23 июля 2018 Мои Инвестиции Маккиннон Нил
На прошлой неделе президент США Дональд Трамп вновь подверг критике политику Федрезерва за недавнее повышение процентной ставки. Регулятор, что не удивительно, противостоит любому посягательству на его независимость. Следующее заседание Комитета ФРС по операциям на открытом рынке (FOMC) состоится 31 июля – 1 августа, и по его итогам, как ожидают участники рынка, ставка будет повышена на 25 бп в третий раз в этом году. Предыдущее повышение ставки состоялось 13 июня. После выступления главы ФРС Джерома Пауэлла в Конгрессе США с отчетом о монетарной политике участники рынка полагают, что в 2018 г. ставка будет повышена в общей сложности четыре раза по 25 бп, в 2019 г. – три раза по 25 бп, а в 2020 г. – еще один раз.
Президент Трамп также отметил резкое ослабление китайского юаня, предположив, что Китай манипулирует курсом своей валюты (как и ЕС, по мнению президента; стоит отметить, что в среду Трамп встретится в президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером). Министр финансов США Стив Мнучин заявил, что США проведет расследование с целью выяснить, стало ли недавнее ослабление юаня результатом валютного манипулирования. Результаты расследования будут представлены в полугодовом отчете Минфина США в октябре. Помимо этого президент США Трамп пригрозил, что может ввести пошлины на весь китайский импорт, который составляет около 500 млрд долл. (на долю импорта из Китая приходится 18% всего импорта в США). Таким образом, торговая напряженность продолжает нарастать наряду с тем, что выглядит как явная валютная война.
Примечательно, что крупнейшие рынки акций практически никак на это не реагируют, как и рынок облигаций США (на этой неделе Минфин США проведет аукцион казначейских бумаг на сумму 119 млрд долл.; при этом доходность 10-летних UST демонстрирует удивительную устойчивость, торгуясь в самом узком внутримесячном диапазоне с 1973 г. и находясь на уровне 100-дневной скользящей средней). Индекс S&P500 сейчас составляет около 2800, что близко к верхней границе диапазона, установившегося в марте. В то же время стоит отметить, что в текущем году акции всего трех компаний – Amazon, Netflix и Microsoft – обеспечили более 70% прибыли по индексу S&P500.
Не слишком ли спокойны инвесторы в отношении возможных негативных последствий торговой войны как для глобальной, так и для американской экономики, – пока только предстоит увидеть. Стоит признать, что последние финансовые отчеты американских компаний оказались лучше ожиданий. Экономика США может быть уязвима перед ростом инфляции из-за повышения таможенных пошлин, а также перед снижением объемов производства в таких секторах, как, например, сельское хозяйство, на которые влияют ответные меры. Пока американская экономика демонстрирует хорошие результаты, и ожидается, что аннуализированный рост ВВП США в 2к18, данные по которому будут опубликованы в эту пятницу, будет в пределах 4,5%.
Однако в настоящий момент основное бремя последствий торговой и валютной войны ложится на развивающиеся рынки и сырьевые котировки. Индекс сырьевых цен Bloomberg Commodity сейчас находится в фазе коррекции, опустившись на 10% относительно пикового значения конца мая. Цены на металлы снизились (отчасти вследствие замедления роста промпроизводства в Китае); в частности, медь за последний месяц подешевела примерно на 1 500 долл., а цена золота опустилась до 2-летнего минимума. Котировки нефти Brent в условиях роста предложения на рынке отступили с максимума в 80 долл./барр., остановившись пока на уровне 100-дневной скользящей средней на отметке 73 долл./барр. Курс австралийского доллара к доллару США, считающийся индикатором конъюнктуры цен на металлы, золото и ситуации на рынке КНР, находится на рекордно-низком уровне за последние 12 месяцев. Индекс валют развивающихся стран JPM EM FX снизился на 11% относительно февральского максимума, в связи с чем все большее число центробанков развивающихся стран начали предпринимать валютные интервенции и повышать процентные ставки. Приток портфельных инвестиций на развивающиеся рынки (включая как облигации, так и акции) резко сократился, и возвращаться на финансовые рынки развивающихся стран управляющие фондами пока не готовы.
Вынужденное ужесточение монетарной политики может только ухудшить перспективы роста развивающихся экономик. Правда, Китай свою монетарную политику, наоборот, смягчает путем ослабления нормативов резервирования, снижения краткосрочных процентных ставок и вливания ликвидности. Между тем на прошлой неделе в корпоративном секторе Китая произошел крупнейший дефолт (компании Wintime Energy), а всего с начала года объем корпоративных дефолтов в стране достиг 5 млрд долл. Общая сумма корпоративного долга в Китае в процентном отношении к ВВП составляет 160%. Однако, что интересно, благодаря вливаниям ликвидности, осуществляемым Народным банком Китая, обвал фондового индекса Shanghai Composite удалось остановить.
В очередном докладе о состоянии мировой экономики, опубликованном на прошлой неделе МВФ, и в коммюнике по итогам саммита министров финансов «большой двадцатки», которое состоялось в минувшие выходные, подчеркивалась угроза росту мировой экономики, прежде всего в связи с обострением напряженности в торговой сфере. Подтверждая прогноз роста мирового ВВП в 2019 г. на 3,9%, МВФ отмечает, что «риск менее благоприятных результатов повысился, даже на ближайшую перспективу». Основной тезис МВФ заключается в том, что рост глобального ВВП стал менее синхронным и более неравномерным.
По оценкам G20, в результате торговой войны мировой ВВП может сократиться на 0,5% или 430 млрд долл. по сравнению с текущими прогнозами на 2020 г. Анализируя последствия торговой войны, МВФ указывает на то, что для американской экономики они могут оказаться еще более серьезными, чем для других стран: «экономика США особенно уязвима, поскольку ответные тарифные меры могут охватить столь значительную часть ее торговли с миром». Между тем другие страны и регионы продолжают торговые операции друг с другом без введения дополнительных тарифов, что позволяет отчасти перенаправить товарные потоки, минуя территорию США.
По оценкам МВФ, в результате введения ответных таможенных пошлин ВВП США будет на 0,6% ниже базового уровня в первом году. В случае 25%-го повышения тарифов на импорт автомобилей в США больше других стран пострадает Япония, поскольку 29% ее экспорта в США приходится на транспортные средства. Как раз сейчас, как сообщили СМИ в конце прошлой недели, Банк Японии готов отойти от цели удержания кривой доходности на нулевом уровне и тем самым сделать новый – пусть и небольшой – шаг к ужесточению монетарной политики (сегодня утром курс USDJPY опустился ниже 111, хотя на прошлой неделе он в моменте превышал 113, а индекс Nikkei 225 упал на 1,3%). Существенно пострадает и Латинская Америка – в ее экспорте в США доля автомобилей составляет 13%. Последние данные о состоянии мировой торговли будут опубликованы в среду, при этом статистика за апрель показала увеличение объемов на 0,7% по итогам месяца, хотя общий тренд, рассчитываемый на основе изменений за последние три месяца, сменился на понижательный.
Из других событий интерес представляет двухдневное заседание комитета ЕЦБ по денежно-кредитной политике, которое состоится в среду и четверг. В целом рынок ожидает, что регулятор начнет повышать процентные ставки не ранее 4к19. Базовая инфляция в еврозоне составляет лишь 0,9%, при этом пик циклического восстановления экономики региона уже пройден. К тому же сохраняются риски того, что валютный союз в его нынешнем виде прекратит существование – в частности, к этому может привести политическая ситуация в Италии. Введение США таможенных пошлин на импорт автомобилей из Европы больно ударит по крупнейшим экономикам региона, особенно Германии. Помимо этого, растет вероятность того, что Великобритания выйдет из Евросоюза, не достигнув какого-либо соглашения, поскольку ЕС, похоже, с последними предложениями Великобритании не согласен. План премьер-министра Великобритании Терезы Май оказался неработоспособным и привел к резкому снижению уровня ее поддержки. Новый министр по вопросам Brexit Доминик Рааб вчера заявил, что Великобритания откажется выплачивать так называемые отступные в размере 39 млрд фунтов стерлингов, если Евросоюз откажется заключать договор об условиях торговли. В этом случае Великобритания в своей внешней торговле будет вновь руководствоваться принципами ВТО. Половина всего объема торговых операций Великобритании и без того подпадает под регулирование ВТО, а выход из Евросоюза без достижения соглашения позволит стране заключать собственные соглашения о свободной торговле без контроля со стороны ЕС.
Президент Трамп также отметил резкое ослабление китайского юаня, предположив, что Китай манипулирует курсом своей валюты (как и ЕС, по мнению президента; стоит отметить, что в среду Трамп встретится в президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером). Министр финансов США Стив Мнучин заявил, что США проведет расследование с целью выяснить, стало ли недавнее ослабление юаня результатом валютного манипулирования. Результаты расследования будут представлены в полугодовом отчете Минфина США в октябре. Помимо этого президент США Трамп пригрозил, что может ввести пошлины на весь китайский импорт, который составляет около 500 млрд долл. (на долю импорта из Китая приходится 18% всего импорта в США). Таким образом, торговая напряженность продолжает нарастать наряду с тем, что выглядит как явная валютная война.
Примечательно, что крупнейшие рынки акций практически никак на это не реагируют, как и рынок облигаций США (на этой неделе Минфин США проведет аукцион казначейских бумаг на сумму 119 млрд долл.; при этом доходность 10-летних UST демонстрирует удивительную устойчивость, торгуясь в самом узком внутримесячном диапазоне с 1973 г. и находясь на уровне 100-дневной скользящей средней). Индекс S&P500 сейчас составляет около 2800, что близко к верхней границе диапазона, установившегося в марте. В то же время стоит отметить, что в текущем году акции всего трех компаний – Amazon, Netflix и Microsoft – обеспечили более 70% прибыли по индексу S&P500.
Не слишком ли спокойны инвесторы в отношении возможных негативных последствий торговой войны как для глобальной, так и для американской экономики, – пока только предстоит увидеть. Стоит признать, что последние финансовые отчеты американских компаний оказались лучше ожиданий. Экономика США может быть уязвима перед ростом инфляции из-за повышения таможенных пошлин, а также перед снижением объемов производства в таких секторах, как, например, сельское хозяйство, на которые влияют ответные меры. Пока американская экономика демонстрирует хорошие результаты, и ожидается, что аннуализированный рост ВВП США в 2к18, данные по которому будут опубликованы в эту пятницу, будет в пределах 4,5%.
Однако в настоящий момент основное бремя последствий торговой и валютной войны ложится на развивающиеся рынки и сырьевые котировки. Индекс сырьевых цен Bloomberg Commodity сейчас находится в фазе коррекции, опустившись на 10% относительно пикового значения конца мая. Цены на металлы снизились (отчасти вследствие замедления роста промпроизводства в Китае); в частности, медь за последний месяц подешевела примерно на 1 500 долл., а цена золота опустилась до 2-летнего минимума. Котировки нефти Brent в условиях роста предложения на рынке отступили с максимума в 80 долл./барр., остановившись пока на уровне 100-дневной скользящей средней на отметке 73 долл./барр. Курс австралийского доллара к доллару США, считающийся индикатором конъюнктуры цен на металлы, золото и ситуации на рынке КНР, находится на рекордно-низком уровне за последние 12 месяцев. Индекс валют развивающихся стран JPM EM FX снизился на 11% относительно февральского максимума, в связи с чем все большее число центробанков развивающихся стран начали предпринимать валютные интервенции и повышать процентные ставки. Приток портфельных инвестиций на развивающиеся рынки (включая как облигации, так и акции) резко сократился, и возвращаться на финансовые рынки развивающихся стран управляющие фондами пока не готовы.
Вынужденное ужесточение монетарной политики может только ухудшить перспективы роста развивающихся экономик. Правда, Китай свою монетарную политику, наоборот, смягчает путем ослабления нормативов резервирования, снижения краткосрочных процентных ставок и вливания ликвидности. Между тем на прошлой неделе в корпоративном секторе Китая произошел крупнейший дефолт (компании Wintime Energy), а всего с начала года объем корпоративных дефолтов в стране достиг 5 млрд долл. Общая сумма корпоративного долга в Китае в процентном отношении к ВВП составляет 160%. Однако, что интересно, благодаря вливаниям ликвидности, осуществляемым Народным банком Китая, обвал фондового индекса Shanghai Composite удалось остановить.
В очередном докладе о состоянии мировой экономики, опубликованном на прошлой неделе МВФ, и в коммюнике по итогам саммита министров финансов «большой двадцатки», которое состоялось в минувшие выходные, подчеркивалась угроза росту мировой экономики, прежде всего в связи с обострением напряженности в торговой сфере. Подтверждая прогноз роста мирового ВВП в 2019 г. на 3,9%, МВФ отмечает, что «риск менее благоприятных результатов повысился, даже на ближайшую перспективу». Основной тезис МВФ заключается в том, что рост глобального ВВП стал менее синхронным и более неравномерным.
По оценкам G20, в результате торговой войны мировой ВВП может сократиться на 0,5% или 430 млрд долл. по сравнению с текущими прогнозами на 2020 г. Анализируя последствия торговой войны, МВФ указывает на то, что для американской экономики они могут оказаться еще более серьезными, чем для других стран: «экономика США особенно уязвима, поскольку ответные тарифные меры могут охватить столь значительную часть ее торговли с миром». Между тем другие страны и регионы продолжают торговые операции друг с другом без введения дополнительных тарифов, что позволяет отчасти перенаправить товарные потоки, минуя территорию США.
По оценкам МВФ, в результате введения ответных таможенных пошлин ВВП США будет на 0,6% ниже базового уровня в первом году. В случае 25%-го повышения тарифов на импорт автомобилей в США больше других стран пострадает Япония, поскольку 29% ее экспорта в США приходится на транспортные средства. Как раз сейчас, как сообщили СМИ в конце прошлой недели, Банк Японии готов отойти от цели удержания кривой доходности на нулевом уровне и тем самым сделать новый – пусть и небольшой – шаг к ужесточению монетарной политики (сегодня утром курс USDJPY опустился ниже 111, хотя на прошлой неделе он в моменте превышал 113, а индекс Nikkei 225 упал на 1,3%). Существенно пострадает и Латинская Америка – в ее экспорте в США доля автомобилей составляет 13%. Последние данные о состоянии мировой торговли будут опубликованы в среду, при этом статистика за апрель показала увеличение объемов на 0,7% по итогам месяца, хотя общий тренд, рассчитываемый на основе изменений за последние три месяца, сменился на понижательный.
Из других событий интерес представляет двухдневное заседание комитета ЕЦБ по денежно-кредитной политике, которое состоится в среду и четверг. В целом рынок ожидает, что регулятор начнет повышать процентные ставки не ранее 4к19. Базовая инфляция в еврозоне составляет лишь 0,9%, при этом пик циклического восстановления экономики региона уже пройден. К тому же сохраняются риски того, что валютный союз в его нынешнем виде прекратит существование – в частности, к этому может привести политическая ситуация в Италии. Введение США таможенных пошлин на импорт автомобилей из Европы больно ударит по крупнейшим экономикам региона, особенно Германии. Помимо этого, растет вероятность того, что Великобритания выйдет из Евросоюза, не достигнув какого-либо соглашения, поскольку ЕС, похоже, с последними предложениями Великобритании не согласен. План премьер-министра Великобритании Терезы Май оказался неработоспособным и привел к резкому снижению уровня ее поддержки. Новый министр по вопросам Brexit Доминик Рааб вчера заявил, что Великобритания откажется выплачивать так называемые отступные в размере 39 млрд фунтов стерлингов, если Евросоюз откажется заключать договор об условиях торговли. В этом случае Великобритания в своей внешней торговле будет вновь руководствоваться принципами ВТО. Половина всего объема торговых операций Великобритании и без того подпадает под регулирование ВТО, а выход из Евросоюза без достижения соглашения позволит стране заключать собственные соглашения о свободной торговле без контроля со стороны ЕС.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба