30 января 2018 BitCryptoNews Петров Александр
Когда президент Белоруссии подписал Декрет №8, легализующий обращение криптовалют в государстве, он, таким образом, одновременно создал для своей страны дополнительные интересные возможности и активировал некоторые двусмысленности.
Двусмысленность согласия
Вначале о двусмыслицах. Согласно этому декрету, с криптовалютами можно делать все: добывать, хранить, передавать по наследству, собирать, - но нельзя только… расплачиваться ими на территории Республики. Но как же законодатели представляют себе реализацию этого ограничения на практике? Ведь криптовалютные финансовые системы - это же не базарный день, когда люди приходят на площадь с товарами и толстыми кошельками и там меняются. Криптовалюта безналична, и ее отличительной особенностью является то, что при совершении транзакции совершенно не обязательно указывать формулировку платежа. Любая сделка с оплатой в криптовалюте (то есть то самое, запретное) однозначно будет разбита на 2 части: оплата; поставка.
Последовательность в данном случае не так важна. Гораздо насущнее определиться, каким образом фискальные власти намерены отделить перевод тех же биткойнов в оплату за товар от их перечисления с целью формирования, например, личных накоплений.
- Товарищ майор, разрешите в ленинской комнате телевизор посмотреть?
- Разрешаю. Только не включать!
Действительно, это чистое лукавство - пытаться ограничить функции актива, который сам по себе не расположен к тому, чтобы его контролировали. Этот запрет выглядит особенно контрастно на фоне обсуждения возможности устанавливать цены на трактора (МТЗ) в биткойнах.
За всю многотысячелетнюю историю нашей цивилизации люди перепробовали такое количество расчетных единиц, словно нас медом не корми – дай чем-нибудь таким-эдаким порасплачиваться:
натуральный обмен (он же бартер);
ракушки;
слитки драгоценных металлов, а впоследствии - монеты;
бумажные банкноты;
долговые обязательства;
услуги.
Теперь хэши. Если за них действительно на каком-нибудь организованном «базаре» доллары платят, то почему бы не поменяться? А вам говорят: «Ладно, храни свой биткойн, но за хлебом с ним идти ни в коем разе не моги!» - «Хорошо, за хлебом не пойду, но чего-нибудь экстравагантное на него куплю точно! Обкатать же систему надо».
Здесь все предельно понятно: если дали зеленый свет, то не пытайтесь врубать реверс – все равно не допустить использования криптовалют в реальной торговле не удастся. Кроме того, есть вполне обоснованное предположение, что оборот криптовалюты, вовлеченной в хозяйственный цикл, очень скоро намного обгонит оборот потребляемых в стране запрещенных веществ. Такое уж у биткойна свойство – занимать весь предоставленный ему объем и вообще весь.
Бонусная выгода
Можно определить эту заманчивую своими финансовыми перспективами выгоду как бонус от нарушения аксиомы транзитивности.
Транзитивность: если А больше B, а C больше А, то C больше B
На практике это соотношение еще называют «дырой в заборе», потому что практический смысл этого ограничения выглядит следующим образом:
Если две страны состоят в одном и том же надгосударственном образовании и в одной стране что-то запрещено, то это что-то непременно должно быть запрещено и в другой стране, иначе все будут это получать через другую страну.
Как правило, запрещают то, что все любят, но наносит администрации фундаментальный вред. Параллели данного тезиса уже прослеживаются довольно четко, хотя мы не утверждаем, что криптовалюта наносит вред государству. Здесь хитрый эффект состоит в нежелании государственных органов проявлять большую заботу о своих хозяйствующих субъектах (гражданах). Когда власти не в полную силу обеспечивают неприкосновенность прав частной собственности, не борются с коррупцией в силовых ведомствах, не создают благоприятный инвестиционный климат, то капитал убегает сам. (Как посуда в сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»). А криптовалюты – это всего лишь на редкость удобный инструмент для бегства.
Но, как бы там ни было, в том виде, в котором биткойн существует сейчас, его разрешать действительно опасно будет. Поэтому совершенно понятно, что первая страна (РФ) из приведенного выше наднационального объединения (Таможенного союза) посчитала для себя криптовалюту отчасти опасной и не признала ее в качестве валютного платежного средства.
Но если вторая страна (Белоруссия) криптовалюту разрешает в полном объеме и во всех ее функциональных проявлениях, то она может неплохо нажиться на самоблокаде первой:
1. Обезличенность – весьма ценное свойство, чтобы его игнорировать. Собственники крупных капиталов не прочь увильнуть от возможного юридического преследования их активов (как внутри страны №1, так и в ощетенившемся санкциями Западе). Речь идет вовсе не о мизерных покупках сатошей многочисленными частными собственниками. Тут, в первую очередь, имеются в виду капиталы большие, даже олигархичные, безнаказанный уход в криптовалюту которых на территории России невозможен (или возможен, но через посадку). Раз внутри союза никаких барьеров нет, то эти капиталы (уже вполне безнаказанно) могут мигрировать в Белоруссию, а оттуда совершенно легально – в криптовалюту. Трудно себе представить, насколько сильно облагородится платежный баланс союзной РБ от такой политики в связи с потенциальным притоком денег!
2. Трансграничность. Кроме нефти, газа и редких металлов, чей экспорт, так или иначе, монополизирован и контролируется государством, в России еще наблюдается несколько сфер, где независимых экспортеров средней руки множество. Одна из них – экспорт пиломатериалов. Продавцам досок станет крайне выгодно не сразу в дальнее зарубежье товар переправлять, а в РБ. Раз, считается, не заграница, то и таможни нет, и экспортную выручку никто не контролирует. А вот из РБ купцам дальнего зарубежья логично будет продавать его за те же биткойны. Представляете, какие капиталы сразу начнут агрегироваться на территории РБ? И не снять с них законную долю малую – грех.
Ипполит Матвеевич Воробьянинов (И.Ильф, Е.Петров «12 стульев») в таких случаях говорил: «Ох, побьют нас!»
В поисках выхода
Как только оборот с союзной и, вне всякого сомнения, дружественной Республикой начнет расти кратно, причем с явными импортными акцентами по некоторым группам товаров, то неглупые хлопцы из финмониторинга, минпромторга, ФНС и другие всенепременнейше на высочайшее имя бумагу напишут. Не менее высокопоставленные советники суть всем заинтересованным персонам разъяснят, ну а дальше, скорее всего, последует телефонный звонок…
Вот тогда и можно будет оценить, в какой именно мере президент союзного государства действительно готов отстаивать свою политику разворота лицом к криптовалютам.
https://bitcryptonews.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу