Пластмасса как драйвер рынка нефти » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Пластмасса как драйвер рынка нефти

5 октября 2018 БКС Экспресс | Oil Карпов Константин
Международное энергетическое агентство прогнозирует рост спроса на нефть к 2030 г. практически на 10 млн б/с, до 104,6 млн б/с. В 2017 г. средний уровень спроса составлял около 95 млн б/с. Одним из ключевых драйверов роста называется спрос на продукты нефтехимии.

Это, безусловно, позитивный взгляд на рынок нефти, который предполагает в среднем повышение спроса на 800 тыс. б/с. в год. Для относительно стабильных цен на нефть, которые позволят развиваться мировой экономике, нужно как-то обеспечить соответствующий прирост добычи. Но вопрос нетривиальный, так как есть большие сомнения в том, что рынок может заместить выбытие иранских баррелей в связи с санкциями США.

Есть мнение, что прогноз по росту спроса слишком оптимистичный. Но для того, чтобы мы в итоге увидели гораздо более слабые цифры по росту спроса, рынок должен пройти через период высоких цен на сырье, чтобы естественным образом скорректировать потребление.

Локомотивом повышения спроса на нефть агентство называет развивающиеся экономики, в частности Индию и Китай. Но давайте взглянем на динамику цен нефти в валютах азиатских экономик. Например, в тех же индийских рупиях нефть за последние пару месяцев выросла на 25-30%. Индия является третьим по величине потребителем в Азии и нуждается в импорте около 80% сырья. Какой еще рост нефти способна выдержать экономика без замедления роста?

Пластмасса как драйвер рынка нефти


В МЭА считают, что основной движущей силой роста рынка будет нефтехимия. Это область производства широкого спектра химической продукции на основе нефти, газа и в целом углеводородов. Самой распространенной продукцией отрасли являются всевозможные пластмассы, растворители, краски, различные синтетические заменители природных компонентов, резина, шины и т.д.



Вторым по важности драйвером в МЭА называются дорожные перевозки, затем авиация и морские перевозки. На счет авиации и морской навигации вопросов мало. Но современные и перспективные электродвигатели и технологии в области хранения электрической энергии начинают завоевывать рынок частных автомобилей. Следом на очереди грузоперевозки.



По данным аналитиков МЭА, к 2030 году сектор частных пассажирских авто будет занимать долю с общем потреблении на 1% ниже, чем в прошлом году. К 2050 году доля снизится к 22%, но все еще останется самым существенным потребляемым продуктом нефтепереработки.

Этот момент, на самом деле, вызывает большие сомнения. Возможно, прогноз МЭА весьма консервативен, но мир, похоже меняется гораздо быстрее.

К примеру Великобритания и Франция заявили о намерениях прекратить продажу дизельных и бензиновых автомобилей к 2040 г. Подобные планы были высказаны властями Индии и Китая.

Дания обозначила сроки к 2030 г. а Норвегия «пошла еще ближе», и сообщила о желании отказаться от продажи пассажирских автомобилей на ДВС с 2025 г.

Возможно, 7-10 лет кажется нереальным сроком для отказа от традиционных автомобилей. Но достаточно взглянуть на динамику продаж электромобилей и все уже не кажется таким нереалистичным. Не стоит недооценивать модные тенденции. Закрепление цен на нефть выше $100 лишь ускорит исторический переход автомобилей на электропитание.

Согласно оценкам МЭА, доля нефтехимии в росте спроса на сырье составит 14% в 2030 г. и 16% в 2050 г. Даже, если не подвергать сомнению сам объем роста спроса, оценки по доле химической продукции могут быть несколько завышенными.

В качестве довода можно привести набирающие обороты инициативы Европы, Кореи Японии и др. по запрещению использования различных пластмасс, полиэтилена в быту из-за экологической опасности.

Вторым поводом усомниться, что драйвером роста спроса на нефть станет значительный рост потребления пластика, является вторичная переработка. Но в МЭА считают, что переработка вторичного сырья снизит спрос со стороны нефтехимии всего лишь на 5%.

Есть еще один слабый момент в столь оптимистичных прогнозах спроса на нефть, даже предположив, что основным драйвером должно стать нефтехимическое производство. Это увеличение химического производства из природного газа.



Таким образом, рост потребления нефти на 10 млн б/с за следующие 12-13 лет, согласно оценкам МЭА, выглядит довольно сомнительным. В первую очередь потому, что поставщикам будет крайне сложно наращивать добычу средним темпом 800 тыс. б/с ежегодно. Особенно с учетом таких факторов, как санкции против Ирана и политическая нестабильность в некоторых регионах, то и дело приводящая к перебоям с поставками.

Кроме того, несколько лет снижения инвестиций в разведку и добычу не прошли для отрасли без последствий. Наращивание инвестиций и отдача от проектов может не поспеть за ценовой динамикой барреля. Тем временем, более вероятно то, что высокие цены на энергоносители в среднесрочной перспективе охладят рост мировой экономики и могут привести к очередным кризисным явлениям.


http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter