и начнут увольнять рабочих. Налоговые поступления снизятся, и власти не смогут финансировать социальные программы. Рынки акций, облигаций и недвижимости рухнут, сметая базовые активы богачей.
Начнется огромный социальный сбой. Но большая часть реального благосостояния в мире продолжит существовать, только сменятся владельцы. И доллары останутся, только их станет намного меньше. Возможно, останутся производство и коммерция. По крайней мере, пока мы не начнем взывать к правительству «что-нибудь предпринять».
Но еще большей катастрофой станет гиперинфляция. Именно она-то нас и ждет. Деньги обесценятся, в результате чего производить и потреблять станет много сложнее. Иностранцы начнут сливать триллионы долларов, отправляя их назад в США в обмен на реальные блага. Уровень безработицы поднимется выше, чем при дефляции. Те, кто влез в долги и живет не по средствам, окажутся в выигрыше, тогда как бережливые будут наказаны. Шаткие, увязшие в долгах корпорации, возможно, выживут, а успешные компании с хорошими балансами проиграют. Еще хуже то, что государство сотрет долг, и, вполне вероятно, усилит свою власть. Они определенно «что-нибудь предпримут», как обычно во время хаоса. Акции и недвижимость сначала упадут, а потом взлетят, потому что люди попытаются избавиться от долларов и переключиться на активы. Богачам повезет, по крайней мере, в относительном смысле.
На этой последней стадии любая депрессия приведет не только к финансовому и экономическому, но и социальному, и политическому хаосу. Будет не до веселья. Кризис плохо отразится на всех. Выиграют лишь те, кто потеряет меньше других. И горстка удачливых спекулянтов. Надеюсь, среди них будем и мы.
Если бы можно было выбирать, — а у них выбор есть: печатать или не печатать, — правительство и ФРС определенно взяли бы курс на инфляцию. Каждый, находящийся у власти, надеется, что решение проблемы можно отложить хотя бы еще на какое-то время.
Честно говоря, я был удивлен, что в 2008 году, когда начался последний ураган, не все пошло ко дну. Меня удивило и то, как все сплотились, даже находясь в самом эпицентре. Но правительства и центральные банки мира уже отпечатали триллионы новых банкнот и понизили процентные ставки до нуля, даже ниже. Что они будут делать, когда мы вновь окажемся перед лицом урагана?
Думаю, снова пойдут по протоптанному пути: напечатают денег и попытаются снизить процентные ставки. В результате получим гиперинфляцию или нечто очень близкое. И вездесущий государственный контроль.
Чем же эти новости хороши для нас? Просто чем больше печатается денег, тем больше образуется пузырей. И хотя пузырь — враг крепкой экономики, спекулянту он друг. Сегодняшняя криптомания яркий тому пример.
Лично я с нетерпением жду пузыря сырьевых товаров в целом (большинство из них упали на 50% в сравнении с пиком 2011 г) и драгоценных металлов в частности. И не просто пузыря, а гиперпузыря акций горнодобывающих компаний.
Так что, если я прав, то следующие несколько лет мы выстоим и наживем состояние, тогда как остальной мир развалится на части. Я знаю, жестоко есть икру, когда другим приходится собирать корешки и ягодки. Но, как сказала Айн Рэнд (Ayn Rand), когда ее спросили, что же делать с бедняками: «Просто постарайтесь не быть одним из них».
http://goldenfront.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу