12 декабря 2019 Financial Times
На данный момент Кристин Лагард ждет самое серьезное испытание на посту президента Европейского центрального банка: она проведет свое первое совещание по монетарной политике в качестве председателя Совета управляющих Банка и выступит перед СМИ.
Инвесторы будут внимательно следить за каждым словом, чтобы не упустить любые признаки изменения политики.
«Сигналы со стороны г-жи Лагард, или их интерпретация рынком, могут поначалу спровоцировать некоторую нестабильность, пока ситуация не прояснится, что может вызвать определенную волатильность», — заявил Марк Уолл, главный экономист Deutsche Bank.
Лишь немногие эксперты ожидают, что дебют нового президента ЕЦБ окажется столь же драматичным, как у ее предшественника Марио Драги, который объявил о стратегическом развороте и снижении процентных ставок на своем первом заседании по монетарной политике в 2011 году, столкнувшись с долговым кризисом в еврозоне.
Сейчас ситуация более стабильная, хотя Лагард также придется решать некоторые проблемы. Экономический рост остается вялым, даже несмотря на отрицательные процентные ставки и покупку Банком облигаций на сумму более 2.6 трлн евро, при этом инфляция остается значительно ниже цели. Кроме того, усиливаются сомнения по поводу того, сможет ли Центральный банк продолжить смягчение монетарной политики или его ресурсы уже на исходе.
Вот пять важных аспектов, на которые следует обратить внимание в четверг.
Стоит ли ждать серьезных изменений в ее риторике?
Как ожидается, основные изменения коснутся стиля, а суть останется неизменной. В отличие от Драги, Лагард не является экономистом и у нее мало непосредственного опыта в сфере монетарной политики. Соответственно, бывший глава МВФ и экс-министр финансов Франции, скорее всего, не будет столь категорична, как ее предшественник, и вполне может выбрать «выжидательную» тактику.
«Я думаю, что для нее это окажется трудной задачей, учитывая, что она не является экономистом, и ей придется полагаться на мнение других членов Совета управляющих, у которых, возможно, есть свои интересы», — считает Даная Кириакопулу, главный экономист аналитического центра OMFIF.
Кристин Лагард возражает против того, чтобы ее называли ястребом или голубем; она предпочла бы, чтобы ее считали совой — «очень мудрым существом». Большинство экономистов считают, что монетарная политика не будет меняться в течение нескольких месяцев.
«Мы не видим причин для того, чтобы ЕЦБ корректировал свои основные принципы, не говоря уже о политике; возможна корректировка только краткосрочных прогнозов», — отметил Флориан Хенсе из Berenberg.
Сможет ли она все-таки повлиять на ситуацию?
Акцент в выступлениях Лагард после того, как она сменила Драги на посту президента в начале ноября, несколько сместился: она чаще говорит о негативных побочных эффектах монетарной политики, чем о готовности использовать все доступные инструменты.
Это может иметь большое значение, учитывая противоречия вокруг отрицательных процентных ставок и покупки облигаций в таких странах, как Германия и Нидерланды: там считают, что из-за этого страдают вкладчики и пенсионеры, завышается стоимость активов и растет число компаний-зомби.
В ЕЦБ заявляют, что постоянно следят за побочными эффектами политики Банка, однако Драги обращал мало внимания на жалобы, утверждая, что общая выгода за счет более высокого роста и уровня занятости перевешивает любые недостатки.
«Она должна сделать заявление по поводу побочных эффектов — нам нужно знать мнение президента, — заявил Фредерик Дюкрозе, стратег Pictet Wealth Management. Как только мы узнаем ее истинное отношение, это обязательно всколыхнет рынки».
Как в ЕЦБ прокомментируют состояние экономики?
Центральный банк обновит экономические прогнозы на ближайшие три года и даст первые прогнозы на 2022 год. С момента предыдущего пересмотра прогноз по экономике немного улучшился, в третьем квартале темпы роста в еврозоне превысили ожидания на 0.2%, в то время как инфляция достигла 1% в ноябре.
«Макроэкономические перспективы перестали ухудшаться впервые почти за два года», — отметил Дюкрозе.
Большинство экономистов ожидают, что ЕЦБ сохранит или несколько повысит прогнозы по росту и инфляции.
Скорее всего, внимание в основном будет уделено прогнозам на 2022 год. Если ЕЦБ даст прогноз по росту инфляции до 1.7% в течение трех лет, как ожидают многие экономисты, это будет означать, что, по мнению Банка, стимулирующие меры, запущенные в сентябре, позволят достичь целевого показателя по инфляции — немного ниже 2%. И тогда ему, возможно, не придется еще больше смягчать политику.
О чем еще могут спросить Лагард?
Стоит ждать множества вопросов, касающихся стратегического доклада по монетарной политике, который пообещала сделать Лагард — первый с 2003 года. Она уже заявила, что изучит возможность изменения показателей базовой инфляции, а также принципы борьбы с изменениями климата.
Кристин Лагард может уточнить, когда начнется подготовка доклада, однако Совет управляющих вряд ли успеет включить это в повестку дня, поэтому прежде чем развивать данную тему, она, возможно, предпочтет подождать, пока в состав Правления не войдут Фабио Панетта и Изабель Шнабель.
С чем связаны самые большие риски?
Вскоре после того, как Лагард стала министром финансов Франции в 2007 году, она получила прозвище «мадам Бестактность» за свою прямолинейность при решении политических проблем. Тем не менее, она хорошо проявила себя во время финансового кризиса, а также во время работы в МВФ в течение восьми лет.
На этой неделе любая оговорка может спровоцировать волатильность на рынках, при этом задача Лагард еще больше осложнится из-за противоречивых сообщений по поводу состояния экономики еврозоны.
«С одной стороны рынку сначала придется разобраться в новых сигналах, а с другой — г-же Лагард придется подумать, какое сделать заявление, учитывая, что экономика находится в состоянии повышенной неопределенности», — предупредил Марк Уолл из Deutsche Bank.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу