Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Platts: Главная проблема рынка нефти - мировой экономический рост » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Platts: Главная проблема рынка нефти - мировой экономический рост

В последнее время не только аналитики и инвесторы, но и страны - производители нефти задаются вопросом о том, когда можно ожидать улучшения ситуации на рынке "черного золота", серьезно пострадавшем от небывалого падения цен
9 февраля 2009 РБК Quote | РБК
В последнее время не только аналитики и инвесторы, но и страны - производители нефти задаются вопросом о том, когда можно ожидать улучшения ситуации на рынке "черного золота", серьезно пострадавшем от небывалого падения цен. Между тем усилия ОПЕК по стабилизации рынка возродили надежды на то, что худшее уже позади и скоро котировки нефти возобновят подъем. Свое мнение о том, оправдан ли возрождающийся оптимизм и чего можно ожидать от рынка нефти в будущем, в эксклюзивном интервью Quote.ru высказал директор по глобальным рынкам информационного агентства в области энергетики Platts Хорхе Монтепеке.

Вопрос: Прошлый год был трудным для рынка нефти. Мировой финансовый кризис привел к сокращению спроса на "черное золото", в результате чего цена барреля с июля 2008г. упала более чем на 100 долл. Данные о спросе значительно ухудшились в соответствии с масштабами экономического спада, и сейчас многие аналитики прогнозируют первое с 1983г. снижение потребления энергоносителей в мире. Каков Ваш прогноз мирового спроса на нефть на 2009г.?

Х.Монтепеке: Общий уровень спроса на некоторых крупных рынках снизился приблизительно на 2%. Весьма существенно сократился спрос в США - в отдельных сферах деятельности потребление бензина там упало на несколько процентов. В некоторых сегментах рынка спрос все еще растет, в особенности в развивающихся странах, однако на данный момент рыночный консенсус ожидает спроса на энергоносители в диапазоне от -2% до, может быть, +1%. Так что все пока указывает на реальное падение мирового спроса.

За последние три месяца ситуация несколько ухудшилась, в особенности в том, что касается спроса на электроэнергию. Все рынки энергоносителей тесно связаны и оказывают друг на друга влияние. К примеру, электричество можно получить как на гидроэлектростанциях и атомных электростанциях, так и с помощью газа и нефтяного топлива. Однако совершенно очевидно, что потребность в электроэнергии падает весьма существенно, затрагивая все источники энергоснабжения. В Китае спрос на электроэнергию сократился почти на 10%, о снижении этого показателя говорят и некоторые цифры по Европе. До нас доходит информация о том, что в I квартале текущего года спрос на энергоносители в Европе может упасть на 25-30%. Это внушительная величина. Мы слышали также, что в России спрос на электроэнергию в декабре сократился на 14%. Я не знаю, опубликованы ли эти цифры официально, но на днях их озвучил один из российских министров. Таким образом, падение спроса на электроэнергию затронет спрос на топливо, используемое для производства электричества. При этом сократится спрос либо на газ, либо на нефтяное топливо.

Кроме того, в условиях, когда мировое промышленное производство переживает глубокий спад, будет снижаться потребность в грузовиках и судах для перевозки материалов. А это повлияет на спрос на транспортное топливо. Поэтому я с большой долей уверенности полагаю, что ожидать следует не маржинального роста, а снижения мирового спроса на нефть на 2%. Возможно, падение спроса даже превысит эти 2%.

Таким образом, перспективы на 2009г. крайне пессимистичны. Однако нет худа без добра - оздоровить ситуацию на рынке помогут именно низкие цены. Что привносит нездоровье в систему? Высокие цены. Люди просто не могут позволить себе приобретать энергоносители и другие ресурсы. Однако когда цены снижаются, у населения вновь появляется возможность приобретать товары, и экономика может возобновить рост. Таким образом, необходимо найти баланс между ценами на энергоносители и экономическим ростом.

Вопрос: В прошлом году ОПЕК объявила о решении значительно сократить добычу нефти. Может ли картель в действительности остановить цены или диктовать направление их движения, если принять во внимание, что проблема заключается в спросе, а не в предложении?

Х.Монтепеке: Если цена - это функция спроса и предложения, то следует помнить, что любой игрок вне зависимости от степени его влиятельности в лучшем случае может контролировать лишь одну сторону этого равенства – либо спрос, либо предложение, но не две.

Так, если спрос падает на 5% и тот, кто контролирует поставки, сокращает производство на 5%, на рынок возвращается баланс и уровень цен восстанавливается. Однако в настоящий момент никто на самом деле не знает, насколько упал спрос, поэтому ОПЕК тяжело принимать решения о величине сокращения добычи. Кроме того, как показывает история, в начале процесса снижения производства соблюдается дисциплина, но по прошествии времени она ослабевает и некоторые страны начинают увеличивать добычу нефти. Сейчас ОПЕК весьма успешно осуществляет сокращение производства, и это удерживает рынок от падения к уровням 20 долл./барр. Именно поэтому цена на "черное золото" сейчас составляет 40 долл./барр. Однако спрос остается на низком уровне, и, поскольку потребность в нефти падает, цены находятся под давлением.

Так что я бы сказал, что ОПЕК или кому-либо еще трудно контролировать цены. Это чрезвычайно сложное занятие. И если руководствоваться историческим опытом, можно предположить, что картелю и в этот раз будет нелегко достичь поставленных целей. В долгосрочном же периоде в игру вступят другие рыночные силы.

Вопрос: ОПЕК поставляет всего 40% общего объема нефти на мировые рынки. Что Вы можете сказать о добыче "черного золота" в странах, не входящих в организацию?

Х.Монтепеке: По мере того как цены росли в предыдущие годы, предпринималось множество усилий, направленных на увеличение добычи нефти, поскольку это было прибыльно. Но когда наращивается производство, прибыль может быть не только функцией цены. Она также является функцией налогового режима. А он во многих странах не так уж благоприятен для производителей нефти.

К примеру, в России налоги на маржинальный доход и на экспорт несколько месяцев назад были очень высокими. Поэтому добыча нефти в стране была не особо привлекательным занятием. В долгосрочном периоде производство "черного золота" будет прибыльно, однако временами не очень. И поскольку в мире существует конкуренция и привлекательные для добычи нефти места есть в других регионах, компании принимают весьма разумные решения. Они ничем не отличаются от нас с вами: если один из десяти супермаркетов очень большой, но цены там слишком высокие, мы пойдем в тот супермаркет, который может быть и меньше, но где цены на продукцию ниже. Поэтому компании пересматривают все решения, принятые ими в глобальном масштабе, и идут в страны, где налоговый режим и льготы более благоприятны. Следовательно, было бы естественно ожидать увеличения производства в некоторых районах Южной Америки и, к примеру, в Бразилии, где ведутся разработки большого числа новых месторождений. Кроме того, целесообразно рассчитывать на обнаружение нефтяных залежей в Африке и ожидать увеличения производства на этом континенте.

Компании всегда находят месторождения, разведка и разработка которых имела бы смысл. Так что по мере роста цен мы будем ожидать того, что уже не раз происходило в прошлом, - снижения процентной доли ОПЕК в общем объеме мирового производства нефти и повышения доли стран, не входящих в картель, в особенности тех, где налоговый режим привлекателен для компаний.

Вопрос: Что Вы думаете о потенциальном сотрудничестве России и ОПЕК? Считаете ли Вы возможным вступление России в организацию?

Х.Монтепеке: Государству придется принять трудное решение. Одной из интересных сторон этого вопроса является то, что в странах ОПЕК нефтяные компании принадлежат государству. Поэтому руководству страны легко приказать государственной компании сократить производство. Однако в стране, где большинство нефтяных компаний частные, правительство не может действовать таким образом. Ему сложно указывать, к примеру, "Роснефти" или ЛУКОЙЛу, добывать им нефть или нет – менеджмент этих компаний ответит: "А как тогда мы сможем выплачивать купоны по облигациям и выполнять требования по наличным потокам?" Вступление России в ОПЕК осуществимо, однако это может сопровождаться некоторыми трудностями и оказаться не слишком эффективным.

Возможно, вы знаете о трудностях, с которыми столкнулись нефтяные компании в России в IV квартале, когда упали цены на нефть. Согласно сообщениям в прессе и различным репортажам, у предприятий возникло множество проблем, когда пришло время выполнять денежные обязательства - погашать долгам и выплачивать купоны по облигациям. Если бы в то время кто-нибудь велел им сократить производство еще сильнее, стабильность компаний оказалась бы под вопросом. Таким образом, по моему мнению, с точки зрения государства вступление в ОПЕК осуществимо, однако с рыночной точки зрения это весьма трудно.

Вопрос: Достигнув минимума на отметке приблизительно в 33 долл./барр., цены на нефть отскочили и в течение более двух недель торгуются в диапазоне 40-50 долл./барр. Означает ли это, по Вашему мнению, что рынок нефти уже достиг "дна" и сейчас нужно ожидать дальнейшей восходящей коррекции?

Х.Монтепеке: Если быть реалистичным, рынки сейчас демонстрируют высокую волатильность, и, честно говоря, хотя у инвесторов могут иметься свои соображения относительно того, что случится дальше, ни у кого нет уверенности на этот счет. Больше года назад наблюдалась похожая ситуация, когда цены на нефть упали до 50 долл./барр. Тогда ОПЕК снизила производство и цены очень быстро взлетели до 80 долл./барр. В текущем, втором, раунде цены опустились ниже 50 долл./барр., к уровню 40 долл./барр. ОПЕК снова сократила добычу, и сейчас мы наблюдаем некоторую стабильность с небольшой тенденцией к росту. Однако, как Вы отмечали в предыдущих вопросах, существует проблема спроса. В настоящее время спрос на нефть демонстрирует слабость, и, возможно, он продолжит снижаться. Поэтому целесообразно не быть слишком оптимистичным в отношении цен на нефть, котировок акций, фондовых рынков и экономического роста