Из-за третьей волны COVID-19 в России возможно замедление роста деловой активности с июня » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Из-за третьей волны COVID-19 в России возможно замедление роста деловой активности с июня

1 июля 2021 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Опубликованные накануне Росстатом данные по экономическим показателям за май вновь превысили ожидания рынка (консенсус-прогноз Bloomberg) по большинству ключевых индикаторов: розничные продажи увеличились на 27,2% в годовом выражении (YoY), объем строительства – на 7,7%, грузооборот – на 11,1%, промпроизводство – на 11,8%.

Понятно, что высокие значения темпов роста отражают эффект базы (провал в апреле-мае прошлого года из-за локдаунов в России и в мире). Но и по отношению к "доковидному" маю 2019 года фиксируется превышение уровня деловой активности в большинстве отраслей, кроме добывающей промышленности (где пока добыча нефти ограничивается соглашением ОПЕК+) и потребления платных услуг. Наиболее активно растет потребление непродовольственных товаров: в реальном выражении оно на 50% превысило уровень мая прошлого года и на 9,8% – уровень мая 2019 года.

Ситуация на рынке труда также улучшалась с опережением ожиданий рынка – так, в мае уровень безработицы снизился с 5,2% до 4,9%, приблизившись к уровню марта 2020 года (ожидалось снижение до 5,1%). Численность занятых (71,6 млн чел.) достигла максимума с конца 2019 года, а потребность работодателей в работниках, заявленная в службы занятости, достигла максимума с 2014 года и на треть превышает число официально нуждающихся в трудоустройстве. Дефицит рабочей силы, связанный с быстрым восстановлением спроса, приводит, с одной стороны, к снижению безработицы, а с другой - к ускорению роста зарплат, что становится еще одним из факторов повышенной инфляции.

Так, рост средней начисленной зарплаты (последние данные доступны за апрель) ускорился в номинальном выражении с 7,7% YoY в марте до 13,8% YoY, а в реальном с 1,8% до 7,8%. При этом рост зарплат по отраслям идет очень неравномерно – наиболее высокие темпы роста в производстве мебели (+47,9%), гостиницах и предприятиях общественного питания (+32,9%), добыче нефти и газа (+25,6%), строительстве (+19,7%), розничной торговле (+24%). Впрочем, надо учитывать, что в таких секторах как добыча нефти и газа, гостиницы и общественное питание в апреле прошлого года был сильный спад зарплат, так что здесь тоже имеет место эффект базы.

Таким образом, данные Росстата за май показывают, что восстановительный рост в российской экономике продолжился. В то же время на фоне ужесточившихся ограничений во многих регионах из-за третьей волны Covid-19 возможно замедление роста деловой активности с июня, особенно в сфере услуг. Первая доступная статистика за июнь – индекс деловой активности в производственной сфере PMI Manufacturing от IHS Markit неожиданно перешел в зону спада (ниже 50) впервые с декабря прошлого года. Значение индекса в июне снизилось с 51,9 до 49,2 при консенсус-прогнозе 51,7. Авторы исследования отмечают, что cпад деловой активности был вызван слабым клиентским спросом и первым сокращением занятости в этом году, при этом сбои в цепочках поставок привели к дальнейшему росту производственных затрат. Однако ожидания компаний относительно выпуска продукции на год вперед оставались оптимистичными.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter