Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Владислав Иноземцев: Мир после кризиса » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Владислав Иноземцев: Мир после кризиса

Нынешний кризис не станет поводом к перестройке мировой финансовой системы и ее институтов. Не приведет он и к ускоренной модернизации российской экономики, полагает Владислав Иноземцев
7 февраля 2009
Нынешний кризис не станет поводом к перестройке мировой финансовой системы и ее институтов. Не приведет он и к ускоренной модернизации российской экономики, полагает Владислав Иноземцев.

Учиться на собственных ошибках

Экономика циклична, кризисы неизбежны, но важно извлекать из них уроки, уверен руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. Проблема российской экономики главным образом в том, что ни власть, ни бизнес не осознают, как именно можно использовать ошибки прошлых лет, рассказал Иноземцев на публичной лекции Полит.ру в клубе Вilingua.

Азиатский финансовый кризис 1997 г. был порожден чрезмерным притоком инвестиций в экономики «азиатских тигров», напомнил Иноземцев. В результате быстро вырос государственный и корпоративный долг этих стран. Кризис быстро охватил весь мир, упавшие до рекордного уровня в $8/барр цены на нефть приговорили экспортно-ориентированную экономики России к дефолту. Серьезные проблемы были и у развивающихся стран Юго-Восточной Азии, но они взяли курс на реструктуризацию национальных экономик и повышение конкурентоспособности, а Россия вернулась к прежней модели экономики, благо выросли цены на нефть.

За десять лет «тигры» создали несколько промышленных отраслей мирового масштаба и значения. Например, Южная Корея, 30 лет назад бывшая «экономическим пигмеем», производит на своей территории 34% торговых судов мира. Россия – всего 0,9%. Юго-Восточная Азия «с головой» ушла в индустриализацию. А Россия вместо модернизации экономики скопировала модель США и Западной Европы, основанную на коммерциализации активов, и в результате даже превзошла их в «надувании пузырей». 2000 крупнейших предприятий несопоставимо более развитой Германии имеют капитализацию в 68% ВВП, а 130 индустриальных флагманов России – 135% ВВП.

В 1998 г. у России была возможность задуматься, начать перестройку экономики и за десятилетие стать хотя бы индустриальным придатком Европы. Это не идеальный сценарий развития, но лучше, чем оставаться сырьевым придатком, уверен Иноземцев.

Стратегии азиатских «тигров» и России схожи лишь в отношении накопления валютных резервов. И страны ЮВА, и Россия копили резервы в расчете, что это поможет сохранить финансовую стабильность в случае кризиса. Однако в значительной мере эта тактика и обусловила нынешний глобальный кризис. Возник глобальный дисбаланс, в котором «виноваты» обе стороны – как США, «потребляющие больше, чем производят», так и азиатские страны и экспортеры нефти, зарабатывающие больше, чем потребляют, и финансирующие дефицит бюджета и текущего счета США. Вкладывая средства в американские ценные бумаги, развивающиеся страны поддерживали ощущение стабильности и экономического баланса.

Как изменится мир

Теперь мировые лидеры ломают голову над перестройкой глобальной финансовой системы. Это хорошая задача, но в условиях кризиса она невыполнима, считает Иноземцев. Саммит в Вашингтоне и Давосский форум показали, что государства сейчас не готовы и не заинтересованы в создании новых правил и установлении ограничений. В ситуации экономического хаоса нет ничего хуже, чем ограничивать отчаянные шаги отдельных стран по стабилизации ситуации.

Наиболее вероятный вариант дальнейшего развития событий – постепенная стабилизация в США и Западной Европе, которая станет локомотивом оживления глобальной экономики. В США в IV квартале 2008 г. проявился серьезный спад. Рецессия продержится еще два квартала 2009 г., а в третьем начнется пусть скромный, но рост, надеется Иноземцев. Увеличение промышленного производства в развитых странах подстегнет цены на нефть, а они потянут за собой российскую экономику, полагает он. Единственным реальным изменением в мировой финансовой системе видится исчезновение сложных инструментов, дерривативов.

Невозможно себе представить, что в результате кризиса сменятся мировые финансовые центры, хотя некоторые эксперты и делают подобные прогнозы. В этой сфере США, Западная Европа и Япония по-прежнему вне конкуренции и по объемам сделок, и по их значимости.

Как изменится Россия

Есть оптимистичный сценарий – кризис подтолкнет страну к модернизации, есть и пессимистический – экономический коллапс. Иноземцев предпочитает реалистичный сценарий, основанный на наблюдениях прошлых лет.

В постсоветсткой России кризисный механизм запускается внешними факторами, и он таков: падают экспортные цены на нефть, девальвируется рубль (резко или плавно – неважно), промышленное производство снижается. Затем проходит время, цена нефти начинает расти, Россия возвращается к экстенсивному развитию и увеличению объемов сырьевого экспорта. Так, по всей вероятности, будет и на этот раз. Российской экономике нужно продержаться два-три сложных квартала, а затем повышающиеся с ростом объемов мирового производства цены на нефть, подтолкнут ее к новому циклу роста.

О чем стоит забыть надолго, так это о создании мирового финансового центра и о рубле как о региональной резервной валюте, говорит Иноземцев. Правда и раньше эти цели были скорее политическими, чем экономическими, и не подкреплялись конкретными шагами. Чтобы сделать рубль резервной валютой, России нужно как минимум брать кредиты на внешнем рынке в рублях, чего в нашей истории еще не было. Да и о каком мировом финансовом центре может идти речь, когда объем операций на ММВБ в день составляет $4-6 млрд. – менее 0,1% общемирового объема сделок, добавляет Иноземцев.

Анастасия Астахова