«Как понтонный мост: все едут и матерятся». Эксперты о cегменте EdTech » Элитный трейдер
Элитный трейдер


«Как понтонный мост: все едут и матерятся». Эксперты о cегменте EdTech

26 ноября 2020 РБК | РБК Quote Каримова Карина
EdTech стал одним из немногих сегментов, активно развивавшихся в 2020 году. Однако сектор, серьезно заинтересовавший венчурных инвесторов, вряд ли сможет составить реальную конкуренцию офлайн-обучению, считают эксперты

Пандемия ускорила развитие рынка онлайн-образования. Только за первую половину 2020 года объем глобальных венчурных инвестиций в EdTech составил $4,5 млрд, что уже превышает 60% от годового показателя за 2019-й. После перехода системы образования на дистанционный формат EdTech-проекты привлекли внимание инвесторов и казались самой востребованной и перспективной технологией на фоне повсеместных ограничений. Но реальность оказалась иной: почти все участники онлайн-обучения недовольны процессом и хотят быстрее вернуться к офлайн-формату.

В рамках онлайн-встречи «Инвестиции в EdTech: знания и деньги против неизвестности» проекта РБК Talks эксперты обсудили перспективы рынка образовательных технологий и потенциал инвестиций в EdTech-проекты.

Образование будущего: гибрид онлайн и офлайн-технологий

Технологии удаленной учебы не смогут заменить традиционных занятий, и в ближайшие 10–15 лет можно ждать только смешанного обучения, говорят российские эксперты.

Несмотря на первоначальные ожидания, технологии пока не могут решить главную проблему онлайн-образования — проблему вовлечения, отмечает CEO «Нетология-групп» Максим Спиридонов. «Когда ты пришел в аудиторию, ты вынужденно смотришь на лектора. Визуальный контакт заставляет тебя не отвлекаться», — отмечает он.

Любой самый интерактивный контент не сможет выиграть конкуренцию у сериала или игры, открытыми во вкладке браузера. Среднему учащемуся сложно бороться с этим искушением, добавляет Спиридонов.

Год с карантинными ограничениями стал для образования трудным и поучительным, но никак не удачным, утверждает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. По его мнению, онлайн-обучение не может дать такой важный навык, как формирование социальных связей.

«Знаете, когда у вас развалился мост, а наладить движение нужно быстро, то вы быстро строите понтонный мост. И по нему едут машины, но все матерятся — он болтается, на нем всегда пробки. Но хоть как-то едут», — говорит Исак Фрумин о трансформации системы образования в 2020 году.

По мнению Максима Спиридонова, онлайн-образование пока находится в фазе 1.0. Географически оно безгранично и помогает собирать большие данные о сегменте. Но для перехода на уровень 2.0 нужна большая ориентация на практику и усложнение технологий.

Только в стенах учебного заведения знания могут перейти на новый уровень и усвоиться, и поэтому после пандемии люди вернутся к офлайн-образованию, уверен основатель инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьев.

«Когда ты находишься в стрессовом состоянии, твой интеллект, твои знания и твои компетенции просто переходят на новый уровень. Создать такую стрессовую ситуацию в нашем — таком удобном и комфортном — EdTech, когда я сижу дома на мягком стуле, на мой взгляд, невозможно», — отмечает он.

Заинтересовала тема? Мы вместе с инновационным смартфоном Samsung Galaxy Z Fold2, который помогает учиться дистанционно, даем бесплатный доступ к записи и расшифровке вебинара РБК Talks «Инвестиции в EdTech: от денег к знаниям и наоборот».

Российский EdTech на глобальном рынке

Россия занимает только 1% глобального рынка EdTech. В 2019 году его объем достигал ₽45–50 млрд, в 2020 году он должен составить ₽55–60 млрд, подсчитал «Интерфакс». Темпы роста сегмента — 20–25% в год. Самая значительная доля EdTech-проектов приходится на сегмент дополнительного образования для взрослых. По оценке Агентства стратегических инициатив (АСИ), к 2035 году оборот российских компаний на рынке онлайн-образования составит не менее $20 млрд.

Основные сегменты дополнительного образования и дополнительного профессионального образования для взрослых:

обучение digital-профессиям;
обучение прикладным профессиям;
изучение иностранных языков;
корпоративное обучение.
РБК составил рейтинг 35 крупнейших EdTech-компаний России. В него вошли проекты, заработавшие треть денег этого сегмента в стране. На первом месте — школа Skyeng, на втором — «Нетология-групп», на третьем — iSpring.

По данным «Интерфакса», лидеры рынка в категории дополнительного образования в 2020 году — онлайн-университет Skillbox (с оценочной долей рынка около 6,5%), GeekBrains и «Нетология-групп» (по 5,3% доли рынка). Как сообщал ранее генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов, в 2020 году выручка компании составит ₽3–4 млрд.

В сегменте прикладных профессий лидируют GetCourse (3,5–4%) и «Инфоурок» (около 3%).

В направлении обучения языкам — SkyEng (19–21%), Lingualeo (4,3–5%) и PuzzleEnglish (около 3%).

По мнению основателя компании A.Partners Алексея Соловьева, российские EdTech-проекты очень конкурентоспособны, поэтому инвестиции в отечественные стартапы могут быть довольно перспективными. И сейчас уже ведутся переговоры об «экспорте» российского EdTech на глобальный рынок. Он считает, что в стране могут появиться новые сильные EdTech-игроки, и в некоторых из них Соловьев намерен инвестировать.

Что касается технологий, то в сегменте могут быть востребованы обучение в формате Microlearning — микрообучения, когда занятия занимают по несколько минут, и инструменты метапоиска по EdTech-проектам, позволяющие найти обучение по своим параметрам, говорит Соловьев. Эти направления заслуживают внимания инвесторов, уверен он. В России можно ждать новостей о приобретениях EdTech-стартапов крупными компаниями и платформами, соответствующие переговоры уже ведутся, добавил основатель A.Partners.

На глобальном рынке EdTech в этом году уже состоялись крупные инвестиционные сделки. Онлайн-платформа Coursera, готовясь к выходу на IPO, получила $130 млн. Китайский проект Yuanfudao привлек $1 млрд, стартап из КНР Zuoebang — $750 млн.

Тренды EdTech в 2021 году

На 2021 год Алексей Соловьев прогнозирует продолжение роста сектора EdTech и появление новых игроков. Размещение на биржах США образовательных компаний только простимулирует этот процесс.

В следующем году продолжится тренд на развитие EdTech в сфере дополнительного образования, считает Исак Фрумин. По его мнению, рынок новых образовательных технологий в стране останется слабым, так как традиционная система образования не пускает на него независимых игроков.

Максим Спиридонов уверен, что онлайн-образование будет искать способы повысить эффективность удаленного обучения.

http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter