Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Глобалтранс» Обзор показателей крупнейшей транспортной компании в сфере грузовых железнодорожных перевозок России » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Глобалтранс» Обзор показателей крупнейшей транспортной компании в сфере грузовых железнодорожных перевозок России

16 июня 2021 Открытие | Открытый журнал | Globaltrans Болдов Михаил

«Глобалтранс» (Globaltrans Investment PLC) — одна из крупнейших транспортных компаний, которая работает в сфере грузовых железнодорожных перевозок России. Компания управляет современным парком техники, который преимущественно состоит из полувагонов и цистерн и насчитывает около 72 тыс. единиц подвижного состава. Клиентами Globaltrans являются более 500 компаний из России и стран СНГ, включая крупные промышленные предприятия.

Обзор рынка

Железнодорожная транспортная сеть России составляет свыше 120 тыс. км и является третьей в мире по протяжённости путей, уступая США и Китаю. Это один из важнейших инфраструктурных объектов, соединяет транспортными путями обширную территорию страны и связывает её с внешними сухопутными рынками и крупными торговыми портами.

Без учёта трубопроводного транспорта на долю железнодорожных перевозок в России приходится около 87% общего грузооборота. В 2020 г. грузооборот железнодорожных перевозок в нашей стране сократился на 2% — до 2,5 млрд т • км на фоне кризиса, вызванного COVID-19 и введением ограничительных мер по всему миру.

Общий грузооборот железнодорожных перевозок в России, млрд т • км

«Глобалтранс» Обзор показателей крупнейшей транспортной компании в сфере грузовых железнодорожных перевозок России

Рис. 2. Источник: данные «Глобалтранс», Росстат, ОАО «РЖД»

Общий объём грузоперевозок в России сокращается второй год подряд и уменьшился до 1,245 млрд тонн в 2020 г.

Общий объём грузоперевозок в России, млн тонн


Рис. 3. Источник: данные «Глобалтранс», Росстат, ОАО «РЖД»

Монополия на железнодорожную инфраструктуру в России принадлежит госкомпании ОАО «Российские железные дороги», которая является крупнейшим собственником магистральных локомотивов. Благодаря государственному регулированию сторонние железнодорожные операторы имеют равные права доступа к железнодорожной инфраструктуре.

С 2005 по 2020 г. независимые компании России увеличили долю вагонного парка с 30 до 88%.

В структуре грузоперевозок преобладают уголь, нефть и нефтепродукты, металлургическое сырьё и изделия, а также стройматериалы.

Структура грузоперевозок в 2020 г., %


Рис. 4. Источник: данные «Глобалтранс», Росстат, ОАО «РЖД»

Общий размер российского парка подвижного состава на конец 2020 г. — 1,2 млн единиц. Из них 48% приходится на полувагоны, 21% на цистерны, 31% составляют прочие типы вагонов, включая платформы и хопперы.

Компания «Глобалтранс» располагает одним из самых больших парков и является одним из ведущих участников рынка железнодорожных перевозок в России. Доля компании в общих объёмах погрузки российской железнодорожной системы составляет 8%.

Обзор бизнеса

«Глобалтранс» — международный транспортный холдинг. Основное направление деятельности — железнодорожная перевозка грузов крупных промышленных клиентов, предоставление в аренду собственного парка подвижных составов. Компания осуществляет деятельность на территории России и стран СНГ.


Рис. 5. Источник: сайт компании

Общий железнодорожный парк компании в 2020 г. насчитывает 71,7 тыс. единиц техники, из которых 92% приходится на полувагоны и цистерны. В парке также находятся 74 собственных магистральных локомотивов, которые применяются при формировании собственных поездных составов преимущественно при перевозке нефти и нефтепродуктов.

Средний возраст собственного парка вагонов составляет 12,4 года.

Структура парка подвижных составов, %


Рис. 6. Источник: данные «Глобалтранс»

В 2020 г. общий коэффициент порожнего пробега парка (рассчитывается при анализе себестоимости грузоперевозок) составил 51%.

Общий коэффициент порожнего пробега парка «Глобалтранс», %


Рис. 7. Источник: данные «Глобалтранс»

Общий объём грузооборота в 2020 г. вырос на 2% — до 150,3 млрд т • км, несмотря на падение данного показателя для отрасли в целом. Погрузка на фоне кризиса сократилась на 3% — до 88,9 млн тонн.

Грузооборот по компании, млрд т • км


Рис. 8. Источник: данные «Глобалтранс»

Объём погрузки, млн тонн


Рис. 9. Источник: данные «Глобалтранс»

В структуре транспортировки груза преобладают нефть и нефтепродукты, коксующийся и энергетический уголь, металлургическая продукция.

Структура выручки от грузопотока по видам продукции, %


Рис. 10. Источник: данные «Глобалтранс»

Портфель клиентов превышает 500 компаний, среди которых крупные промышленные холдинги «НК «Роснефть», «Газпром нефть», «ММК», «ТМК», «Металлоинвест», «ТАИФ» и другие. В 2020 г. 64% чистой выручки от оперирования было обеспечено долгосрочными сервисными контрактами.

На фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры средняя стоимость гружённой отправки сократилась в 2019 г. на 19% впервые за несколько лет.

Средняя цена за поездку, руб.


Рис. 11. Источник: данные «Глобалтранс»

Структура акционерного капитала компании на 30.03.2021, %


Рис. 12. Источник: сайт компании

Крупнейшими акционерами компании через подконтрольные структуры являются её основатели: предприниматели Андрей Филатов, Никита Мишин, Константин Николаев, Александр Елисеев, Сергей Мальцев.

По 11,5% акций находятся на балансе компаний Marigold Investments Ltd и Onyx Investments Ltd. 10,8% акций владеет компания Maple Valley Investments Ltd. 0,9% акций принадлежат Transportation Investments Management Ltd. Конечными бенефициарами всех этих компаний являются основатели Globaltrans предприниматели Андрей Филатов, Никита Мишин и Константин Николаев.

5,1% акций владеет неисполнительный директор Александр Елисеев через подконтрольную компанию Litten Investments Ltd.

3,1% акций владеет председатель совета директоров и директор по стратегии Globaltrans Сергей Мальцев через подконтрольную компанию Goldriver Resources LTD.

0,2% акций находятся под контролем директоров и менеджеров Globaltrans.

0,04% акций составляет казначейский пакет акций компании.

В свободном обращении находится 56,9% акций.

Финансовые показатели (по МСФО)

Динамика активов



Активы компании сократились в 2020 г. и составляют 98,3 млрд руб.

Капитал и обязательства



Обязательства компании растут на протяжении пяти последних лет и достигли в 2020 г. рекордных 45,6 млрд руб. Капитал в 2020 г. сократился на 7% — до 52,8 млрд руб.

Выручка, млн руб.



Выручка после нескольких лет роста сократилась в 2020 г. на 28% — до 68,4 млрд руб. на фоне сокращения объёма погрузки и средней цены за поездку.

Чистая и операционная прибыль



Похожую динамику демонстрируют и показатели прибыли. В 2020 г. операционная прибыль снизилась на 41% — до 18,8 млрд руб., а чистая на 46% — до 12,2 млрд руб.

Денежный поток, млн руб.



Показатели операционного и свободного денежных потоков несколько лет стагнируют. Свободный денежный поток компании в 2020 г. составил 15,1 млрд руб.

История дивидендных выплат



Дивидендная политика Globaltrans предполагает соблюдение баланса между выплатами акционерам и инвестициями в расширение бизнеса.

Базой для расчёта дивидендов является свободный денежный поток компании (FCF) за отчётный период. Доля выплат зависит от уровня долговой нагрузки, который рассчитывается исходя из коэффициента «чистый долг / скорректированная EBITDA». Если коэффициент менее 1, платится не менее 50% от FCF, если от 1 до 2 — не менее 30% от FCF, если более 2 — от 0 и выше. В последние годы компания стабильно выплачивает дивиденды дважды в год.

Основные риски для миноритарных акционеров

Мировой экономический кризис и падение товарооборота между странами.

Сокращение грузооборота по российским железным дорогам.

Зависимость железнодорожных операторов от инфраструктуры, которая принадлежит ОАО «РЖД».

Рост конкуренции со стороны независимых железнодорожных операторов.

Рост популярности альтернативных путей доставки грузов.

Рост издержек бизнеса и падение стоимости грузоперевозок.

Рост долговой нагрузки и финансовая устойчивость компании.

Стратегические ошибки топ-менеджмента при управлении холдингом.

Игнорирование интересов миноритарных акционеров со стороны крупных собственников.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу