Биржа NYSE предложила альтернативу IPO — прямой листинг акций, но с возможностью для компаний привлекать капитал. Инвестор и автор портала Long Term Investments Илья Воробьев объясняет суть происходящего процесса
Акции большинства компаний начинают торговаться на бирже после IPO (Initial Public Offering), или первичного размещения. Для проведения IPO компании делают дополнительный выпуск акций и нанимают инвестиционные банки, которые помогают сформировать спрос среди участников рынка. Отобранные банками инвесторы покупают акции по заданной цене в ходе IPO, а затем могут продать эти акции на бирже по рыночной цене, когда начинаются торги.
Процесс IPO часто критикуют за высокие комиссии, которые берут инвестиционные банки, и непрозрачность распределения акций в ходе IPO. Большую часть акций при первичном размещении обычно получает ограниченный круг крупных клиентов банков, организующих процесс, а остальные инвесторы покупают их по более высокой цене на рынке. Например, в ходе недавнего IPO компании BigCommerce акции были предложены инвесторам на IPO по $24, а торги на бирже открылись по $68. Если бы акции сразу были проданы по рыночной цене, компания могла привлечь дополнительные $400 млн капитала — огромная сумма при годовой выручке $120 млн.
До недавнего времени существовала только одна альтернатива IPO — Direct Listing, или прямой выход на биржу, без участия инвестиционных банков в качестве посредников. Однако этот формат имел ряд ограничений, из-за которых использовался очень редко. Основной барьер заключался в том, что в ходе прямого размещения компании не могли выпускать новые акции и привлекать таким образом финансирование, разрешалась только продажа акций действующими инвесторами. Из-за этого прямое размещение акций могли себе позволить только компании с большим запасом свободных денежных средств, не нуждающиеся в новом капитале. В последние годы всего две крупные компании провели прямое размещение акций на американском рынке — Spotify и Slack.
На прошлой неделе американский регулятор SEC одобрил предложение биржи NYSE изменить правила Direct Listing и разрешить компаниям выпускать в ходе него новые акции. Это позволит сделать прямое размещение более привлекательным для многих компаний — они смогут продавать акции напрямую инвесторам на бирже без участия посредников по более высокой цене и не платить при этом высокие комиссии инвестиционным банкам. Кроме того, такой формат также снимает ограничения для действующих инвесторов, которые сейчас являются стандартом в ходе IPO — обычно им запрещается продавать акции в течение полугода после начала торгов на бирже.
Правда, почти сразу после одобрения новой процедуры Direct Listing регулятор поставил собственное решение на паузу. Это произошло из-за того, что ассоциация Council of Institutional Investors, в которую входят крупные инвестиционные фонды с общими активами $4 трлн, планирует опротестовать решение SEC и сейчас готовит петицию. Члены ассоциации опасаются, что новый процесс листинга на бирже создаст дополнительные риски для инвесторов и приведет к более высокой волатильности на рынке. На время рассмотрения спора, который может затянуться на месяцы, IPO по-прежнему будет почти безальтернативным способом выйти на биржу для большинства компаний.
Если новое регулирование все-таки будет принято, оно станет позитивным для выходящих на биржу компаний и их акционеров, так как дает больше опций для размещения акций и позволяет снизить издержки на этот процесс. Для основной массы частных инвесторов новые правила не будут иметь большого значения — они почти всегда покупают акции, которые уже торгуются на бирже. Однако при покупке акций компаний, которые недавно провели размещение, нужно будет более внимательно следить за действиями старых акционеров — в отличие от IPO, они смогут продавать акции в любое время и тем самым оказывать негативный эффект на котировки.
Несмотря на привлекательность прямого размещения, в ближайшее время IPO, вероятно, останется основным способом для выхода новых компаний на биржу. Дело в том, что каждый год на американском рынке несколько сотен компаний становятся публичными и убедить инвесторов купить акции при таком выборе может быть непростой задачей. Известные компании вроде Airbnb, Palantir или Asana могут сделать это самостоятельно и планируют выйти на биржу путем прямого размещения акций, но большинство эмитентов , скорее всего, продолжит пользоваться услугами инвестиционных банков для организации IPO.
http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Акции большинства компаний начинают торговаться на бирже после IPO (Initial Public Offering), или первичного размещения. Для проведения IPO компании делают дополнительный выпуск акций и нанимают инвестиционные банки, которые помогают сформировать спрос среди участников рынка. Отобранные банками инвесторы покупают акции по заданной цене в ходе IPO, а затем могут продать эти акции на бирже по рыночной цене, когда начинаются торги.
Процесс IPO часто критикуют за высокие комиссии, которые берут инвестиционные банки, и непрозрачность распределения акций в ходе IPO. Большую часть акций при первичном размещении обычно получает ограниченный круг крупных клиентов банков, организующих процесс, а остальные инвесторы покупают их по более высокой цене на рынке. Например, в ходе недавнего IPO компании BigCommerce акции были предложены инвесторам на IPO по $24, а торги на бирже открылись по $68. Если бы акции сразу были проданы по рыночной цене, компания могла привлечь дополнительные $400 млн капитала — огромная сумма при годовой выручке $120 млн.
До недавнего времени существовала только одна альтернатива IPO — Direct Listing, или прямой выход на биржу, без участия инвестиционных банков в качестве посредников. Однако этот формат имел ряд ограничений, из-за которых использовался очень редко. Основной барьер заключался в том, что в ходе прямого размещения компании не могли выпускать новые акции и привлекать таким образом финансирование, разрешалась только продажа акций действующими инвесторами. Из-за этого прямое размещение акций могли себе позволить только компании с большим запасом свободных денежных средств, не нуждающиеся в новом капитале. В последние годы всего две крупные компании провели прямое размещение акций на американском рынке — Spotify и Slack.
На прошлой неделе американский регулятор SEC одобрил предложение биржи NYSE изменить правила Direct Listing и разрешить компаниям выпускать в ходе него новые акции. Это позволит сделать прямое размещение более привлекательным для многих компаний — они смогут продавать акции напрямую инвесторам на бирже без участия посредников по более высокой цене и не платить при этом высокие комиссии инвестиционным банкам. Кроме того, такой формат также снимает ограничения для действующих инвесторов, которые сейчас являются стандартом в ходе IPO — обычно им запрещается продавать акции в течение полугода после начала торгов на бирже.
Правда, почти сразу после одобрения новой процедуры Direct Listing регулятор поставил собственное решение на паузу. Это произошло из-за того, что ассоциация Council of Institutional Investors, в которую входят крупные инвестиционные фонды с общими активами $4 трлн, планирует опротестовать решение SEC и сейчас готовит петицию. Члены ассоциации опасаются, что новый процесс листинга на бирже создаст дополнительные риски для инвесторов и приведет к более высокой волатильности на рынке. На время рассмотрения спора, который может затянуться на месяцы, IPO по-прежнему будет почти безальтернативным способом выйти на биржу для большинства компаний.
Если новое регулирование все-таки будет принято, оно станет позитивным для выходящих на биржу компаний и их акционеров, так как дает больше опций для размещения акций и позволяет снизить издержки на этот процесс. Для основной массы частных инвесторов новые правила не будут иметь большого значения — они почти всегда покупают акции, которые уже торгуются на бирже. Однако при покупке акций компаний, которые недавно провели размещение, нужно будет более внимательно следить за действиями старых акционеров — в отличие от IPO, они смогут продавать акции в любое время и тем самым оказывать негативный эффект на котировки.
Несмотря на привлекательность прямого размещения, в ближайшее время IPO, вероятно, останется основным способом для выхода новых компаний на биржу. Дело в том, что каждый год на американском рынке несколько сотен компаний становятся публичными и убедить инвесторов купить акции при таком выборе может быть непростой задачей. Известные компании вроде Airbnb, Palantir или Asana могут сделать это самостоятельно и планируют выйти на биржу путем прямого размещения акций, но большинство эмитентов , скорее всего, продолжит пользоваться услугами инвестиционных банков для организации IPO.
http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу