Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Шейпинг в Давосе » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Шейпинг в Давосе

Миру угрожают китайская рецессия, дефляция и растущие бюджетные дефициты. Пути спасения обсудят на Всемирном экономическом форуме
25 января 2009
Миру угрожают китайская рецессия, дефляция и растущие бюджетные дефициты. Пути спасения обсудят на Всемирном экономическом форуме

Уже сама тема форума — Shaping the Post-Crisis World («Формируя мир после кризиса») — указывает, что гости Давоса хотят обсуждать не только мрачный завтрашний день, но и более далекое и, как всем хочется верить, светлое будущее. Может, и правильно. Рецептов выхода из кризиса все равно ни у кого нет, а раз так — важно хотя бы не поддаваться панике.



--------------------------------------------------------------------------------

Они тут в Давосе ищут выход из кризиса, а искать и не надо, и так все ясно:
«Да здравствует пролетарская революция!»
Игорь Свинаренко
«Путешествие из Москвы в Россию»

--------------------------------------------------------------------------------


ФОРУМ ПОТЕРЯВШИХ


Между тем многие приедут в Давос именно за рецептами. В разгар экономических неурядиц на форуме будет как никогда много политиков: только президентов и премьеров — 41 человек, в том числе главы правительств Германии, Великобритании и Японии. Лидерам важно показать, что они не упускают ни одного шанса обсудить план спасения мировой экономики, а значит, и своих стран. Но для начала придется обсудить ворох плохих новостей со всех концов света. Недаром президент форума Клаус Шваб подчеркивает, что в отличие от прошлых лет Давос-2009 будет отмечен скромностью приемов и официальных мероприятий. «Ситуация пока не дает оснований для празднований», — признает Шваб.

Еще в конце 2008 г. казалось, что, хотя США, ЕС и Япония вступают в рецессию, развивающиеся экономики во главе с Китаем спасут мир от всеобщего спада. Всемирный банк в декабре прогнозировал рост глобальной экономики на 0,9%. Но надежды тают. В январе Еврокомиссия в своем прогнозе для стран ЕС исходила уже из 0,5% мирового роста. Институт международных финансов в Вашингтоне, объединяющий крупнейшие коммерческие банки, предрекает миру спад на 0,4%. Как раз в дни форума обнародует свой новый прогноз МВФ — в ноябре фонд ждал 2,2%. «Ситуация не улучшается. Восстановление может начаться только в 2010 г. Мы не вернемся к высокому уровню роста еще 2-3 года», — предупреждает директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан, тоже гость Давоса и один из самых влиятельных людей в кризисном мире, где фонду приходится спасать от дефолта все новые и новые национальные экономики.

Прогнозировать мировую рецессию сложно, указывает директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Сергей Алексашенко. «В отличие от США и ЕС такие страны, как Россия и Китай, никогда не проходили через рецессию — нет опыта, как они будут выходить из нее», — считает экономист. В любом случае сейчас локомотивов роста в мире не осталось, а BRIC превратилась в четверку товарищей по несчастью, поэтому программа первого дня форума выглядит почти ностальгической. Форум откроет российский премьер Владимир Путин, среди спикеров первого дня — и премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао. Китай с его двузначными цифрами темпов роста — главный символ процветания мировой экономики, но и Россия в последние годы стала влиять на мировую статистику: высокие цены на нефть и укрепление рубля позволили ей войти в десятку крупнейших мировых экономик. Теперь все позади.

Шейпинг в Давосе
Шейпинг в Давосе
Шейпинг в Давосе
Шейпинг в Давосе


1,8% составит в 2009 г. снижение ВВП Европы по прогнозу Еврокомиссии

5 млн человек, по подсчетам банка Credit Suisse, в 2009 г. потеряют работу в Китае из-за кризиса

Речь Путина еще не готова, пояснил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Ситуация меняется каждый день, однако уже ясно, что российский премьер изложит свой взгляд на причины кризиса и расскажет о действиях своего правительства. Если не по объему, то по количеству антикризисных мер и их доле в ВВП Россия опережает многие развитые страны. Но, как и у них, успехов не видно. Как раз на минувшей неделе российские власти признали, что экономика страны не сможет избежать рецессии: по обновленному прогнозу Минэкономразвития, ВВП в этом году сократится на 0,2%, а промышленность — на 5,7%.

И все же доля России в глобальной экономике заметно меньше, чем у Китая. Отчета Вэнь Цзябао в Давосе ждут с волнением. Авторы доклада Global Risks-2009, который по традиции готовится к началу форума, отметили замедление китайской экономики как один из основных рисков наступившего года.


БЕСКРЫЛЫЙ ДРАКОН


Экономисты и фондовые аналитики всего мира пытаются осознать невероятную новость: экономика Китая не просто замедлила свой бег — похоже, что она останавливается. Еще в 2007 г. в Китае боролись с перегревом экономики, росшей на 11% в год, могли в административном порядке запретить банку давать кредит предприятию. Во время всеобщего кредитного кризиса это кажется диким. На минувшей неделе Государственное статистическое управление Китая сообщило, что в IV квартале 2008 г. рост китайского ВВП по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 6,8%. Фактически это означает, что к концу года экономический подъем почти полностью прекратился. Планы китайских властей на этот год (рост на 8,3%) и прогноз Всемирного банка (7,5%) кажутся уже фантастическими. Эксперты ВЭФ пока обещают Китаю 6% — это все равно резкое торможение по сравнению с 9% в 2008 г.

В том, что у Китая будут проблемы, никто не сомневался: основные покупатели китайских товаров, ЕС и США, из-за рецессии снизили потребление. Удивляет скорость, с которой пересыхает поток китайского экспорта: в ноябре он упал на 2,2% по сравнению с ноябрем 2007 г., но важнее, что сразу на 17,9% упал импорт в Китай. Компании Поднебесной сокращают заказы, между тем многие страны Юго-Восточной Азии в последние годы во многом развивались за счет поставок комплектующих на китайскую «мировую фабрику». Страдают и более развитые экономики: южнокорейский экспорт, например, на четверть уходит в Китай. Япония в декабре сократила поставки китайским партнерам на 35%. От здоровья экономики КНР сильно зависит и Австралия — крупный экспортер угля, железной руды и мяса на китайский рынок.

Но главный удар по миру рецессия по-китайски нанесет не напрямую, а косвенно: она еще больше обвалит спрос на нефть, а значит, и цены. Звучат уже прогнозы $15-20 за баррель. Россию такой поворот событий лишит надежды вернуться к экономическому росту хотя бы в 2010 г. — рецессия затянется на годы.

Власти Поднебесной еще в ноябре 2008 г. приняли антикризисный план стоимостью $586 млрд. Как и в других странах, он предполагает меры по текущей поддержке банковской системы. Но основная идея не в этом: китайские руководители как заклинание повторяют формулу о переориентации экономики на внутренний спрос. Раз потребитель где-нибудь в Орегоне или Шотландии экономит, производству поможет родной покупатель. Беда в том, что большая часть китайцев живет в деревне и это весьма бедные потребители. Поэтому значительная часть антикризисных миллиардов уйдет на село. Тем более что китайские рабочие зачастую вчерашние крестьяне: потеряв работу, они возвращаются домой. По официальным данным, в последнем квартале 2008 г. количество безработных в Китае увеличилось на 560 000 человек. По оценкам же банка Credit Suisse, уже в прошлом году массовое закрытие китайских заводов оставило без работы 4 млн человек, в этом к ним присоединятся еще 5 млн. Помимо прямых расходов власти пытаются решить проблему, принимая новые законы о сельских кооперативах, чтобы крестьяне могли больше зарабатывать и при этом оставаться на земле. Но на то, чтобы серьезно повысить уровень жизни в китайской деревне, уйдут годы. Даже полный успех скорее поможет Китаю устоять перед следующими кризисами, чем быстро выйти из нынешнего.


ПЕРЕБОРОТЬСЯ


Понятно, что риск китайской рецессии не единственный и он не существует в безвоздушном пространстве. Эксперты Давосского форума выделили целый набор взаимосвязанных опасностей — далекоидущие последствия может иметь, например, бюджетная политика развитых стран, которые, борясь с кризисом, накачивают экономику деньгами.

В середине января стратег Societe Generale Альберт Эдвардс предрек в своем обзоре торговую войну США и Китая. Под тяжестью бюджетного дефицита и желая повысить конкурентоспособность своего производства, Америка пойдет на ослабление доллара, а это нанесет дополнительный удар по китайскому экспорту. Кстати, с учетом антикризисного плана нового президента Обамы дефицит бюджета США может достичь $1,6 трлн в этом году, и уйти от девальвации мировой валюты будет очень сложно. Расходы и дефицит наращивают и страны ЕС: только в январе в Германии был утвержден второй пакет антикризисных мер, и общая цена спасения экономики достигла ?80 млрд, а Великобритания объявила о дополнительной поддержке банковской системы на $74 млрд.

Пока печатный станок — основной борец с кризисом: налоги в слабеющей экономике не соберешь — наоборот, приходится давать льготы. Внешнее финансирование ограниченно. В перспективе, предупреждают давосские эксперты, можно опасаться инфляции, но пока эта угроза, о которой так много говорили еще год назад, сменилась на противоположную. «Падение цен на активы, плохие условия кредитования, снижение спроса и рост безработицы могут запустить спираль дефляции», — говорится в Global Risks-2009.

Угроза тем более очевидна, что именно в 2009 г. реальный сектор и домохозяйства сполна ощутят результаты резкого падения фондовых рынков в прошлом году. Доходы от акций позволяли финансировать и новые проекты компаний, и частное потребление. Теперь этот источник иссяк — еще одна причина сократить расходы. Всеобщая экономия и повергает развитые страны в дефляционное оцепенение.


ЗА КРИЗИСОМ — ПОТЕПЛЕНИЕ


Но даже когда речь идет о спасении экономики, не стоит забывать о долгосрочных проблемах, считает главный экономист Zurich Financial Services и один из авторов доклада о глобальных рисках Даниэль Хофман. Собственно, и в нынешний кризис мир ввергла близорукость властей и бизнеса: быстрый экономический рост затмевал все, грандиозный кредитный пузырь надувался на глазах у регуляторов, но продумать «план Б» на случай прорыва никто не позаботился.

Может, стоит применить такой подход и в отношении «неактуальной» экологии? Кризис, конечно, остановит часть заводов, загрязняющих атмосферу, а в США инвестиции в «зеленую» энергетику даже вошли в число антикризисных мер. Но гораздо весомее другое: тысячи компаний во всем мире экономят буквально на всем, и им не до внедрения новых экологически чистых технологий. Так что природа от рецессии тоже страдает. «Правительства настолько сосредоточены на решении экономических проблем, что могут просто забыть о климатических и природных», — опасается Хофман.

Рецессия, пусть и не имеющая исторических прецедентов, просто подтвердила правила, которым следуют большие и малые страны. В 1990-х гг. США, опасаясь за темпы экономического роста, так и не подписали Киотский протокол. А совсем недавно Словакия, столкнувшись с прекращением поставок российского газа, решила запустить старую АЭС, несмотря на директивы Евросоюза и протесты экологов. Важнее было не замерзнуть.

Вот и в Давосе, конечно, поговорят и о проблеме доступа бедных стран к чистой воде, и о всемирном саммите в Копенгагене (в декабре 2009 г. там должно быть подписано глобальное соглашение о борьбе с изменением климата). Но наиболее влиятельные участники — политики и владельцы крупных корпораций — с большим интересом обсудят будущее мировой финансовой системы. Что поделаешь — эгоисты. Но экологам стоит пожелать им успеха. Запустится мировая экономика — появятся деньги и на охрану природы.

Андрей Литвинов