Ozon Holdings PLC (Озон Холдингс ПиЭлСи) — ведущая универсальная площадка электронной коммерции в России, которая занимает лидирующие позиции по объёму оборота от продаж и количеству представленных товаров на собственной торговой платформе. В ноябре 2020 г. компания провела IPO на NASDAQ (Американская фондовая биржа) и Московской бирже и привлекла 1,2 млрд долл., а общая рыночная капитализация составила 7,2 млрд долл. По версии журнала Forbes, бизнес Ozon входит в топ-5 самых дорогих российских интернет-компаний.
Обзор рынка
Рынок электронной коммерции, на котором осуществляет свою деятельность Ozon Holdings PLC, один из самых динамично развивающихся в последние годы и стоит на острие технологического прогресса.
К e-commerce относится покупка и продажа товаров и услуг через интернет, мобильные приложения и онлайн-сервисы, интернет-маркетинг, онлайн-обработка заказов, управление цепочками поставок до конечного потребителя и прочее.
Крупнейший участник рынка электронной коммерции в мире — Китай. Согласно данным исследовательской компании EMarketer, в 2021 г. больше половины всех продаж в Китае будет осуществляться через онлайн-площадки. Второе и третье место в мире по этому показателю — Южная Корея и Великобритания. Россия не входит в топ-10.
Доля продаж через e-commerce относительно общего объёма продаж, %
Рис. 2. Источник: прогноз на 2021 г. компании EMarketer
Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения изменили потребительские привычки людей и привели к росту популярности интернет-покупок. Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), рынок интернет-торговли в России вырос в 2020 г. на 92% — до 2,78 трлн руб. Трансграничная торговля сократилась на 25% на фоне частичного закрытия границ и затруднения логистики в международной торговле. 2020 гjl позволил российским компаниям, работающим в сфере электронной коммерции, увеличить объём продаж и свою долю на рынке.
Динамика российского рынка интернет-торговли, млрд руб.
Рис. 3. Источник: данные АКИТ
В рейтинге крупнейших интернет-магазинов от исследовательского агентства Data Insight «Озон» занял второе место в России по объёму продаж и количеству заказов, уступив Wildberries.ru.
Топ-5 крупнейших интернет-магазинов России по объёмам онлайн-продаж, млн руб.
Рис. 4. Источник: Рейтинг Data Insight
Топ-5 крупнейших интернет-магазинов России по количеству заказов, млн руб.
Рис. 5. Источник: Рейтинг Data Insight
Обзор бизнеса
Ozon Holdings PLC управляет крупной торговой платформой Ozon.ru, где представлены 19 млн наименований товаров в 24 различных категориях: одежда и обувь, детские товары, электроника и бытовая техника, продукты питания, товары для дома и дачи, книги и прочее. Под управлением компании находится производственно-логистическая инфраструктура общей площадью 250 тыс. м2, которая позволяет доставлять товары по всей России.
Компании принадлежит онлайн-сервис Ozon.Travel, который помогает с бронированием авиа- и железнодорожных билетов и организацией деловых поездок. Компания также имеет долю в ГК «Литрес» — крупнейшей российской платформе электронных книг.
Рис. 6. Источник: сайт Ozon.ru
Ключевая бизнес-модель компании — предоставление торговой платформы покупателям и продавцам и оказание дополнительных и посреднических услуг за комиссию и отдельную плату. Выручка компании напрямую зависит от объёма продаж на онлайн-площадке Ozon.ru.
В 2020 г. общий оборот торговой платформы вырос на 144% — до рекордных 197 млрд руб. Рост продаж связан с увеличением доли продаж через маркетплейс — до 48%, по сравнению с 17% в 2019 г.
Объём оборота товаров (включая услуги), млрд руб.
Рис. 7. Источник: презентация для инвесторов Ozon.ru
Доля заказов через маркетплейс от общего объёма продаж, %
Рис. 8. Источник: презентация для инвесторов Ozon.ru
Общее количество заказов в 2020 г. выросло на 132% — до рекордных 73,9 млн. Количество активных покупателей увеличилось до 13,8 млн.
Количество заказов, млн
Рис. 9. Источник: годовой отчёт Ozon Holdings PLC за 2020 г.
«Озон» предоставляет продавцам доступ к различным инструментам для аналитики данных и управления продажами, включая работу с ассортиментом и товарными запасами, рекламные услуги, а также мониторинг показателей и прочие услуги.
Логистические центры компании расположены в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске и Екатеринбурге. В планах «Озона» и международная экспансия: пока в странах ближнего зарубежья. Республика Беларусь должна стать первой страной, где, кроме РФ, появится логистический центр Ozon: у местных продавцов появится собственная витрина белорусских товаров.
Структура акционерного капитала компании на 31.03.2021, %
Рис. 10. Источник: годовой отчёт Ozon Holdings PLC за 2020 г.
Крупнейшие акционеры компании — ПАО АФК «Система» и инвестиционный фонд «Бэринг Восток», которым принадлежат 33,8% и 33,7% акций Ozon Holdings PLC соответственно. Ещё 4,1% акций находится в руках независимого директора компании Эммануэля Де Соуза. Прочим акционерам принадлежит 28,4% акций.
Финансовые показатели (по МСФО)
Динамика активов
В 2020 г. активы компании выросли в четыре раза — до рекордных 154,6 млрд руб.
Капитал и обязательства
Капитал компании в 2020 г. вырос в 100 раз — до 79,3 млрд руб., а обязательства в два раза — до 75,4 млрд руб.
Выручка, млн руб.
Резкое увеличение оборота онлайн-продаж на торговой платформе Ozon.ru привело к росту выручки до рекордных 104,4 млрд руб.
Чистая и операционная прибыль
Несмотря на рост выручки, компания остаётся убыточной даже на операционном уровне. Операционный убыток в 2020 г. составил 17,3 млрд руб., а чистый — 22,3 млрд руб.
Денежный поток, млн руб.
Операционный денежный поток в 2020 г. вышел в положительную зону и составил 6,6 млрд руб. Свободный денежный поток на фоне значительных инвестиций в развитие бизнеса остался в отрицательной зоне и составил в 2020 г. 2,6 млрд руб.
История дивидендных выплат
Ozon Holdings PLC не выплачивает дивиденды своим акционерам из-за наличия чистого убытка по результатам своей деятельности, а также больших инвестиций в развитие.
Основные риски для миноритарных акционеров
Мировой экономический кризис и падение реально располагаемых доходов населения.
Высокая конкуренция в отрасли и приход на рынок крупных иностранных и российских участников.
Изменение поведенческой модели покупателей и продавцов.
Зависимость сектора электронной коммерции от новых технологий и возможность компании своевременно менять свою бизнес-модель и внедрять инновации в соответствии с новыми трендами.
Рост расходов на поддержание работы торговой платформы и логистической инфраструктуры.
Убыточность деятельности компании и рост долговой нагрузки.
Хакерские атаки и утечка персональных данных клиентов.
Игнорирование интересов миноритариев со стороны топ-менеджеров и владельцев крупных пакетов акций.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу