19 июля 2019 Альпари Мильчикова Наталья
Всемирный банк прогнозирует в 2019 году продолжение замедления темпов роста мировой экономики до 2,9%. Причиной этому может стать протекционизм и торговые войны. Кроме того не стоит забывать о том, что внушительную ложку дегтя в бочку мировой экономики может подбросить дальнейшее замедление экономического роста Китая, вероятное введение санкций в отношении госдолга РФ и ожидаемое участниками рынка снижение ставки ФРС США. Как стрессовые и неожиданные события в геоэкономике отразятся на странах бывшего СССР?
Недавно эксперты международного аналитического агентства Oxford Economics назвали потенциально уязвимыми к новому мировому кризису экономики Украины, а также Турции и Аргентины. Украина действительно является одним из наиболее проблемных государств восточной Европы и СНГ. Уровень инфляции потребительских цен в этой стране один из самых высоких в СНГ, а также во всей восточной Европе.
Напомним, что 2018 год Украина закончила с инфляцией в 9,8%. Этот показатель снизился по сравнению с почти 12% годом ранее, однако, для пространства СНГ инфляция в 9,8% остается высокой. Национальный банк Украины пока держит процентную ставку на очень высоком уровне, в 17,5%, что отчасти позволяет экономике Украины не скатиться в гиперинфляцию, но, с другой стороны, за жесткую монетарную политику придется платить снижением темпов экономического роста.
По оценкам Всемирного банка, практически все страны СНГ в 2019 году, за исключением Азербайджана, Узбекистана и Грузии, ожидает замедление темпов роста. Однако эти оценки не учитывали недавнее обострение отношений между Грузией и Россией, которое приведет к прекращению авиасообщения России с этой страной, потенциальному сокращению потока российских туристов и российских инвестиций в Грузию. Поскольку Россия в 2018 году занимала второе место после Азербайджана по турпотоку в Грузию, вероятно, еще одной растущей экономикой на постсоветском пространстве в 2019 году может стать меньше.
Медленный темп роста не отменяет развития
Всемирный банк прогнозирует, что в 2019 году произойдет замедление темпов роста ВВП наиболее крупных экономик СНГ — России, Казахстана и Украины. В России замедление экономического роста временное, и оно будет вызвано, по прогнозу Всемирного банка, повышением НДС. У других крупных экономик стран СНГ свои проблемы. Так, в Казахстане замедление экономического роста может быть связано с замедлением темпов добычи нефти на молодом и ранее быстрорастущем месторождении Кашаган.
А Украина достаточно много теряет из-за отсутствия огромного рынка сбыта для своих товаров в России и российских санкций против ряда её отраслей. Однако замедление темпов роста в 2019-2020 году будет характерно для всей мировой экономики, что может стать следствием международных торговых конфликтов, причем не только между США и Китаем, но также, вероятно, между США и Евросоюзом, к которому уже назрели предпосылки.
По нашему мнению, даже при относительно медленных темпах роста постсоветские страны могут развиваться, так как это в основном сырьевые экономики, а резкий рост цен на сырье может повысить темпы роста экономики постсоветских стран. Кроме того, происходящий уже сейчас торговый конфликт между США и Китаем пока не слишком сильно сказывается на динамике, например, цен на нефть, а также других сырьевых товаров. Новый экономический кризис на постсоветском пространстве будет вызван иными причинами.
Высокая долговая нагрузка грозит дефолтом
Прежде всего, такой причиной может стать высокая долговая нагрузка ряда постсоветских стран, в том числе некоторых стран, входящих в СНГ и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Самой закредитованной страной пост-советского пространства является Украина, доля долга в ВВП которой в первом квартале 2019 года превысила уже 92%. Достаточно сильно закредитованными странами являются такие партнеры России по ЕАЭС, как Кыргызстан (доля долга в ВВП 73,5%) и Беларусь (доля долга в ВВП почти 70%). Растет также долговая нагрузка у Таджикистана, которая к 2019 году уже превысила 54% от ВВП.
Меньше всего на постсоветском пространстве от внешних кредиторов зависят Узбекистан, Россия и Казахстан, а у остальных шести стран долговая нагрузка довольно умеренная. В связи с этим можно отметить, что Украина находится в зоне риска потенциального дефолта, а республики Кыргызстан и Беларусь к этой зоне риска год от года приближаются. Предотвратить дефолт может рост доходов бюджетов этих стран. Так как практически все постсоветские страны зависят от экспортных доходов, для них имеет большое значение положительное сальдо торгового баланса.
Но в 2018 году положительным сальдо могли похвастаться всего пять постсоветских стран: Россия ($212 млрд), Казахстан ($28 млрд), Азербайджан ($8 млрд), Туркмения ($6,3 млрд) и Беларусь, которая в 2018 году преодолела многолетний период отрицательных сальдо торгового баланса и вышла в небольшой плюс по этому показателю ($700 млн).
В свою очередь, остальные постсоветские страны имеют отрицательное сальдо торгового баланса, и самый большой дефицит (-$9,5 млрд) показывает Украина. На втором месте в «негативном» рейтинге с большим отрывом находится Грузия (-$5,8 млрд), за ней следует Узбекистан (-$5,3 млрд)
График 1. Сальдо торгового баланса ($ млрд) и доля госдолга в ВВП (%), 2018
Примечание: размер круга означает объем ВВП страны на душу населения, 2018, $ тыс. (по данным МВФ)
Таким образом, исходя из доли госдолга к ВВП страны, а также значения сальдо ее торгового баланса, можно сделать вывод, что наименее уязвимыми для кризиса являются экономики России, а также, хотя не без некоторых оговорок, Казахстана, Туркмении и Азербайджана. При этом отрицательное сальдо торгового баланса Узбекистана компенсируется его низкой долговой нагрузкой. В зоне риска находится Украина, к ней приближается Кыргызстан с дефицитом торгового баланса в -$3,1 млрд, да и положительное сальдо торгового баланса Беларуси при её высокой закредитованности представляется пока не слишком надежной «подушкой безопасности» для экономики.
Инфляция несет риск девальвации
Украина является основным государством, входящим в зону риска, то есть потенциально уязвимым для кризиса, если таковой возникнет. Можно добавить, что этот риск усиливается и другими факторами. Одним из таких является высокая инфляция потребительских цен. В 2018 году инфляция на Украине значительно превышала уровень годовой инфляции во всех остальных пост-советских государствах, за исключением Узбекистана, где годовая инфляция оказалась ещё выше (14,3%).
График 2. Годовая инфляция в постсоветских странах (%), 2018
Но высокая инфляция в Узбекистане компенсируется незначительной долговой нагрузкой, чего не скажешь об Украине. Так что при неблагоприятных внешних условиях Украина может объявить не только дефолт, но и столкнуться с девальвацией национальной валюты, то есть там с высокой вероятностью может повториться кризис, имевший место в России в 1998 году. Однако Россия в 1999 году быстро вышла из кризиса благодаря восстановлению цен на нефть и мудрой политике сочетания рыночной экономики и государственного регулирования, проводимой кабинетом реформаторов под руководством Евгения Примакова.
Для Украины рост цен на нефть является, наоборот, негативным внешним фактором, который, в принципе, может спровоцировать одновременный дефолт по внешним долгам и девальвацию гривны. А экономистов уровня Евгения Примакова там к власти не допускают, так как во главу угла поставлена либертарианская модель свободного рынка, предполагающая ликвидацию многих ранее прибыльных предприятий и даже отраслей промышленности, полное открытие рынков для товаров и корпораций с Запада, а также рыночные цены на энергоносители, что в первую очередь бьет по карманам простых граждан.
Дружба с Евросоюзом сослужит плохую службу
Можно также отметить, что ориентация Украины на дружбу с Евросоюзом может сослужить ей в будущем плохую службу. Если, например, конфликт США приведет к существенному замедлению экономики еврозоны и ЕС в целом, то Евросоюзу станет все труднее выдавать льготные кредиты Украине, а спрос на ее аграрную продукцию, который и так невысок, может упасть вообще. В принципе, для всех стран постсоветского пространства замедление экономики ЕС будет негативной новостью, однако, от российского газа Европа, например, отказаться не сможет из-за отсутствия конкурентов, способных поставлять большие объемы газа по невысокой цене. А тем странам, которые рассчитывали на ЕС как на панацею для своих слабых экономик (это относится не только к Украине, но отчасти ещё и к Грузии и Молдове), придется искать новые рынки сбыта.
Экономические проблемы Украины напрямую не отразятся на России, за исключением того, что долг в $3,1 млрд, выданный ей Россией в начале 2014 года, она уже вряд ли вернет. Однако эти проблемы могут на время усилить отток иностранного капитала со всего постсоветского пространства, и, вероятнее всего, из стран с потенциально высокой долговой нагрузкой, высокой инфляцией и дефицитом торгового баланса. В этом аспекте не исключено, что страны-партнеры России по ЕАЭС начнут обращаться к ней за помощью в виде новых кредитов или в виде списания ранее выданных кредитов. И здесь, видимо, политика может взять верх над экономическими выгодами.
Заключение
От мирового экономического спада пострадает весь мир. Но быстрее всех выберутся из него сегодняшние быстрорастущие экономики (Китай и Индия), а также развитые страны G7. Постсоветское пространство кризис затронет гораздо сильнее. Но наибольший потенциал стабильности есть у России, а также ее партнеров по ЕАЭС и СНГ, в основном экспортеров нефти и газа – Казахстана и Азербайджана.
https://alpari.com/ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Недавно эксперты международного аналитического агентства Oxford Economics назвали потенциально уязвимыми к новому мировому кризису экономики Украины, а также Турции и Аргентины. Украина действительно является одним из наиболее проблемных государств восточной Европы и СНГ. Уровень инфляции потребительских цен в этой стране один из самых высоких в СНГ, а также во всей восточной Европе.
Напомним, что 2018 год Украина закончила с инфляцией в 9,8%. Этот показатель снизился по сравнению с почти 12% годом ранее, однако, для пространства СНГ инфляция в 9,8% остается высокой. Национальный банк Украины пока держит процентную ставку на очень высоком уровне, в 17,5%, что отчасти позволяет экономике Украины не скатиться в гиперинфляцию, но, с другой стороны, за жесткую монетарную политику придется платить снижением темпов экономического роста.
По оценкам Всемирного банка, практически все страны СНГ в 2019 году, за исключением Азербайджана, Узбекистана и Грузии, ожидает замедление темпов роста. Однако эти оценки не учитывали недавнее обострение отношений между Грузией и Россией, которое приведет к прекращению авиасообщения России с этой страной, потенциальному сокращению потока российских туристов и российских инвестиций в Грузию. Поскольку Россия в 2018 году занимала второе место после Азербайджана по турпотоку в Грузию, вероятно, еще одной растущей экономикой на постсоветском пространстве в 2019 году может стать меньше.
Медленный темп роста не отменяет развития
Всемирный банк прогнозирует, что в 2019 году произойдет замедление темпов роста ВВП наиболее крупных экономик СНГ — России, Казахстана и Украины. В России замедление экономического роста временное, и оно будет вызвано, по прогнозу Всемирного банка, повышением НДС. У других крупных экономик стран СНГ свои проблемы. Так, в Казахстане замедление экономического роста может быть связано с замедлением темпов добычи нефти на молодом и ранее быстрорастущем месторождении Кашаган.
А Украина достаточно много теряет из-за отсутствия огромного рынка сбыта для своих товаров в России и российских санкций против ряда её отраслей. Однако замедление темпов роста в 2019-2020 году будет характерно для всей мировой экономики, что может стать следствием международных торговых конфликтов, причем не только между США и Китаем, но также, вероятно, между США и Евросоюзом, к которому уже назрели предпосылки.
По нашему мнению, даже при относительно медленных темпах роста постсоветские страны могут развиваться, так как это в основном сырьевые экономики, а резкий рост цен на сырье может повысить темпы роста экономики постсоветских стран. Кроме того, происходящий уже сейчас торговый конфликт между США и Китаем пока не слишком сильно сказывается на динамике, например, цен на нефть, а также других сырьевых товаров. Новый экономический кризис на постсоветском пространстве будет вызван иными причинами.
Высокая долговая нагрузка грозит дефолтом
Прежде всего, такой причиной может стать высокая долговая нагрузка ряда постсоветских стран, в том числе некоторых стран, входящих в СНГ и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Самой закредитованной страной пост-советского пространства является Украина, доля долга в ВВП которой в первом квартале 2019 года превысила уже 92%. Достаточно сильно закредитованными странами являются такие партнеры России по ЕАЭС, как Кыргызстан (доля долга в ВВП 73,5%) и Беларусь (доля долга в ВВП почти 70%). Растет также долговая нагрузка у Таджикистана, которая к 2019 году уже превысила 54% от ВВП.
Меньше всего на постсоветском пространстве от внешних кредиторов зависят Узбекистан, Россия и Казахстан, а у остальных шести стран долговая нагрузка довольно умеренная. В связи с этим можно отметить, что Украина находится в зоне риска потенциального дефолта, а республики Кыргызстан и Беларусь к этой зоне риска год от года приближаются. Предотвратить дефолт может рост доходов бюджетов этих стран. Так как практически все постсоветские страны зависят от экспортных доходов, для них имеет большое значение положительное сальдо торгового баланса.
Но в 2018 году положительным сальдо могли похвастаться всего пять постсоветских стран: Россия ($212 млрд), Казахстан ($28 млрд), Азербайджан ($8 млрд), Туркмения ($6,3 млрд) и Беларусь, которая в 2018 году преодолела многолетний период отрицательных сальдо торгового баланса и вышла в небольшой плюс по этому показателю ($700 млн).
В свою очередь, остальные постсоветские страны имеют отрицательное сальдо торгового баланса, и самый большой дефицит (-$9,5 млрд) показывает Украина. На втором месте в «негативном» рейтинге с большим отрывом находится Грузия (-$5,8 млрд), за ней следует Узбекистан (-$5,3 млрд)
График 1. Сальдо торгового баланса ($ млрд) и доля госдолга в ВВП (%), 2018
Примечание: размер круга означает объем ВВП страны на душу населения, 2018, $ тыс. (по данным МВФ)
Таким образом, исходя из доли госдолга к ВВП страны, а также значения сальдо ее торгового баланса, можно сделать вывод, что наименее уязвимыми для кризиса являются экономики России, а также, хотя не без некоторых оговорок, Казахстана, Туркмении и Азербайджана. При этом отрицательное сальдо торгового баланса Узбекистана компенсируется его низкой долговой нагрузкой. В зоне риска находится Украина, к ней приближается Кыргызстан с дефицитом торгового баланса в -$3,1 млрд, да и положительное сальдо торгового баланса Беларуси при её высокой закредитованности представляется пока не слишком надежной «подушкой безопасности» для экономики.
Инфляция несет риск девальвации
Украина является основным государством, входящим в зону риска, то есть потенциально уязвимым для кризиса, если таковой возникнет. Можно добавить, что этот риск усиливается и другими факторами. Одним из таких является высокая инфляция потребительских цен. В 2018 году инфляция на Украине значительно превышала уровень годовой инфляции во всех остальных пост-советских государствах, за исключением Узбекистана, где годовая инфляция оказалась ещё выше (14,3%).
График 2. Годовая инфляция в постсоветских странах (%), 2018
Но высокая инфляция в Узбекистане компенсируется незначительной долговой нагрузкой, чего не скажешь об Украине. Так что при неблагоприятных внешних условиях Украина может объявить не только дефолт, но и столкнуться с девальвацией национальной валюты, то есть там с высокой вероятностью может повториться кризис, имевший место в России в 1998 году. Однако Россия в 1999 году быстро вышла из кризиса благодаря восстановлению цен на нефть и мудрой политике сочетания рыночной экономики и государственного регулирования, проводимой кабинетом реформаторов под руководством Евгения Примакова.
Для Украины рост цен на нефть является, наоборот, негативным внешним фактором, который, в принципе, может спровоцировать одновременный дефолт по внешним долгам и девальвацию гривны. А экономистов уровня Евгения Примакова там к власти не допускают, так как во главу угла поставлена либертарианская модель свободного рынка, предполагающая ликвидацию многих ранее прибыльных предприятий и даже отраслей промышленности, полное открытие рынков для товаров и корпораций с Запада, а также рыночные цены на энергоносители, что в первую очередь бьет по карманам простых граждан.
Дружба с Евросоюзом сослужит плохую службу
Можно также отметить, что ориентация Украины на дружбу с Евросоюзом может сослужить ей в будущем плохую службу. Если, например, конфликт США приведет к существенному замедлению экономики еврозоны и ЕС в целом, то Евросоюзу станет все труднее выдавать льготные кредиты Украине, а спрос на ее аграрную продукцию, который и так невысок, может упасть вообще. В принципе, для всех стран постсоветского пространства замедление экономики ЕС будет негативной новостью, однако, от российского газа Европа, например, отказаться не сможет из-за отсутствия конкурентов, способных поставлять большие объемы газа по невысокой цене. А тем странам, которые рассчитывали на ЕС как на панацею для своих слабых экономик (это относится не только к Украине, но отчасти ещё и к Грузии и Молдове), придется искать новые рынки сбыта.
Экономические проблемы Украины напрямую не отразятся на России, за исключением того, что долг в $3,1 млрд, выданный ей Россией в начале 2014 года, она уже вряд ли вернет. Однако эти проблемы могут на время усилить отток иностранного капитала со всего постсоветского пространства, и, вероятнее всего, из стран с потенциально высокой долговой нагрузкой, высокой инфляцией и дефицитом торгового баланса. В этом аспекте не исключено, что страны-партнеры России по ЕАЭС начнут обращаться к ней за помощью в виде новых кредитов или в виде списания ранее выданных кредитов. И здесь, видимо, политика может взять верх над экономическими выгодами.
Заключение
От мирового экономического спада пострадает весь мир. Но быстрее всех выберутся из него сегодняшние быстрорастущие экономики (Китай и Индия), а также развитые страны G7. Постсоветское пространство кризис затронет гораздо сильнее. Но наибольший потенциал стабильности есть у России, а также ее партнеров по ЕАЭС и СНГ, в основном экспортеров нефти и газа – Казахстана и Азербайджана.
https://alpari.com/ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу