17 января 2019 Bloomberg
Китай сталкивается с самой сложной экономической ситуацией за последние годы. Вторая по величине экономика в мире находится в состоянии торгового противостояния с самой крупной экономикой мира – США – и в условиях давления “критических сражений” президента Си Цзиньпина, направленных на сокращение огромной долговой нагрузки Китая и очистку воздуха от токсичного загрязнения. Экономисты прогнозируют рост китайской экономики на 6,2% в этом году, что более чем в два раза превышает темпы роста глобальной экономики. Но в 2018 году китайская экономика расширилась на 6,6%, и это уже был самый медленный рост почти за три десятилетия. Теперь, когда Китай начал чихать, многие компании, расположенные вдали от его берегов, рискуют простудиться, в том числе это касается производителей авиалайнеров и сумочек, поставщиков сои и туристических компаний.
Чем объясняются тревоги?
Главным образом, размером. На китайскую экономику с ее $12 трлн. ВВП ежегодно приходится почти треть мирового экономического роста. Экономическая экспансия способствует созданию рабочих мест и повышению уровня жизни. Инвесторы опасаются, что в настоящее время постепенное замедление Китая может внезапно сменится резким падение. Принимая во внимание преклонный возраст экономической экспансии в США – более девяти лет – и учитывая опасения по поводу экономического роста в Европе, последствия китайских проблем, вероятно, будут более значительными, чем глобальное экономическое восстановление может выдержать. Меры китайского правительства, направленные на поддержку внутренней экономики, которые нельзя назвать масштабными, пока что не в состоянии укрепить доверие инвесторов.
Почему 6% – это медленно?
Потому что экономика Китая перегружена долгами. Ее способность обслуживать кредиты зависит от быстрого номинального экономического роста, который генерирует более высокие налоговые поступления и уменьшает потребность в дополнительных государственных заимствованиях. Таким образом, замедление экономического роста ставит под сомнение способность Китая контролировать темпы наращивания государственного, корпоративного и частного долгов, что, согласно расчетам Bloomberg Economics, может привести к тому, что совокупный долг страны превысит отметку в 300% от ВВП к 2022 году. С такими цифрами Китай станет второй страной с наибольшей задолженностью в мире, уступая только Японии.
Как экономическое замедление ощущается в самом Китае?
Миллиардом способов. Автомобильная индустрия в 2018 году впервые за последние три десятилетия зафиксировала годовое снижение объема автопродаж, которое нанесло ущерб не только китайским производителям, таким как BYD Co. Ltd. и Geely Automobile Holdings Ltd., но и мировым гигантам, таким как Volkswagen AG. Розничные продажи, которые долгое время являлись опорой китайской экономики, росли самыми медленными темпами за последние десять лет, что говорит о том, что экономическое замедление может ускориться в будущем. Официальный производственный индекс в декабре ушел на территорию сокращения впервые с 2016 года. Показатели новых заказов и новых экспортных заказов снизились, несмотря на то, что некоторые производители отгрузили свою продукцию вперед, чтобы избежать потенциально более высоких тарифов в США. В ноябре промышленное производство показало самую слабую динамику за последнее десятилетие, и прибыль в промышленности сократилась впервые почти за три года.
Как насчет остального мира?
Когда Apple Inc. впервые за почти два десятилетия сократила свои прогнозы по выручке, сославшись на ослабший спрос в Китае, мировые фондовые рынки устремились вниз. Корпорация Starbucks, каждые несколько часов открывающая новый магазин в Китае, увидела, что рост продаж в ее точках начал замедляться в 2018 году. Jaguar Land Rover закрыл завод в Великобритании на две недели в октябре, объяснив свои действия снижением спроса в Китае. И этот список можно продолжить. В 2017 году на долю китайских потребителей пришлось около трети из $121 млрд., потраченных на предметы роскоши во всем мире. Многие из этих покупок совершаются за пределами Китая, в результате чего такие компании, как Louis Vuitton, Gucci и Hermès, в значительной степени зависят от перемещающихся по всему миру китайских граждан. Действительно, весь сектор путешествий и туризма пребывает в нервозном состоянии. Примерно один из каждых четырех самолетов, которые производит Boeing Co., направляется в Китай. На Китай также приходится более пятой части ежегодных расходов, совершаемых туристами, выезжающими за пределы своих стран, что почти вдвое больше, чем у следующего крупнейшего спонсора туристического сектора, США.
Насколько может ухудшиться ситуация?
Согласно отчету Bloomberg Economics, резкое замедление темпов роста экономики Китая может привести к снижению роста ВВП США на 1,5 процентных пункта в течение 2 лет. Среди стран-экспортеров природных ресурсов больше всего пострадает Россия. Завязанные на торговлю с Китаем Сингапур и Гонконг также сильно пострадают. Тайвань, Таиланд и другие страны, которые поставляют компоненты для китайского промышленного сектора, также находятся под угрозой. Анализ Deutsche Bank AG показывает, что, хотя, например, Китай экспортирует в США мобильные телефоны на сумму около $45 млрд. в год, более 80% стоимости этих телефонов приходится на компоненты, импортируемые Китаем из других азиатских стран, а также на принадлежащую США интеллектуальную собственность.
Почему замедляется экономика Китая?
Говоря по-простому, потому что такой бешеный темп роста экономики не может продолжаться вечно. Поскольку страна стареет, становится все меньше взрослых людей трудоспособного возраста, чтобы стимулировать производство. Становится меньше доступных инвестиционных возможностей, таких как восполнение недостающей инфраструктуры. И большая долговая нагрузка страны означает, что все больше и больше средств должно тратится на погашение расходов прошлых периодов. Все это означает, что темпы экономического роста Китая постепенно снижаются, и управление текущим замедлением экономики – это скорее усилия, направленные на предотвращение резкого спада, а не попытки запуска энергичного экономического восстановления.
Что делает Китай?
Пытается пройти по тонкой грани. Масштабные стимулы, последовавшие за глобальным финансовым кризисом, позволили Китаю не погрузится в Великую рецессию, подобную той, от которой пострадали США, но эти стимулы стали причиной накопления масштабных долгов. Теперь Китай пытается сделать все возможное, чтобы предотвратить жесткую посадку – там, где экономика начинает заигрывать с рецессией, – при этом избегая очередного наращивания долга. Страна предпринимает меры по стимулированию продаж автомобилей и бытовой техники, в результате чего бюджетный дефицит в этом году вырастет. Правительство Китая ослабило свои усилия, направленные на снижение левериджа в экономике, снизило налоги, увеличило количество инфраструктурных проектов и немного ослабило денежно-кредитную политику. После четырех раундов сокращения норматива обязательных резервов для некоторых банков, проведенных в 2018 году, в январе было объявлено о первом с марта 2016 года полноценном сокращении коэффициента резервирования, чтобы побудить банки к кредитованию реального сектора. Высокопоставленные должностные лица Китая также предприняли беспрецедентный шаги, чтобы убедить кредиторов выдавать больше кредитов частным компаниям, которые являются источником большей части рабочих мест в стране.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу