11 февраля 2009
Пожалуй, больше всего, эти слова подходят к валютному рынку, на котором самые продвинутые умы целенаправленно пробуют забивать политические гвозди в экономические доски. Экономическое влияние политических событий зачастую крайне трудно оценить. Все помнят, что недавний конфликт на Ближнем Востоке развенчал традиционный миф о безопасных валютах и немало подпортил нервы тем, кто пробовал подзаработать на нестабильности, покупая швейцарский франк.
Некоторые специалисты по рыночному и техническому анализу обращают внимание на существование ценовых и экономических циклов. Например, предпринимались попытки привязать ценообразование в больших промежутках времени к политическим событиям при помощи так называемого цикла Кондратьева.
Специалисты по фондовым рынкам продвинулись в направлении поиска цикличных паттернов намного дальше, чем их коллеги, которые занимаются анализом валютных рынков. Известно, в частности, что на американском фондовом рынке формируются важные донья каждые четыре года, по крайней мере, с 1962 года. Также, некоторые эксперты утверждают, что каждый второй год президентского срока, как раз и совпадает с рыночным дном на фондовом рынке, в этот же год начинается восстановление ценовых индексов.
Эти события, как правило, происходят в четвертый квартал каждого второго года четырехлетнего президентского цикла, что соответствует октябрю-декабрю.
Определить подобного рода циклы для валютного рынка намного сложнее, из-за нехватки данных для анализа. Фондовые рынки имеют долгую историю, однако цена доллара была фиксированной в течение большей части истории США, до того 15 августа 1971 года президент США Ричард Никсон «отвязал» курс доллара от золота, что и положило начало эре современного рынка форекс.
Предварительные результаты.
Чтобы определить связь между циклом президентских выборов и американским долларом, мы проанализировали поведение курса доллара в периоды президентских сроков, которые пришлись на время с того момента, как доллар был отпущен в свободное плаванье.
Предварительные наблюдения дают нам очень ограниченные, но потенциально очень важные факты, которые указывают на влияние президентского цикла на курс американского доллара.
Мы ограничили сферу своего влияния только одной наиболее торгуемой валютной парой (евро/доллар, для лет, предшествовавших введению евро, парой немецкая марка/доллара). Сделав это, мы внимательно проанализировали, были ли закономерности в том, как торговался доллар в каждый из годов, четырехлетнего президентского цикла. Результаты этого анализа показаны на Рисунке 1.

Рисунок 1. Красным цветом – усредненные котировки за весь период наблюдения. Синим с 2005-06 годы. Год 4 – это год президентских выборов. Год 1 – первый год президентских полномочий после выборов.
В первый и третий годы нам не удалось найти ничего похожего на повторяющийся паттерн. Доллар рос и падал примерно одинаковое количество раз. В четвертый год (год президентских выборов) налицо некоторая тенденция к укреплению курса доллара. В шести случаях из девяти, доллар завершал этого период с повышением, при этом средний рост составил 4.2 %.
Однако самые четкие закономерности были обнаружены нами для второго года президентского срока. За анализируемый период доллар падал в цене в течение 7 лет из 8, при этом среднее снижение курса доллара составило 11 %. Данная закономерность обнаружилась, не смотря на политические различия правящих в Вашингтоне партий. Конечно, конкуренты всегда винят друг друга в поддержке или наоборот опускании доллара. Однако, полученные нами данные показывают, что политическая принадлежность президента, не оказывает существенного влияния на поведение курса доллара на второй год президентского срока, так как отличие между двумя правящими в США партиями чисто символическое. Данные для президентов – демократов и президентов – республиканцев почти одинаковые. В годы правления представителей Демократической партии среднее снижение для второго года составило 10.28 %, тогда как для лет, когда у власти находились республиканцы, среднее снижение курса доллара составило 10.53 % (см. таблицу на рисунке 2). В первый и третий годы президентского срока в годы правления демократов, доллар имел большую тенденцию к росту, чем в годы правления республиканцев. В четвертый год доллар имел тенденцию к укреплению вне зависимости от политической принадлежности президента. При этом в целом правления президентов – демократов больше соответствуют лозунгу «сильного доллара», так как при них рост доллара в три раза больший, чем для периодов, когда правили республиканцы.

Рисунок 2. Усредненный рост или снижение доллара в зависимости от того, кто занимал кресло в Белом доме – республиканец или демократ.
В прошлом году доллар вырос против евро примерно на 14.4 %. В среднем, однако, снижение доллара за первый год президентства, составляет 3 %. Итоги прошлого года это один из лучших результатов для доллара за всю историю наблюдения, они выглядят тем более впечатляющими, что после неудач доллара в 4-м квартале 2004 года, многие эксперты ожидали продолжения его снижения в 2005 году.
Поведение доллара с начала этого года – второго года президентства Буша (избранного на второй срок), в целом соответствует средней парадигме. За первые шесть месяцев этого года доллар снизился против евро на 7.4 %. Это снижение было немного больше среднего исторического значения.
Промежуточные выборы.
Возможно, не является совпадением тот факт, что самые неудачные годы для доллара совпадают с годами, когда проводятся промежуточные выборы. Эти выборы проводятся на второй год президентского срока, на них американские избиратели выбирают членов палаты представителей, треть членов Сената и губернаторов. Они никогда не вызвали столь большого ажиотажа как президентские выборы. Избирательные стратегии кандидатов на них строятся не на долгосрочных программах, а на вопросах хлеба насущного, вопросах, которые могут быстро изменить экономические благосостояние избирателей. Конечно же, в такие годы внимание общественности привлечено к тем структурам, от которых это благосостояние зависит. В первую очередь, речь идет о Федеральной резервной системе.
Следующие промежуточные выборы запланированы на ноябрь. И это является весьма весомым фактором для ФРС, чья политика на сегодняшний день является крайне неопределенной. Хотя в августе ФРС воздержался от повышения ставки (это произошло впервые с июня 2004 года), рынок еще не убежден в том, что цикл повышения ставок завершился. Конечно, если история повторится, то скорее всего ФРС не будет повышать ставку до выборов.
Хотя ФРС является независимой организацией, налицо закономерность его действий во второй год президентского срока. С 1972 года он либо придерживался нейтральной политики (четыре раза), либо снижал ставки (три раза) в преддверии промежуточных выборов. Только в 1978 году ФРС попытался преодолеть негативный эффект высокой инфляции, повысив учетную ставку на 100 пунктов всего за несколько дней до выборов. В середине цикла ужесточения монетарной политики, когда ставка была повышена на 175 базисных пунктов, в 1994 году, ФРС сделал паузу перед выборами 8 ноября, повысив ставку сразу на 75 пунктов через несколько дней после дня выборов (рисунок 3).

Рисунок 3. Паузы ФРС перед выборами в 1994 и 2006 годах.
Взгляд со стороны ФРС.
Однако, учитывая тот факт, что инфляционное давление все еще сильное, тогда как темпы роста экономики остаются весьма внушительными, сохранятся риск, что ФРС все же продолжит кампанию по повышению ставок. Перед обнародованием данных по количеству новых рабочих мест, созданных в американской экономике в августе, рынок допускал только небольшую вероятность того, что ставка будет повышена на заседании 20 сентября, как об этом свидетельствуют торги по фьючерсам FF.
Учитывая тот факт, что ФРС хочет оценить эффект от предыдущих повышений ставок, делать выводы об этом эффекте в сентябре еще рано. Следующее заседание назначено на 24-25 октября. Оно будет предшествовать выборам. Возможно, повышение ставки на этом заседании будет не лучшим выбором, однако декларируемая независимость ФРС от политики, может привести к принятию непопулярного решения. Чтобы избежать политизации монетарной политики, ФРС может быть вынужден проигнорировать электоральный цикл полностью, предприняв необходимые меры.
В конце 90-х годов бывший председатель ФРС Алан Гринспен начал эксперимент по стимулированию экономического роста. Под его руководством Федеральный резерв отказался от политики повышения ставок (даже если темпы экономического роста позволяют делать это) на основании предположения о том, что ценовое давление будет сдерживаться ростом производительности и международной конкуренции. Таким образом, Гринспен отказался руководствоваться в своих расчетах так называемой «кривой Филипса», которая демонстрирует взаимосвязь инфляции и ситуации на рынке труда.
Нынешний председатель Бен Бернанке, как кажется, возвращается к использованию «кривой Филипса». Главной причиной того, что ФРС отказался от повышения ставки в августе заключается в том, что снижение экономической активности по прогнозам приведет к снижению инфляционного давления. Однако на годовом базисе инфляция пока продолжает расти.
Учитывая тот факт, что США являются главным в мире дебитором, рынок вряд ли снисходительно отнесется к политике Бернанке. Но даже, если ФРС повысит ставку еще один или два раза, доллар вряд ли выиграет слишком много. Циклический анализ показывает, что для доллара существует риск дальнейшего снижения. Разница в доходности между активами США и Еврозоны достигла пика в июне (для сравнения берем контракты Eurodollar и Euribor), после чего начала снижаться. К августу она снизилась на 30 пунктов. Повышения ставки со стороны ФРС будут рассматриваться в текущей ситуации рынком как запоздалая реакция на инфляционные процессы, и вызовут разговоры о скором снижении ставки.
Конечно же, наш анализ основывается на очень небольшом объеме данных всего за 30 с небольшим лет, поэтому делать какие-то твердые выводы относительно влияния электорального цикла на доллар пока рано. Однако предварительные данные показывают, что существуют определенные закономерности курсообразования доллара во второй год президентского срока. Как правило, этот год доллар завершает с понижением. В течение третьего года доллар может как расти, так и падать.
© MARC CHANDLER, EZECHIEL COPIC, Currency Trader
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
