Горбачев уполномоченный. Как 30 лет назад не начались реформы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Горбачев уполномоченный. Как 30 лет назад не начались реформы

25 сентября 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр
Сегодня, 24 сентября, исполнилось 30 лет с того дня, как Верховный Совет СССР предоставил президенту Михаилу Горбачёву чрезвычайные полномочия для проведения рыночных реформ. Через месяц экономическая программа реформ была утверждена Верховным Советом. Однако реформы так и не пошли, страна уже пребывала в раздрае, а через год СССР перестал существовать. Большинство реформ в России не удаются из-за того, что политики не хотят брать на себя ответственность, а народ не доверяет реформаторам и хочет быстрых чудес.

Программа под названием "Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике" должна была стать программой для всего СССР.

В ней говорилось о "свободном ценообразовании" и "максимальной свободе хозяйственной деятельности": "…предстоит осуществить меры по разгосударствлению и демонополизации экономики, развитию предпринимательства и конкуренции, чтобы в короткие сроки создать предпосылки для включения рыночных механизмов саморегулирования".

Программа подразумевала несколько этапов: на первом из них должны были быть подготовлены документы, которые касались приватизации собственности. Кроме этого, говорилось и о "реорганизации системы управления" государством.

Программа перехода СССР к рынку получила известность как программа премьера Николая Рыжкова и экономиста Леонида Абалкина. Абалкин в книге "Неиспользованный шанс. Полтора года в Правительстве" называл ее "компромиссной".

Властями была отвергнута другая, более радикальная программа реформ, которая была написана учеником Абалкина экономистом Григорием Явлинским и Станиславом Шаталиным. Подчеркивая значение "горбачевской" программы, Абалкин отмечал её главное достоинство: "Это гибкость, оставляющая большую свободу для маневрирования Президенту, исполнительным органам власти, а также республикам в разработке и реализации на базе согласованных принципов своих самостоятельных программ".

По мнению руководителя программы "Российская политика и политические институты" Московского Центра Карнеги Андрея Колесникова, проведение реформ в России не удалось как раз из-за "компромиссов": "Начинали, останавливались, потом появлялись уступки близким группам".

Эксперт отмечает, что ситуация с попытками реформ в позднем СССР мало отличается от ситуации в России Николая Первого и создания одного из "секретных комитетов" по крестьянской реформе. Несмотря на желание царя реформировать систему и упразднить крепостное право, реформы были остановлены.

Долги без авансов

Первая попытка экономических реформ при Горбачеве была сделана в 1987 году на пленуме ЦК по реформе экономики. В этом же году в журнале "Новый мир" была опубликована статья экономиста Николая Шмелева "Авансы и долги": "Сегодня мы имеем дефицитную, несбалансированную фактически по всем статьям и во многом неуправляемую, а если быть до конца честными, почти не поддающуюся планированию экономику, которая не принимает научно-технический прогресс".

Статья, в основу которой легли аналитические записки, которые Шмелев готовил для Горбачева, стала одной из самых обсуждаемых в стране.

Но понимая необходимость реформ пусть и в рамках социализма, Горбачев боялся действовать слишком радикально. "Горбачев вникал во все нюансы, но боялся начинать", - говорит Колесников. Главным вопросом был социальный - боязнь последствий свободных цен.

Между тем, время для реформ фактически было упущено, популярность Горбачева к 1990 году уже упала, популярный в народе российский лидер Борис Ельцин хотел проводить реформы в РСФСР, в союзных республиках шел настоящий раздрай, а кое-где уже вспыхивали военные конфликты.

К тому времени экономические реформы уже полным ходом шли в КНР, с которым СССР только налаживали отношения. В советском блоке по пути реформ больше всего продвинулась Венгрия. В этой стране после кровавых событий 1956 года старт умеренным, но вполне прогрессивным полурыночным реформам, дал венгерский лидер Янош Кадр. О заимствовании венгерского опыта задумывались и до перестройки, рассказывает Колесников. Но, как констатирует эксперт, в то время для проведения реформ венгерского типа не было "ни политической воли, ни желания".

"Последняя серьезная попытка"

О реформах в СССР задумывались задолго до перестройки. В 1960-е была предпринята самая знаковая из них - реформа "Косыгина-Либермана". Речь шла о главе советского правительства Алексее Косыгине и советском экономисте Евсее Либермане. Поддержанная правительством СССР реформа давала большую свободу предприятиям в распоряжении прибылью. Они получали возможность сами определять ассортимент продукции осуществлять инвестиции в производство и основные фонды. Однако за невыполнения договорных обязательств с контрагентами их помогли подвергнуть финансовым санкциям.

Реформаторская восьмая пятилетка оказалась самой успешной в экономическом плане за годы существования СССР. Национальный доход страны увеличился на 42%, объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, а производство сельского хозяйства – на 21%.

Консерваторы внутри руководства СССР опасались реформаторов, считая "рыночные" эксперименты опасными для политического строя. Прекратить реформы партийным консерваторам помогли события "Пражской весны" подавление СССР попыток реформирования социализма в Чехословакии в 1968 году.

Как отмечал позже в своей книге "Гибель Империи" Егор Гайдар, реформа Косыгина-Либермана была "последней серьезной попытка найти пути изменения системы управления советской экономикой, открыть дорогу восстановлению рыночных механизмов, демонтированных на рубеже 1920 - 1930-х годов, инициированная до начала глубокого кризиса социалистической системы".

Самому Гайдару уже после развала СССР пришлось проводить уже более радикальные реформы, которые были связаны с отпуском цен.

Реформаторы правительства Гайдара считали свои действия единственной возможностью наполнить магазины товарами народного потребления: "…именно катастрофическое положение в экономике и распад государственных институтов во многом определили сам ход реформ и степень их радикальности. Слишком спрессовано было тогда время", - вспоминал позже экономист Андрей Нечаев, в то время министр экономики в правительстве Егора Гайдара. Сам он характеризует ситуацию в то время в стране как "близкую к коллапсу".

Колесников в свою очередь считает, что любой оказавшись на месте Гайдара в тех условиях действовал точно также. В пример он приводит Владимира Щербакова, работавшего в команде премьера Николая Рыжкова. В 1991 году Щербаков был одним из авторов радикальной программы рыночных реформ, которая также подразумевала "либерализацию цен": "Если бы удалось воплотить в жизнь ее, то сегодня вместо Гайдара последними словами кляли бы Щербакова", - говорит Колесников.

Реформаторов не любят, реформ не хотят

Последствия реформ Гайдара для населения были тяжелыми, и сейчас большая часть общества вспоминает о них негативно. Согласно опросу ВЦИОМ, в 2019 году 44% россиян считали, что реформы оказали разрушительное воздействие на экономику. В 2010 году так считало 23% россиян.

Определенные реформы экономики проводились на первом сроке президентства Владимира Путина: "На рубеже 2000-х годов Путин принял экономику, которая в течение всех 1990-х находилась в состоянии либо свободного, либо вялого падения", - писал в августе 2019 года обозреватель Forbes Борис Грозовский.

Выходец из спецслужб Путин, хотя и написал диссертацию об экономике, ничего не знал о реформах. Ему помогли высокие цены на нефть и команда петербургских реформаторов, таких как будущий министр экономики Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин.

Аналогом "косыгинской пятилетки" для Путина был период 2000 - 2008 года. Тогда, как отмечает Грозовский, экономика страны росла в среднем на 7% в год. Однако уже с 2009 по 2018 годы средние темпы роста упали до 1% и о реформах руководство страны уже больше не помышляет, а слова президента "времени на раскачку нет" давно стали "мемом".

Времена "лихих 1990-х", когда во главе правительства стояли разные, но сильные премьеры, такие как Гайдар Виктор Черномырдин и Евгений Примаков давно канули в лету.

Cегодня правительством руководят послушные "технократы". "Они не имеют самостоятельного значения и работают в узком коридоре возможностей. Не случайно Кудрина не назначают премьером так как это фигура самостоятельная", - говорит Колесников.

По мнению эксперта, реформы сегодня в повестке не стоят, так как для того, "чтобы изменить экономику, надо трогать политику".

В свою очередь, политик, председатель комитета "Партии Роста" Сергей Станкевич считает, что проблема и в том, что в России "большинство населения не хочет реформ и не любит реформаторов". "Наши люди сначала долго терпят. А натерпевшись донельзя, хотят радикальных перемен и быстрых чудес. Убедившись в отсутствии чудес, разочаровываются во всем. И настраиваются опять долго терпеть. Реформаторские проекты с их апелляцией к разумной рачительности и претензией на доверие к профессионализму в этот психологический круговорот не вписываются".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter