Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Чего опасаться инвесторам в 2019 году? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Чего опасаться инвесторам в 2019 году?

14 января 2019 Открытие
В качестве главных рисков в 1 квартале 2019 года мы видим возможное усиление торговых трений между США и Китаем, рост геополитической напряженности и усиление санкционного давления в отношении России. Риск недостаточных темпов роста глобальной экономики в целом и экономики Китая в частности воспринимается сейчас нами как гораздо менее вероятный, но уже возможный.

Украденное Рождество

Рынок акций США, который рос почти без остановок десять лет, с сентября 2018 года начал испытывать проблемы. Индекс компаний малой капитализации Russell2000 начал падать заранее с начала сентября. В октябре к падению присоединились американские индексы S&P500, NASDAQ, Dow Jones Industrials Average. Мировые фондовые рынки потеряли в октябре более 5 трлн долларов. При этом инвесторы уже активно выкупали упавшие ранее развивающиеся рынки, например, акции Бразилии.

Основное объяснение таких процессов лежало на поверхности – все крупнейшие мировые институты и ФРС начали пророчить неизбежное падение темпов роста американской экономики с начала 2019 года, в то время как на многих развивающихся рынках прогнозируется продолжение ускорения роста ВВП в ближайшие годы.

В результате можно констатировать, что американские индексы с сентября до конца года испытали худшее снижение за долгие годы. А неделя падения перед западным Рождеством стала худшей в истории для американских индексов. По оценкам Financial Times, нынешний декабрь оказался худшим для фондового рынка США со времен самых тяжелых годов Великой депрессии. За неполный декабрь 2018 года индекс S&P500 потерял более 16%, в то время как в худшем декабре 1931 года падение составило 14,5% в месяц. Министр финансов США Стивен Мнучин обсудил в выходные перед Рождеством обвал рынка акций с главами шести крупнейших американских банков, но это не помогло рынкам.

Индекс S&P500 испытал первое масштабное снижение с кризиса 2008 года (индексы в долларах)

Чего опасаться инвесторам в 2019 году?


Компания BlackRock отметила, что впервые минимум за 25 лет по итогам 2018 года может быть зафиксировано снижение как мирового рынка акций, так и облигаций. По данным Deutsche Bank, с начала 2018 года по середину ноября 90% из 70 классов активов показали отрицательную доходность в долларовом выражении. Предыдущий рекорд по итогам года был установлен еще в 1920 году – 84% из 37 существовавших тогда классов активов.

Дональд Трамп картинно обвинил в падении рынков ФРС. В декабре регулятор ожидаемо повысил в очередной раз базовую ставку, снизил прогнозы инфляции и роста на 2019 год, а также снизил прогноз по числу повышений базовой ставки в следующем году с трех до двух. Действия ФРС в принципе были вполне предсказуемы. За неделю до заседания американские компании повысили цены на многие товары – от авиабилетов и краски до еды, перекладывая на потребителей рост издержек на топливо, материалы и продукты питания.

Что же ждать инвесторам дальше и чего опасаться?

Пока что мы видим, что риски низкой волатильности и дешевых денег конца 2017 года реализовались в полной мере. Сокращение балансов центральных банков, рост ставок ФРС и ужесточение глобального протекционизма сделали свое дело. При этом дополнительные бюджетные стимулы Трампа, задействованные в экономике США с 2016 года, по факту во многом уже исчерпали свой ускоряющий эффект.

Ждать же сваливания глобальной экономики в кризис по образцу 2008 года вряд ли стоит. Кризис 2008 года был специфическим кризисом глобализации, вызванным крайне быстрыми темпам роста китайской экономики в начале 2000-х и ипотечным пузырем в США. При этом к 2008 году большинство активов в мире находились в перегретом состоянии. Сейчас же ситуация иная. За исключением относительно горячего фондового рынка США и возможных пузырей недвижимости в Австралии, Канаде и Новой Зеландии большинство остальных активов в мире выглядят адекватно оцененными или недооцененными. При этом за последние 10 лет крупнейшие центральные банки мира кратно нарастили свои активы, фактически подстелив основательную "подушку ликвидности" под рынки.

Индекс MSCI World вернулся к уровням совокупных активов центральных банков G4 (млрд USD)



Разумеется, риски замедления глобальной экономики есть, и они вполне реальны. Но оснований для скатывания мировой экономики в рецессию пока не видно. Рецессия в экономике США возможна, но скорее не раньше 2-3 лет. При этом надо понимать, что никаких инверсий кривых доходностей пока еще нет, денежные политики ведущих центральных банков развитых стран де-факто все еще остаются стимулирующими. ЕЦБ хоть полностью и свернет программу количественного смягчения с 1 января, но продолжит реинвестировать купонные платежи, а годовая ставка EURIBOR в евро продолжает оставаться отрицательной. Относительно низкие цены на сырье могут дополнительно подпитывать рост.

Риск глобальной торговой войны, которой пугал Трамп в январе-2018 в Давосе, пока не реализовался. ЕС и США договорились о политике "нулевых пошлин". США, Канада и Мексика пришли к новому торговому соглашению. Самым болезненным для мировой экономики стал ввод 10% пошлин США на половину китайского импорта. Но на саммите G20 в Аргентине штаты и Поднебесная пришли к принципиальной договоренности о выработке нового всеобъемлющего торгового соглашения, и Дональд Трамп отложил на 90 дней угрозу повышения пошлин на половину китайского импорта с 10% до 25%.

Если США и Китай придут в ближайшие месяцы к новому соглашению, то это станет отличной новостью для глобальных рынков. Между тем, возможный провал переговоров и ввод новых пошлин может усугубить ситуацию в мировой экономике. Этот Дамоклов меч, безусловно, продолжает висеть над рынками. Тем более что в последние недели перед новым годом США показательно играли мускулами, показывая свою политическую силу. США предостерегли союзников от использования оборудования китайской Huawei. В результате Новая Зеландия, Австралия, Япония и Великобритания не допустили телекоммуникационное оборудование Huawei к строительству 5G-сетей, либо полностью запретили его. А власти Канады задержали финансового директора Huawei по запросу США. При этом в кибератаке на гостиничную сеть Marriott обвинили хакеров, якобы действовавших по указанию министерства государственной безопасности Китая.

Так или иначе, пока что история показывает, что Дональд Трамп является жестким переговорщиком и регулярно выкручивает руки своим партнерам. Но в конечном итоге он выходит на заключение выгодных сделок, а не идет на бессмысленные конфронтации.

Сейчас ситуация на мировых фондовых рынках такова, что завышенные цены на активы могут наблюдаться преимущественно на американском рынке, в то время как на других рынках активы оценены адекватно или продаются с дисконтом. Во многом это связано с продолжительной модой на доллар США и акции технологичных компаний. Начиная с 2013 года, когда было запущено QE3, американские технологичные компании стабильно забивали собой топ-10 рейтинга глобальных компаний по капитализации. Очевидно, что такие диспропорции вряд ли могли продолжаться вечно. И в конце 2018 года индекс NASDAQ продемонстрировал первый существенный обвал с 2008 года. Конечно же в этих условиях многие технологичные компании заторопились на IPO. Например, в 1-м квартале можно ожидать IPO Uber Technologies, Lyft, Palantir Technologies. Но вполне возможно, что мода на доллар и технологичные компании в ближайшие годы может смениться.

Между тем, выгодными для инвестиций в 2019 году скорее могут оказаться акции ряда европейских корпораций в евро, компаний развивающихся рынков, на которых ожидается ускорение экономического роста, глобальные проинфляционные активы.

Во многих развивающихся странах эксперты Reuters ждут ускорения темпов роста ВВП



В конечном итоге в ближайшие годы можно действительно опасаться кризиса плохих долгов корпораций развитых стран, так как качество этих долгов сильно снизилось в последние десятилетия, а ужесточение политик центральных банков развитых стран в ближайшие годы видится неизбежным. Но в любом случае процесс такого лечения плохих долгов компаний развитых стран обещает быть продолжительным. Обвал рынков в 2008 году, на наш взгляд, все же был уникальным кризисом глобализации, которые происходят, как правило, раз в 30-40 лет.