20 июля 2021 Financial Times
Мало кто ожидает повторения на развивающихся рынках потрясений 2013 года, однако изменения в политике ФРС и замедление темпов роста в Китае порождают определенные риски
Инвесторы на развивающихся рынках всегда внимательно следят за действиями ФРС. И сейчас американский ЦБ заставляет их нервничать. Председатель Федеральной резервной системы Джей Пауэлл заявляет, что центральный банк США считает недавний всплеск инфляции потребительских цен временным и не будет рисковать и подрывать восстановление экономики из-за преждевременного ужесточения монетарной политики.
Однако поступают противоречивые сигналы. Жестко настроенные чиновники из Федерального комитета по открытым рынкам предложили ФРС сократить поддержку экономики за счет покупки активов уже в сентябре и повысить процентные ставки в следующем году.
Это меняет правила игры для инвесторов на развивающихся рынках.
«ФРС очень быстро перешла от простых размышлений по поводу инфляции к повышению ставок, — отметила Феникс Кален, стратег по развивающимся рынкам в Societe Generale в Лондоне. — Перестройка рынка займет несколько месяцев, которые будут очень трудными... Пока произойдет первое повышение, доллар поднимется гораздо выше».
Укрепление доллара создает проблемы для управляющих фондами, инвестирующих в акции или облигации развивающихся стран в местной валюте, поскольку это съедает долларовую стоимость этих ставок.
На протяжении большей части пандемии доллар падал по отношению к валютам основных торговых партнеров США. Но картина изменилась после того, как в конце прошлого года наметилось восстановление. После резких колебаний с января по май базовый индекс доллара DXY вырос в этом году более чем на 3%.
В то же время рост EM-акций застопорился. Они уверенно начали год, однако базовый индекс MSCI EM сейчас более чем на 7% ниже пика, установленного в середине февраля.
Дальше — хуже
Появляются опасения, что дальше будет хуже. Если ФРС повысит процентные ставки для борьбы с инфляцией, это не только укрепит доллар, но и повысит привлекательность таких «безопасных» активов, как государственные облигации США, в результате инвесторы будут менее заинтересованы в поиске более доходных и рискованных активов в других регионах. Соответственно, страдают даже EM-активы, номинированные в долларах или других иностранных валютах, например, суверенные и корпоративные евробонды.
Проблемы инвесторов также усугубляются из-за того, что восстановление китайской экономики начинает терять обороты. Будучи второй по величине мировой экономикой после США, которая в течение многих лет является драйвером развивающихся экономик благодаря огромному спросу на их сырьевые товары и другие экспортные продукты, Китай оказывает такое же влияние на динамику EM-активов, как и США, — некоторые аналитики сказали бы, что даже большее.
«Несомненно, это вызывает множество опасений по поводу сроков восстановления глобального роста на фоне замедления в Китае», — отметила Кален.
Один из индикаторов перспектив развития мировой экономики можно проследить на сырьевых рынках. За прошедший год цены сильно выросли, при этом недавно нефть поднялась выше докоронавирусного уровня, а медь достигла рекордно высокого уровня. Но теперь они сдают позиции.
Саймон Кихано-Эванс, экономист Gemcorp Capital и специалист по развивающимся рынкам, считает, что нефть уже достигла пика, а цены на продовольственные товары достигнут максимума в течение следующих нескольких месяцев.
По его мнению, рост цен на сырьевые товары и инфляция потребительских цен являются временными явлениями, к которым инвесторы в EM-рынки уже привыкли, но с которыми большинство инвесторов на развитых рынках никогда раньше не сталкивались.
«Для меня никогда не существовало никакой рефляции, — отметил он. — Это скорее разовое потрясение, и оно было сильнее для участников развитого рынка, чем для участников EM-рынков».
По его словам, оптимизм по поводу американской экономики во многом обусловлен внедрением вакцин, которое в последнее время замедлилось, как раз, когда «дельта»-штамм и другие штаммы стали серьезной проблемой в США и во всем мире. Это сказывается на доходности американских казначейских облигаций, которая выросла в первом квартале этого года, когда инвесторы продавали активы-убежища, но затем упала.
Под давлением
Тем временем «ФРС продолжает активно покупать облигации. Хотя политика ФРС не изменилась, всякий раз, когда возникают такие проблемы, на доходность будет оказываться понижательное давление».
По его словам, во второй половине этого года инвесторам придется проявлять осторожность при инвестировании в активы развивающихся рынков в местной валюте. Будет больше разовых потрясений, связанных с инфляцией и другими факторами, на фоне грядущих изменений в политике ФРС.
Однако Мурат Ульген, руководитель отдела исследований на развивающихся рынках в HSBC, считает, что инвесторы, возможно, ошибаются, зацикливаясь на ФРС.
Он утверждает, что на этот раз многие развивающиеся экономики гораздо лучше подготовлены к тому, чтобы противостоять перебоям при отмене стимулов ФРС, чем во время паники 2013-14 годов, когда перспектива сокращения поддержки сильно ударила по EM-активам. Тогда фундаментальные показатели, такие как резервы центрального банка и внешние балансы, были в гораздо худшем состоянии, чем сегодня.
В 2013 году политики развивающихся стран были удивлены объявлением ФРС о скором изменении политики. На этот раз многие из них уже сами начали ужесточать политику. На прошлой неделе ЦБ Чили стал последним среди центральных банков развивающихся стран, которые повысили процентные ставки на фоне инфляции.
«На этот раз EM-рынки пытаются опередить ФРС, — заявил Ульген. — Степень возможного ужесточения политики, учтенная в местном долге EM-рынков, соответствует уровню 2018 года, когда ФРС не только уже начала повышать ставки, но и делала это быстрее, чем прогнозировалось».
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу