3 марта 2020 Мои Инвестиции Маккиннон Нил
После произошедшей на прошлой неделе резкой коррекции на рынках акций и «бегства» инвесторов в защитные активы (в результате чего доходности 10- и 30-летних UST опустились до новых рекордных минимумов) участники рынков ждут, что Федрезерв и другие центробанки придут им на помощь. В распространенном в прошлую пятницу заявлении глава ФРС Джером Пауэлл отметил, что «Фундаментально американская экономика остается сильной. Однако риски для экономической активности, связанные с коронавирусом, растут. Федрезерв внимательно следит за развитием ситуации и ее влиянием на экономические перспективы. Мы готовы использовать имеющиеся у нас инструменты и будем действовать в соответствии с ситуацией, чтобы поддержать экономику». В свою очередь президент Трамп выразил надежду на то, что Федрезерв начнет предпринимать необходимые шаги и сделает это как можно скорее. «Они все принимают меры, они вкладывают в это большие деньги», заявил он, комментируя действия других регуляторов. При этом он отметил, что «Федрезерв … не делает того, что от него требуется».
Рынок фьючерсов на ставку по федеральным фондам уже закладывает вероятность ее снижения почти на 100 бп на горизонте ближайших 12 месяцев. При этом инвесторы не исключают, что ФРС может решиться и на экстренное снижение, не дожидаясь заседания FOMC, запланированного на 17–18 марта. Также вполне вероятно, что это может стать частью скоординированных шагов ведущих центробанков по смягчению денежно-кредитной политики, направленных на поддержание достаточного уровня ликвидности в финансовой системе.
Банк Японии сегодня приобрел рекордный объем акций ETF (101 млрд иен) и пообещал оказывать поддержку рынкам. Возможности ЕЦБ в плане использования инструментов денежно-кредитной политики выглядят более ограниченными. Правительство Италии анонсировало налоговые льготы для предприятий малого бизнеса, столкнувшихся с 25%-м падением выручки. Подобные меры могут оказаться достаточно эффективным средством снижения остроты проблем в области денежных потоков. В то же время, учитывая их масштаб (всего 0,2% ВВП Италии), их едва ли можно отнести к числу стимулирующих мер. Также следует отметить, что размер долга Италии в процентном отношении к ВВП достиг почти 140%.
На фоне глобального снижения долговой нагрузки на прошлой неделе сузились кредитные спреды, и стоимость высокодоходных CDS выросла на 75 бп, до 375 бп, что стало самым значительным недельным изменением за период с декабря 2015 г.
Впервые за 18 месяцев не было ни одной сделки по размещению облигаций инвестиционного уровня. На прошлой неделе инвесторы вывели из фондов высокодоходных «мусорных» облигаций более 4 млрд долл. Котировки акций американских банков относительно январских максимумов скорректировались уже на 20%. Снижение аппетита к риску и долговой нагрузки наряду со срабатыванием марджин-коллов вызвало волатильность в котировках золота (в прошлую пятницу цена золота упала на 60 долл.) и валютах фондирования (евро подорожал на 1,7%, швейцарский франк – на 1,4%, тогда как высокодоходные валюты и облигации развивающихся стран заметно подешевели).
Цены на сырьевые товары резко снизились, поскольку инвесторы начали закладывать в котировки сценарий глобальной рецессии и «жесткой посадки» экономики Китая. По данным ОЭСР, в 4к19 из стран G7 только США показали положительные темпы роста ВВП. Goldman Sachs понизил свой прогноз по темпам роста мирового ВВП в этом году с 3,0% до 2,0%, и ожидает, что к июню Федрезерв снизит ставку по федеральным фондам на 75 бп. Цена на нефть WTI упала до 14-месячного минимума, сырьевой индекс Bloomberg (BCOM) достиг самого низкого уровня за последние двадцать лет. В субботу были опубликованы официальные индексы PMI Китая: индекс обрабатывающих отраслей в феврале снизился с 50,0 до 35,7, побив предыдущий антирекорд на отметке 38,8, зафиксированный в ноябре 2008 г.
Благодаря заверениям центробанков в том, что они окажут поддержку, сегодня утром рынки акций восстанавливались. Основной вопрос состоит в том, насколько устойчивым можно считать это улучшение и не продолжат ли рынки после небольшого отскока снижаться. Весьма вероятно, что в отсутствие вакцины в ближайшие несколько недель в новостном потоке будут доминировать сообщения о новых случаях заражения и росте числа умерших от коронавируса в Европе, Азии и США. Можно ли говорить о том, что участники рынков уже заложили это в котировки и ждут, что стимулирующие меры и вакцина в итоге спасут ситуацию?
Большинство инвесторов понимают, что негативный шок предложения невозможно нейтрализовать смягчением монетарной политики, – снижение процентных ставок не является панацеей, оно не запускает производственные линии и не восстанавливает глобальные цепочки поставок. Однако этот шок превращается еще и в шок спроса, поскольку из-за карантинов и ограничений снижается пассажиропоток авиалиний, сокращается туризм, откладываются корпоративные и спортивные мероприятия. Все это оказывает давление на уверенность потребителей и их расходы. Таким образом, если Федрезерву и следует «что-нибудь сделать», то прежде всего поддержать уверенность потребителей и бизнеса.
Вместе с тем инвесторы осознают, что ведущие центробанки на данный момент имеют весьма ограниченные возможности. Если Федрезерв уже в ближайшее время снизит процентные ставки на 50 бп, то они по определению приблизятся к нулевой отметке. У регулятора есть и другие инструменты, такие как наращивание вливаний ликвидности на рынок репо и увеличение ежемесячного объема покупки казначейских облигаций. Однако многие обозреватели критикуют регулятора за накачивание рынка ликвидностью и создание избыточной долговой нагрузки, что лишь раздувает «пузырь» не только на рынках акций, но и, возможно, на рынках облигаций и деривативов. Для ФРС США и других центробанков худшее, что может произойти, – это если предлагаемые меры монетарной политики не смогут предотвратить схлопывание пузыря и дефляцию в мировой экономике. ОЭСР, которая сегодня опубликует свои обновленные экономические прогнозы, только что выпустила отчет Corporate Bond Market Trends, Emerging Risks and Monetary Policy, согласно которому объем корпоративного долга на конец 2019 г. достиг рекордных 13,5 трлн долл. в реальном выражении, причем по сравнению с предыдущими кредитными циклами этот долг имеет более низкое качество, более высокую стоимость, более длительные сроки погашения и более слабую защиту инвесторов.
Итак, какие перспективы у рынков акций? Сегодня утром азиатские индексы укрепились после объявления Банком Японии решения о стимулирующих мерах, принятого рабочей группой по финансовым рынкам. Аналитики по стратегии Deutsche Bank отмечают, что общий объем ликвидности по фьючерсам на S&P 500 сократился до рекордно низкого уровня, при этом сам индекс на прошлой неделе достиг исторического максимума. Известный своими пессимистичными оценками Нуриэль Рубини («д-р Doom») прогнозирует падение глобальных рынков акций в этом году на 30–40%, рекомендуя инвесторам переложиться в денежные средства и низкорисковые гособлигации. Другой представитель лагеря «медведей» Джон Хассман считает, что индекс S&P500, учитывая явную перегретость входящих в его состав акций, в ближайшие несколько лет может потерять до двух третьих своей стоимости. Мохаммед Эль-Эриан называет четыре этапа развития нынешней ситуации. Первый из них – экономический и корпоративный шок, который уже ощущается. Второй этап – это дестабилизация ситуации в финансовой сфере, ведущая к образованию «карманов» неликвидности и потенциальным перебоям с фондированием (что также происходит уже сейчас после коррекции на рынках, наблюдавшейся на прошлой неделе). Третья фаза данного сценария – формирование рыночного дна, сигналом к которому станет стабилизация ситуации с коронавирусом. И, наконец, четвертый этап наступит, когда участники рынка придут к осознанию неэффективности политики центробанков. Однако от оценки того, насколько сильной будет коррекция на рынке акций, Эль-Эриан воздерживается.
Вспышка коронавируса случилась в тот момент, когда глобальный экономический цикл уже перешел в фазу спада, а рост мировой торговли начал замедляться. Инвесторы понимают, что последствия эпидемии вируса для Китая и мировой экономики в целом не ограничатся одним кварталом. Наблюдаемое снижение равновесных процентных ставок потребует от ведущих центробанков снизить номинальные ставки во избежание ужесточения монетарной политики. Morgan Stanley, например, ожидает, что средневзвешенное значение глобальной ключевой процентной ставки опустится до минимума за период с 2012 г. Очевидно, что для исправления ситуации регуляторы постараются задействовать инструменты фискальной политики. Первой из ведущих экономик о смягчении фискальной политики может объявить Великобритания, параметры годового бюджета которой должны быть анонсированы 11 марта. На некоторое увеличение бюджетных расходов могут пойти и власти Китая. Каковы могут быть масштабы смягчения фискальной политики еврозоны, сказать сложно, а что касается США, то здесь потенциал смягчения ограничен ввиду и без того значительного дефицита, а также приближения ноябрьских президентских выборов.
Рынок фьючерсов на ставку по федеральным фондам уже закладывает вероятность ее снижения почти на 100 бп на горизонте ближайших 12 месяцев. При этом инвесторы не исключают, что ФРС может решиться и на экстренное снижение, не дожидаясь заседания FOMC, запланированного на 17–18 марта. Также вполне вероятно, что это может стать частью скоординированных шагов ведущих центробанков по смягчению денежно-кредитной политики, направленных на поддержание достаточного уровня ликвидности в финансовой системе.
Банк Японии сегодня приобрел рекордный объем акций ETF (101 млрд иен) и пообещал оказывать поддержку рынкам. Возможности ЕЦБ в плане использования инструментов денежно-кредитной политики выглядят более ограниченными. Правительство Италии анонсировало налоговые льготы для предприятий малого бизнеса, столкнувшихся с 25%-м падением выручки. Подобные меры могут оказаться достаточно эффективным средством снижения остроты проблем в области денежных потоков. В то же время, учитывая их масштаб (всего 0,2% ВВП Италии), их едва ли можно отнести к числу стимулирующих мер. Также следует отметить, что размер долга Италии в процентном отношении к ВВП достиг почти 140%.
На фоне глобального снижения долговой нагрузки на прошлой неделе сузились кредитные спреды, и стоимость высокодоходных CDS выросла на 75 бп, до 375 бп, что стало самым значительным недельным изменением за период с декабря 2015 г.
Впервые за 18 месяцев не было ни одной сделки по размещению облигаций инвестиционного уровня. На прошлой неделе инвесторы вывели из фондов высокодоходных «мусорных» облигаций более 4 млрд долл. Котировки акций американских банков относительно январских максимумов скорректировались уже на 20%. Снижение аппетита к риску и долговой нагрузки наряду со срабатыванием марджин-коллов вызвало волатильность в котировках золота (в прошлую пятницу цена золота упала на 60 долл.) и валютах фондирования (евро подорожал на 1,7%, швейцарский франк – на 1,4%, тогда как высокодоходные валюты и облигации развивающихся стран заметно подешевели).
Цены на сырьевые товары резко снизились, поскольку инвесторы начали закладывать в котировки сценарий глобальной рецессии и «жесткой посадки» экономики Китая. По данным ОЭСР, в 4к19 из стран G7 только США показали положительные темпы роста ВВП. Goldman Sachs понизил свой прогноз по темпам роста мирового ВВП в этом году с 3,0% до 2,0%, и ожидает, что к июню Федрезерв снизит ставку по федеральным фондам на 75 бп. Цена на нефть WTI упала до 14-месячного минимума, сырьевой индекс Bloomberg (BCOM) достиг самого низкого уровня за последние двадцать лет. В субботу были опубликованы официальные индексы PMI Китая: индекс обрабатывающих отраслей в феврале снизился с 50,0 до 35,7, побив предыдущий антирекорд на отметке 38,8, зафиксированный в ноябре 2008 г.
Благодаря заверениям центробанков в том, что они окажут поддержку, сегодня утром рынки акций восстанавливались. Основной вопрос состоит в том, насколько устойчивым можно считать это улучшение и не продолжат ли рынки после небольшого отскока снижаться. Весьма вероятно, что в отсутствие вакцины в ближайшие несколько недель в новостном потоке будут доминировать сообщения о новых случаях заражения и росте числа умерших от коронавируса в Европе, Азии и США. Можно ли говорить о том, что участники рынков уже заложили это в котировки и ждут, что стимулирующие меры и вакцина в итоге спасут ситуацию?
Большинство инвесторов понимают, что негативный шок предложения невозможно нейтрализовать смягчением монетарной политики, – снижение процентных ставок не является панацеей, оно не запускает производственные линии и не восстанавливает глобальные цепочки поставок. Однако этот шок превращается еще и в шок спроса, поскольку из-за карантинов и ограничений снижается пассажиропоток авиалиний, сокращается туризм, откладываются корпоративные и спортивные мероприятия. Все это оказывает давление на уверенность потребителей и их расходы. Таким образом, если Федрезерву и следует «что-нибудь сделать», то прежде всего поддержать уверенность потребителей и бизнеса.
Вместе с тем инвесторы осознают, что ведущие центробанки на данный момент имеют весьма ограниченные возможности. Если Федрезерв уже в ближайшее время снизит процентные ставки на 50 бп, то они по определению приблизятся к нулевой отметке. У регулятора есть и другие инструменты, такие как наращивание вливаний ликвидности на рынок репо и увеличение ежемесячного объема покупки казначейских облигаций. Однако многие обозреватели критикуют регулятора за накачивание рынка ликвидностью и создание избыточной долговой нагрузки, что лишь раздувает «пузырь» не только на рынках акций, но и, возможно, на рынках облигаций и деривативов. Для ФРС США и других центробанков худшее, что может произойти, – это если предлагаемые меры монетарной политики не смогут предотвратить схлопывание пузыря и дефляцию в мировой экономике. ОЭСР, которая сегодня опубликует свои обновленные экономические прогнозы, только что выпустила отчет Corporate Bond Market Trends, Emerging Risks and Monetary Policy, согласно которому объем корпоративного долга на конец 2019 г. достиг рекордных 13,5 трлн долл. в реальном выражении, причем по сравнению с предыдущими кредитными циклами этот долг имеет более низкое качество, более высокую стоимость, более длительные сроки погашения и более слабую защиту инвесторов.
Итак, какие перспективы у рынков акций? Сегодня утром азиатские индексы укрепились после объявления Банком Японии решения о стимулирующих мерах, принятого рабочей группой по финансовым рынкам. Аналитики по стратегии Deutsche Bank отмечают, что общий объем ликвидности по фьючерсам на S&P 500 сократился до рекордно низкого уровня, при этом сам индекс на прошлой неделе достиг исторического максимума. Известный своими пессимистичными оценками Нуриэль Рубини («д-р Doom») прогнозирует падение глобальных рынков акций в этом году на 30–40%, рекомендуя инвесторам переложиться в денежные средства и низкорисковые гособлигации. Другой представитель лагеря «медведей» Джон Хассман считает, что индекс S&P500, учитывая явную перегретость входящих в его состав акций, в ближайшие несколько лет может потерять до двух третьих своей стоимости. Мохаммед Эль-Эриан называет четыре этапа развития нынешней ситуации. Первый из них – экономический и корпоративный шок, который уже ощущается. Второй этап – это дестабилизация ситуации в финансовой сфере, ведущая к образованию «карманов» неликвидности и потенциальным перебоям с фондированием (что также происходит уже сейчас после коррекции на рынках, наблюдавшейся на прошлой неделе). Третья фаза данного сценария – формирование рыночного дна, сигналом к которому станет стабилизация ситуации с коронавирусом. И, наконец, четвертый этап наступит, когда участники рынка придут к осознанию неэффективности политики центробанков. Однако от оценки того, насколько сильной будет коррекция на рынке акций, Эль-Эриан воздерживается.
Вспышка коронавируса случилась в тот момент, когда глобальный экономический цикл уже перешел в фазу спада, а рост мировой торговли начал замедляться. Инвесторы понимают, что последствия эпидемии вируса для Китая и мировой экономики в целом не ограничатся одним кварталом. Наблюдаемое снижение равновесных процентных ставок потребует от ведущих центробанков снизить номинальные ставки во избежание ужесточения монетарной политики. Morgan Stanley, например, ожидает, что средневзвешенное значение глобальной ключевой процентной ставки опустится до минимума за период с 2012 г. Очевидно, что для исправления ситуации регуляторы постараются задействовать инструменты фискальной политики. Первой из ведущих экономик о смягчении фискальной политики может объявить Великобритания, параметры годового бюджета которой должны быть анонсированы 11 марта. На некоторое увеличение бюджетных расходов могут пойти и власти Китая. Каковы могут быть масштабы смягчения фискальной политики еврозоны, сказать сложно, а что касается США, то здесь потенциал смягчения ограничен ввиду и без того значительного дефицита, а также приближения ноябрьских президентских выборов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба