На чём зарабатывал император Палпатин? » Элитный трейдер

На чём зарабатывал император Палпатин?

4 ноября 2020 Открытие | Открытый журнал Барановский Константин

Не так давно прокатился по киноэкранам девятый и, как уверяет компания «Дисней», последний эпизод саги «Звёздные войны», всё ещё идёт сериал «Мандалорец», выпускаются книги и комиксы по расширенной вселенной ЗВ. Предлагаю взглянуть на то, как вращаются шестерёнки её экономической системы.

Не говорите им про деньги

Джордж Лукас в создании ЗВ руководствовался произведениями о самураях и средневековых европейских рыцарях. В кодексе чести тех и других деньги не входят в число приоритетов и расцениваются как что-то низкое и недостойное. Лукас перенёс эти представления на экран. Деньги во вселенной ЗВ появляются исключительно в негативном контексте, они связаны с контрабандой и иным криминалом. Торговая Федерация — редкостные гады, затеявшие войну с Набу из-за изменений в налогообложении торговых путей. Единственный раз, когда повстанцы имеют дело с деньгами, — выплата Хану Соло гонорара за содействие, после чего он, презрев дело свободы, улетает. Хотя потом и возвращается. Джедаи вообще, кажется, не понимают, для чего нужны деньги.

В целом экономика ЗВ прописана фрагментарно и крайне небрежно, что не мешает существованию особого раздела экономической науки в нашей реальности — вукиномики, которой занимаются вполне уважаемые люди, а публикации по данной тематике появляются на страницах не какого-нибудь фензина, а журнала The Economist, пользующегося авторитетом в деловых кругах.

Именно в этом издании Захария Файнштейн, профессор финансовой инженерии Университета Вашингтона в Сент-Луисе, обнародовал свои расчёты стоимости строительства Звезды Смерти. Той, самой первой. Для расчётов Захария взял данные авианосца. Вышло, что боевая станция обошлась бы в 193 квинтиллиона долларов, при галактическом ВВП порядка 4,6 секстиллионов долларов.

Другие расчёты дают ещё более невообразимую цифру — 15 септиллионов долларов. Септиллион — это когда 24 нуля. Американская компания BigRentz, занимающаяся сдачей строительного оборудования в аренду, подсчитала, что на Звезду Смерти ушло бы 800 тысяч лет и не меньше 17,5 нониллионов долларов (30 нулей после 17). Это примерно в 233 квадриллиона раз больше мирового ВВП.

Понятно, что уничтожение такого актива вызвало бы немедленно коллапс всей галактической экономики, который длился бы не одну тысячу лет, погрузив в варварство и дикость все без исключения обитаемые миры.

Но вот вопрос: откуда у императора Палпатина столько денег, даже учитывая, что, скорее всего, строил он на кредитные средства, занятые в банковской системе, объединяющей финансы 1,75 млн миров и занимающей 60% галактического ВВП? Интересно, что Империя, угнетавшая нечеловеческие расы, вплоть до уничтожения некоторых из них, относилась с почтением к муунам с Муунилиста. Эта раса работала финансистами для Республики, поддерживала сепаратистов, а после победы Империи переключилась на операции с её галактическими кредитами. Заправляют мууны и на галактической фондовой бирже. Мууны действуют не в одиночку, они объединены в Межгалактический банковский клан. Есть данные, что он не чурается иметь дело с Альянсом повстанцев.

Вернёмся, впрочем, к макроэкономике и публикациям The Economist. Его авторы указывают на гипермонополизацию экономики Империи, не оставляющую места для легального малого и среднего бизнеса — только для контрабанды. В зазорах процветают дельцы типа Джаббы Хатта, чей источник доходов неизвестен, но явно не имеет ничего общего с законным заработком.

Далёкая-далёкая Галактика находится в экономической и технологической стагнации, монополии мешают инновациям и конкуренции. Разве что гиперпрыжки присутствуют, но непонятно, как давно освоена эта технология, дающая возможность обходить ограничения эйнштейнового пространства.

Политические и экономические рычаги Империи — в руках человеческой расы, исключение — мууны, о которых написано выше.

Никого, включая джедаев, не удивляет рабство и развитый бизнес старьёвщиков, будь то джавы с Татуина или родная планета Рей, живущая потрошением подбитых в давней битве космических кораблей.

Большое количество рабов с их бесплатным трудом давят на рынок рабочей силы, и лично свободные вынуждены работать за гроши, что не прибавляет им оптимизма и не стимулирует потребление. «Хуже того, возможно, они задумаются: что это за силы природы, которым мы обязаны неравномерным распределением благ? Такой человек может превратиться в самое отвратительное существо — экономиста», — пишет The Economist.

Хотя у каждой планетарной системы, а то и планеты есть собственная валюта, глобальными деньгами является галактический стандартный кредит. Он обращается в виде наличных денег и в виде чипов, у которых ограничен лимит. При оплате безналом деньги не переводятся с чипа на чип, а в расчётах участвует сам чип, выступая своего рода простым векселем. Впрочем, на отдалённых планетах торговцы принимают только наличные.

Галактический кредит не подвержен инфляции. Его эмитентом и гарантом стабильности выступает Межгалактический банковский клан.

К слову, исследователи мира ЗВ выяснили и сколько требуется энергии Палпатину, чтобы метать молнии из пальцев: 1,8 млн гамбургеров! Но «Макдоналдса» в ЗВ нет, откуда император черпает резервы? Не знает никто.

Где вы берёте деньги, Люк?

Никто не может понять источник финансов и ресурсов у повстанцев. В конце концов, они не кучка инсургентов в полотняных штанах и тапках на босу ногу, у них мощный космический флот, многочисленные планетарные базы, миллионы бойцов (которых нужно одевать-обувать и сытно кормить). Повстанцы десятилетиями сражаются по всей Галактике. Всё это требует развитой экономики, науки, промышленности.

Ещё веселее ситуация с джедаями: развитая инфраструктура, с немаленькими зданиями, многочисленные адепты разных рас (а это — различные продукты питания, которые нужно доставить и приготовить), технологии, почти неотличимые от магии и так далее... И — ни полунамёка на то, откуда всё берётся, и кто оплачивает банкет.

https://journal.open-broker.ru/ (C) Источник