Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Фьючерсы под замком » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Фьючерсы под замком

Некоторые брокеры блокируют торговлю деривативами, привязанными к товарам, валютам и облигациям, заботясь о клиентах. Те сами разберутся, спорят конкуренты
26 января 2009
Некоторые брокеры блокируют торговлю деривативами, привязанными к товарам, валютам и облигациям, заботясь о клиентах. Те сами разберутся, спорят конкуренты.

Часть инвесткомпаний и банков ввела ограничения на торговлю в FORTS. Правда, они затрагивают немногие финансовые инструменты и распространяются лишь на отдельные категории инвесторов. Например, на сайте ВТБ24 говорится, что банк предоставляет возможность совершать сделки со срочными контрактами, базовым активом которых являются ценные бумаги или индекс РТС. Однако доступ к ин­ст­ру­мен­там, привязанным к стоимости товаров (нефти, золота и т. д.), закрыт «ввиду неоднозначности налогообложения».
В «Тройке Диалог» «под замком» товарные и валютные фьючерсы, ограничения затрагивают только рос­сий­ских частных лиц. Причина та же – несовершенство налогового законодательства, рассказал «Ф.» директор управления глобальных рынков «Тройки» Алексей Цыганок. При налогообложении граждан по операциям с фьючерсами, базовые активы которых не являются ценными бумагами или фондовыми индексами, положительная вариационная маржа не может быть сальдирована с отрицательной. Это приводит к неверному, с экономической точки зрения, расчету налогооблагаемой базы. «Например, может так случиться, что инвестор должен уплатить налог, даже если его операции в налоговом периоде убыточны. Налагаемые ограничения направлены на защиту интересов клиентов – физических лиц», – объясняет Алексей Цыганок.
Также «Тройка» не предоставляет доступ этой категории игроков к наименее ликвидным ин­стру­мен­там FORTS, а именно фьючерсам на облигации.
Сейчас налоговое законодательство разрешает уменьшать суммы доходов на суммы убытков только по операциям с деривативами, привязанными к ценным бумагам или фондовым индексам. Но положения этой статьи не распространяются на сделки с остальными срочными инструментами, комментирует один из экспертов. Налоговый кодекс не разъясняет, что в данном случае является доходом, а по аналогии с производными на акции и индексы это вариационная маржа, зачисляемая или списываемая ежедневно в зависимости от рыночных цен. «Мы получаем ситуацию, когда доходом клиента будут считаться все суммы зачисленной вариационной маржи (их размер непредсказуем и зависит только от движения рынка), при этом суммы списаний вариационной маржи не учитываются», – уточняет собеседник «Ф.».
И все-таки очень многие брокерские дома не считают налоговые парадоксы серьезной преградой на пути частных лиц к товарным и валютным деривативам. «Наше мнение таково, что клиент может заключать любые сделки с инструментами, торгующимися в FORTS», – говорит директор по маркетингу «Ренессанс Онлайна» Олег Базер. «Энергокапитал» также не ограничивает операции частных лиц на срочном рынке, хотя и предупреждает о связанных с этим нерыночных рисках. Инвесторы должны сами принимать решение о том, стоит ли иметь дело с валютными и товарными производными инструментами, не исключающими попадания в «налоговый капкан», или нет, считают в компании.
«Ряд брокеров – а все они по определению являются налоговыми агентами для своих клиентов – физических лиц – сомневаются, каким образом правильно рассчитывать налогооблагаемую базу по сделкам с такими контрактами», – комментирует продукт-менеджер по брокерскому обслуживанию «Брокеркредитсервиса» Игорь Соболев. Он согласен, что Налоговый кодекс в этом случае неоднозначно трактует правила сальдирования положительной и отрицательной маржи. Тем не менее, его компания тоже находится в стане тех, кто не видит смысла вводить какие-либо ограничения, про­сто удерживая налоги в соответствии с буквой закона. «Не припомню, чтобы у инвесторов возникали проблемы с налоговыми органами из-за неправильного расчета налогооблагаемой базы по результатам операций с такими инструментами», – акцентирует внимание на этом аспекте Игорь Соболев.

От чего страхуются брокеры

Альтернатива. Фондовые посредники разделились на два лагеря: одни сотрудничают со страховщиками, другие считают это пустой тратой денег. Инвесторов подробности обычно не интересуют, а напрасно.


Оказывается, целый ряд брокерских домов из года в год переоформляет договоры со страховыми компаниями. Страховка, разумеется, не покрывает ошибок в собственных инвестиционных стратегиях, но защищает от нерыночных рисков. Страховщик сможет компенсировать, например, финансовые потери из-за оплошностей сотрудников, мошеннических действий, хакерских атак.
Не все брокеры стремятся афишировать свои страховые программы, но это широкая практика, говорит исполнительный директор «Олмы» Андрей Белинский, чья компания страхует риски, связанные с деятельностью депозитария.
Аналогичным путем пошел «Велес Капитал», заключивший договор комплексного страхования депозитарной ответственности, рассказывает начальник отдела правового обеспечения деятельности на рынке ценных бумаг Марина Первачева. Предусмотрена компенсация убытков, вызванных умышленными противоправными действиями или бездействием работников, операциями с фальшивыми ценными бумагами и по поддельным документам, незаконным доступом к сетям, вводом несанкционированных электронных команд. Также депозитарий застраховал риск возмещения убытков третьим лицам, в частности из-за сбоев в работе техники и режиме хранения документов.
«Алор» позаботился о более широком страховом покрытии. Его договор с «Игносстрахом» охватывает не только депозитарную деятельность, но и брокерские, дилерские операции, управление ценными бумагами и даже консультационные услуги. Общий лимит ответственности – 25 млн рублей, а по каждому страховому случаю он ограничен 12,5 млн.
«Ай Ти Инвест» с 2003 года сотрудничает с «Росно», страхуя свою ответственность в рамках брокерского обслуживания. Верхняя планка выплат для одного случая и на одного клиента составляет 3,5 млн рублей. В компании это называют «программой страхования средств клиентов при работе на фондовом рынке». Несколько лет назад действовал рамочный договор со страховщиком, и к нему могли присоединяться инвесторы, формируя индивидуальный список рисков и выбирая лимит ответственности. Все условия оговаривались в дополнительном соглашении. Однако услуга, стоившая 3,5% от страховой суммы в год, была не востребована, поэтому от нее отказались.

Выплат не было. Объектами страхования могут выступать имущество и ответственность профучастников либо только ответственность, объясняет замначальника отдела страхования финансовых и профессиональных рисков «Ингосстраха» Кирилл Свинухов. Величина покрытия варьируется в широком диапазоне. «Обычно наши клиенты отталкиваются от планки в 5 млн рублей. Методика расчета оптимальной суммы в самом общем виде исходит из максимального числа претензий, которые могут быть предъявлены в течение года, и потенциальных убытков за этот период», – уточняет собеседник «Ф.».
В «Росно» страховые суммы начинаются с нижней планки, предусмотренной ПАРТАД для регистраторов, то есть с 2,5 млн рублей. Верхняя возможная граница – 500 млн, а оптимальная цифра зависит в основном от оборота страхователя, считает начальник отдела центра страхования ответственности «Росно» Борис Кузин.
Договоров с брокерами на рынке мало, добавляет начальник отдела методологии и андеррайтинга «АльфаСтрахования» Анна Овчинникова. Показательно, что ее компании еще не доводилось проводить выплаты по этой категории клиентов.
Возмещение должно выплачиваться в соответствии с судебным решением или при достижении соглашения в досудебном порядке. Например, в документах «Росно» указывается такой предельный срок для выплат – 12 дней после получения документов, необходимых для признания события страховым случаем и определения размера ущерба.
В прошлом году количество договоров «Ингосстраха» с проф­участниками превысило 30. По расчетам, в 2009‑м к ним может добавиться в лучшем случае еще один-два. «Прогнозируемая динамика исходит из ситуации на фондовом рынке, а также из статистики среднегодового увеличения числа договоров», – поясняет Кирилл Свинухов. Надо сделать оговорку, что среди профучастников самые преданные клиенты страховщиков – это регистраторы. Страховка им нужна, прежде всего, для соблюдения норматива достаточности капитала. С января тот изрядно поднялся – до 100 млн рублей, а соответствующих собственных средств почти ни у кого из регистраторов нет.

Жалко отдавать риски. Среди брокеров единодушия, наоборот, не наблюдается. Как выяснил «Ф.», даже многие крупные компании обходятся без страховки, придерживаясь иного подхода к снижению профессиональных рисков. «В нашем случае собственного капитала более чем достаточно, чтобы выдержать ответственность перед клиентами, не прибегая к ее страхованию», – говорит директор управления глобальных рынков «Тройки Диалог» Алексей Цыганок. «Атон» раньше страховал ответственность и имущество от рисков, связанных с брокерской, дилерской деятельностью и использованием электронных устройств во время торгов, но затем свернул программу.
«Олма» ограничилась депозитарным рисками, а брокер­ское обслуживание остается за рамками договора с «Ингос­страхом». «Мы стараемся урегулировать все спорные моменты с клиентами, если они возникают, до суда. Кроме того, в компании достаточно жесткие внутренние процедуры, двойной аудит, в том числе по международным стандартам. Не вижу особого смысла еще и страховаться», – разъясняет Андрей Белинский.
Возможность страхования операционных рисков сейчас рассматривает «КИТ Финанс». «Пока же компания обеспечивает постоянный процесс управления этими рисками, вкладывая средства в информационные технологии, обучение сотрудников и систему контроля. Мы считаем, что эта стратегия достаточно эффективна», – выражает схожую позицию советник гендиректора «КИТ Финанса» Вадим Бараусов.
Собеседники «Ф.» подчеркивают, что в случае эксцессов брокер все равно обязан рассчитаться с клиентами – вне зависимости от того, есть у него страховка или нет. «В брокерском договоре прописывается два основных обязательства: вести раздельный учет своих и клиентских средств и добросовестно выполнять все поручения инвесторов. Нерыночные риски уже включены во взаимоотношения сторон в соответствии с законодательством», – подчеркивает инвестконсультант ФК «Открытие» Павел Пахомов.
Другое дело, что обязанность компенсировать убытки не всегда совпадает с возможностью рассчитаться в полном объеме. У российских брокеров собственный капитал зачастую совсем невелик. И здесь страховка действительно может оказать большую услугу как самому фондовому посреднику, так и его клиентам.

Олег Мальцев