Основные тезисы финансистов и чиновников на завтраке у Грефа » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Основные тезисы финансистов и чиновников на завтраке у Грефа

25 мая 2018 Financial One Лехницкая Дария

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) прошел ставший уже традиционным деловой завтрак Сбербанка, на котором главы ведомственных структур обсудили новую экономическую повестку.

Как отметил модератор дискуссии президент Сбербанка Герман Греф, самый животрепещущий вопрос, возникший у большинства участников форума, связан с будущими действиями новоиспеченного правительства с целью достижения экономического прорыва, обозначенного еще в послании федеральному собранию президента Владимира Путина.

Financial One приводит ключевые тезисы, озвученные руководителями подразделений, отвечающих за реализацию плана экономического роста к 2024 году и не только.

Герман Греф начал дискуссию с того, что напомнил о рекордно низкой инфляции за всю историю существования современной России – а именно 2,4%.

«Экономическая ситуация стабилизировалась: дефицит бюджета низкий – 1,5% ВВП, госдолг также намного меньше, чем в ряде развитых странах – 15,1% ВВП, показатели безработицы также на низком уровне – 5%», – перечисляет Греф.

Однако, согласно прогнозу Международного валютного фонда, темпы экономического роста для России низкие – в районе 1,7% в 2018 году и по 1,5% на протяжении 2019-2024. В целом, независимые эксперты не прогнозируют рост более 2%.

Причинами тому могут быть отсутствие свободных трудовых ресурсов и производственных мощностей, а также неблагоприятная демография и слабый приток капитала. Поэтому в рамках экономического форума обсуждают не только проблемы инвестиций, но и уделяют стратегическое внимание социальному направлению – образованию и здравоохранению.

Инвестировать в людей: Кудрин vs Голикова

В своей речи утвержденный вчера председатель Счетной палаты Алексей Кудрин выделил три вектора развития, один из которых касается реформы образования и вообще вложения в человеческий капитал.

«Здесь бы я на первое место поставил перераспределение или бюджетный маневр в пользу так называемых производительных отраслей – образование, здравоохранение и инфраструктура. Сегодня нужно относиться к вложениям в человеческий капитал как к инвестициям», – подытожил Кудрин.

Экс-глава Счетной палаты Татьяна Голикова, которую сменил на своему посту Кудрин, как вице-премьер по вопросам социального развития выделила также необходимость в реформе системы социального страхования.

«Пенсионное и социальное страхование централизованы, а медицинское – децентрализовано. Оно ограничено полномочиями каждого отдельного региона, который самостоятельно принимает решение, как должна функционировать системе внутри их региона. Тем самым мы очень чувствительно снижаем доступность оказания медицинской помощи», – говорит Голикова.

Она имеет ввиду, что из-за децентрализации перекрываются денежные перетоки денег между различными субъектами страны, в результате чего в качественных и выскоорганизованных медицинских учреждения может наблюдаться нехватка в пациентах, в то время как в других субъектах наоборот – пациентов много, а ресурсов на оказание достойной и качественной помощи нет.

Будущее за банками: Орешкин vs Греф

Самый пик по напряжению в дискуссии наступил, когда министр экономического развития Максим Орешкин переложил роль в достижении экономического роста с государства на банковскую систему.

«У нас экономика не плановая, а рыночная. От того, насколько у нас эффективно будет работать банковская система, насколько будет качественно работать тот же Сбербанк, во многом зависит, достигнем ли мы экономического роста. Роль государства – создавать условия, в которых банковская система и отдельные отрасли развивались. Но государство не должно определять, где будет рост – это в первую очередь определяет банковская система, это ее роль в рыночной экономике», – констатировал глава ведомства.

Естественно, на такой прямой вызов к дискуссии, не мог не откликнуться Герман Греф как представитель банковской системы. «Вы будете видеть примерно такую же структуру экономики через шесть лет, если вы будете ориентироваться на наши приоритеты», – ответил Греф.

«Мы будем финансировать транспорт, сырьевые проекты, потому что там все в порядке с отдачей на капитал. И мы не будем финансировать цифровую экономику, потому что в мире в принципе пока очень мало финансовых институтов, которые могут финансировать предприятия с так называемыми очень легкими активами. Там нечего взять в залог, так непрогнозируемые денежные потоки», – объяснил свою позицию президент Сбербанка.

Реформа госуправления: Кудрин vs Силуанов

В целом, по прогнозам Сбербанка, драйверами экономического роста могут стать торговля (14% ВВП в 2017 году), обработка (13%), добыча и недвижимость (по 10%), госуправление (8%), транспорт (7%), строительство (6%), наука (5%), сельское хозяйство и финансы (по 4%) и остальные отрасли, на которые пришлось 17% ВВП.

Таким образом, потенциал роста эффективности большой во всех этих отраслях, отмечает Греф. Однако факторами торможения роста могут быть обязательство России по нефтедобычи в рамках ОПЕК, ограничения на трансфер технологий и архаичная регуляторная среда.

«Все предыдущие за последние десятилетия высокие темы роста были связаны с динамикой цен на энергоресурсы. Сейчас мы создали базис, который в меньшей степени зависит от внешних факторов, в том числе и от цен на нефть. И сейчас как раз нужны реформы. В частности, в области регуляторки. Нужно переструктурирование расходов бюджета в пользу инвестиционных и инфраструктурных задач с помощью долгового финансирования. Будем применять новые налоговые стимулы для привлечения новых инвестиций. Далее – создадим стабильные условия для инвесторов», – говорит первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

В снижении регуляторной нагрузки видит смысл и Алексей Кудрин. «На первом месте, на мой взгляд, должен подняться вопрос о реформе государственного управления. Его качество сегодня не соответствует вызовам: скорость принятия решений чудовищное, качество – чудовищное, регуляторная практика – избыточная», – говорит глава Счетной палаты.

Но с другой стороны, он уверен, что с помощью цифровизации у государства появилась возможность сократить регуляторную нагрузку. Например, в части проверок и регулирования бизнеса возможно сделать это в два раза, достигнув примерно уровня ОЭСР.

http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter