ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» — мировой лидер по объёмам производства титановой продукции с вертикально интегрированной структурой бизнеса: от производства титановых слитков до выпуска всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. Помимо этого, корпорация занимается производством изделий из алюминиевых сплавов, полуфабрикатов из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе. «ВСМПО-АВИСМА» занимает 30% титанового рынка в авиакосмическом секторе. Потребителями продукции предприятия являются крупнейшие авиастроительные компании: «Объединённая авиастроительная корпорация», Boeing, Airbus, Embraer и другие.
Обзор рынка
«ВСМПО-АВИСМА» работает в металлургической отрасли, но в достаточно узком сегменте титанового рынка. Основные потребители продукции корпорации — отечественные и зарубежные предприятия аэрокосмической промышленности.
Аэрокосмическая отрасль имеет выраженное циклическое развитие с периодами цикла в четыре года. На неё оказывает влияние общая экономическая ситуация в мире. Схожую динамику имеет и рынок авиационного титана.
Эпидемия коронавируса и жёсткие ограничительные меры на перелёты между странами вызвали беспрецедентное падение мировой авиационной отрасли. По итогам 2020 г. падение мирового пассажиропотока составило 60% по сравнению с докризисным уровнем.
Изменение мирового объёма пассажирских перевозок в период 1945–2020 гг.
Рис. 2. Источник: ICAO
Столь резкое сокращение авиаперелётов спровоцировало снижение заказов для предприятий авиастроительной отрасли, что ударило по производителям титановой продукции.
В 2020 г. потребление титановой продукции в мире снизилось на 25% по сравнению с 2019 г. На этом фоне наблюдалась избыточность складских запасов титана у основных производителей. По оценке аналитиков, восстановление спроса на титан со стороны авиакосмической отрасли может произойти не раньше 2024 г.
Около 70% произведённого титана в России идёт на экспорт, а остальное потребляется на внутреннем рынке.
В целом на рынке наблюдается рост конкуренции и снижение цен на титановую продукцию за счёт агрессивной ценовой политики азиатских производителей.
Среди ведущих предприятий титанового рынка: Timet, RTI, Allegheny Technologies Incorporated, GKN Aerospace, Aubert & Duval, Сarmel forge, ThyssenKrupp, Toho Titanium и Osaka Titanium.
Обзор бизнеса
«Корпорация ВСМПО-АВИСМА» глубоко интегрирована в мировую авиастроительную отрасль и является стратегическим поставщиком титана для многих авиастроительных предприятий. География продаж насчитывает 50 стран по всему миру.
Титановый дивизион корпорации включает производство слитков, слябов, профилей, штампованных дисков и лопаток авиационных двигателей, раскатных колец, бесшовных и сварных труб и прочей продукции. Алюминиевый дивизион включает производство слитков, прессованных профилей, труб, панелей и так далее. Также предприятие занимается выпуском ферротитана — это один из самых распространённых ферросплавов.
Рис. 3. Источник: сайт госкорпорации «Ростех»
В 2020 г. 66% титановой продукции корпорация поставила на внешние рынки. Крупнейшие экспортные потребители — США, Европа, страны Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии.
Структура экспортных продаж титановой продукции, %
Рис. 4. Источник: годовой отчёт ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» за 2020 г.
Основные потребители продукции «ВСМПО-АВИСМА» на внутреннем рынке — «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая двигателестроительная корпорация». На внешнем рынке крупнейшие заказчики — Boeing, Airbus, Embrae, Rolls-Royce, Safran, Collins Aerospace Systems, Uniti Titanium, Zimmer, Orchid Orthopedic Solution и другие.
Крупнейшие потребители титановой продукции — предприятия авиакосмической отрасли.
Структура экспорта титановой продукции в 2020 году по отраслям, %
Рис. 5. Источник: годовой отчёт ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» за 2020 г.
По итогам 2020 г. корпорация сократила объём продаж титановой продукции на 21% — до 25,5 тыс. тонн. Продажи ферротитана снизились на 39% — до 5,7 тыс. тонн. Продажи алюминия снизились на 25% — до 2,9 тыс. тонн.
Объём продаж титановой продукции, тыс. тонн
Рис. 6. Источник: операционные показатели ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
В России и странах СНГ продажи титановой продукции в 2020 г. выросли на 6% — до 8,8 тыс. тонн, а экспортные поставки снизились на 31% — до 16,7 тыс. тонн.
Динамика экспортных поставок титановой продукции, тыс. тонн
Рис. 7. Источник: операционные показатели ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
В структуре выручки по итогам 2020 г. титановая продукция заняла 91% и остаётся ключевым источником доходов для компании.
Структура выручки по итогам 2020 года, %
Рис. 8. Источник: годовой отчёт ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» за 2020 г.
Структура акционерного капитала компании на 31.03.2021, %
Рис. 9. Источник: список аффилированных лиц ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» на 31.03.2021 г.
Основной акционер компании — член совета директоров и председатель инвестиционного комитета Михаил Шелков. Напрямую ему принадлежит 1,15% акций, ещё 65,3% акций владеют его подконтрольные структуры.
На 31 марта 2021 г. структура акционеров имела следующий вид:
Jivanta Ventures и Cador Enterprises, зарегистрированные на Кипре, имели по 30% минус одна акция в «ВСМПО-АВИСМА». Конечный бенефициар обеих компаний — Михаил Шелков.
«Промышленные Инвестиции» владела 5,27% и также контролировалась Михаилом Шелковым.
Ещё 25% плюс одна акция принадлежала ООО «РТ-Развитие бизнеса».
Прочие акционеры владели 8,6% акций.
В апреле 2021 г. стало известно, что основной акционер перевёл 60% минус две акции компании с кипрских компаний в Российскую юрисдикцию.
Финансовые показатели (по МСФО)
Динамика активов
Активы компании в последние годы увеличиваются и достигли рекордных 356,8 млрд в 2020 г.
Капитал и обязательства
Капитал компании достиг рекордной отметки в 2020 г., превысив 202 млрд руб. на фоне роста нераспределённой прибыли и резервов. Обязательства компании за 2020 г. сократились на 3% — до 154,7 млрд руб. из-за снижения долгосрочных обязательств.
Выручка, млн руб.
Выручка компании в 2020 г. снизилась на 16% — до 89,1 млрд руб. на фоне падения экспортных продаж титановой продукции.
Чистая и операционная прибыль
Операционная прибыль компании снижается с 2018 г. и по итогам 2020 г. составила 16,7 млрд руб., что стало минимумом последних лет. Чистая прибыль на фоне кризиса снизилась в три раза по сравнению с 2019 г. и составила 6,5 млрд руб.
Денежный поток, млн руб.
Показатели денежного потока компании, несмотря на кризис, в 2020 г. выросли.
История дивидендных выплат, руб. на акцию
Рис. 10. Источник: история дивидендных выплат ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
Дивидендная политика ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» предполагает направлять на дивиденды не менее 10% от чистой прибыли по РСБУ. Вплоть до 2002 г. компания выплачивала 100% от чистой прибыли по РСБУ в виде дивидендов. В 2020 г. компания впервые за долгие годы отказалась от дивидендных выплат на фоне глобального экономического кризиса и сложной ситуации на мировом рынке титана.
Основные риски для миноритарных акционеров
Спад мировой экономики и падение деловой активности.
Зависимость от ситуации в аэрокосмической отрасли и снижение заказов со стороны авиастроительных предприятий.
Высокая конкуренция в отрасли и демпинг цен на титановую продукцию со стороны китайских производителей.
Приостановка деятельности предприятий корпорации в результате аварий и сбоев, а также ограничения из-за эпидемиологической ситуации.
Рост издержек на производстве и падение рентабельности бизнеса.
Потеря долгосрочных контрактов крупных клиентов.
Рост долговой нагрузки и возможность привлекать финансирование на реализацию инвестпроектов.
Возможное ужесточение западных санкций.
Неэффективное управление и стратегические ошибки менеджмента.
Игнорирование интересов миноритариев со стороны контролирующего акционера.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Обзор рынка
«ВСМПО-АВИСМА» работает в металлургической отрасли, но в достаточно узком сегменте титанового рынка. Основные потребители продукции корпорации — отечественные и зарубежные предприятия аэрокосмической промышленности.
Аэрокосмическая отрасль имеет выраженное циклическое развитие с периодами цикла в четыре года. На неё оказывает влияние общая экономическая ситуация в мире. Схожую динамику имеет и рынок авиационного титана.
Эпидемия коронавируса и жёсткие ограничительные меры на перелёты между странами вызвали беспрецедентное падение мировой авиационной отрасли. По итогам 2020 г. падение мирового пассажиропотока составило 60% по сравнению с докризисным уровнем.
Изменение мирового объёма пассажирских перевозок в период 1945–2020 гг.
Рис. 2. Источник: ICAO
Столь резкое сокращение авиаперелётов спровоцировало снижение заказов для предприятий авиастроительной отрасли, что ударило по производителям титановой продукции.
В 2020 г. потребление титановой продукции в мире снизилось на 25% по сравнению с 2019 г. На этом фоне наблюдалась избыточность складских запасов титана у основных производителей. По оценке аналитиков, восстановление спроса на титан со стороны авиакосмической отрасли может произойти не раньше 2024 г.
Около 70% произведённого титана в России идёт на экспорт, а остальное потребляется на внутреннем рынке.
В целом на рынке наблюдается рост конкуренции и снижение цен на титановую продукцию за счёт агрессивной ценовой политики азиатских производителей.
Среди ведущих предприятий титанового рынка: Timet, RTI, Allegheny Technologies Incorporated, GKN Aerospace, Aubert & Duval, Сarmel forge, ThyssenKrupp, Toho Titanium и Osaka Titanium.
Обзор бизнеса
«Корпорация ВСМПО-АВИСМА» глубоко интегрирована в мировую авиастроительную отрасль и является стратегическим поставщиком титана для многих авиастроительных предприятий. География продаж насчитывает 50 стран по всему миру.
Титановый дивизион корпорации включает производство слитков, слябов, профилей, штампованных дисков и лопаток авиационных двигателей, раскатных колец, бесшовных и сварных труб и прочей продукции. Алюминиевый дивизион включает производство слитков, прессованных профилей, труб, панелей и так далее. Также предприятие занимается выпуском ферротитана — это один из самых распространённых ферросплавов.
Рис. 3. Источник: сайт госкорпорации «Ростех»
В 2020 г. 66% титановой продукции корпорация поставила на внешние рынки. Крупнейшие экспортные потребители — США, Европа, страны Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии.
Структура экспортных продаж титановой продукции, %
Рис. 4. Источник: годовой отчёт ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» за 2020 г.
Основные потребители продукции «ВСМПО-АВИСМА» на внутреннем рынке — «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая двигателестроительная корпорация». На внешнем рынке крупнейшие заказчики — Boeing, Airbus, Embrae, Rolls-Royce, Safran, Collins Aerospace Systems, Uniti Titanium, Zimmer, Orchid Orthopedic Solution и другие.
Крупнейшие потребители титановой продукции — предприятия авиакосмической отрасли.
Структура экспорта титановой продукции в 2020 году по отраслям, %
Рис. 5. Источник: годовой отчёт ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» за 2020 г.
По итогам 2020 г. корпорация сократила объём продаж титановой продукции на 21% — до 25,5 тыс. тонн. Продажи ферротитана снизились на 39% — до 5,7 тыс. тонн. Продажи алюминия снизились на 25% — до 2,9 тыс. тонн.
Объём продаж титановой продукции, тыс. тонн
Рис. 6. Источник: операционные показатели ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
В России и странах СНГ продажи титановой продукции в 2020 г. выросли на 6% — до 8,8 тыс. тонн, а экспортные поставки снизились на 31% — до 16,7 тыс. тонн.
Динамика экспортных поставок титановой продукции, тыс. тонн
Рис. 7. Источник: операционные показатели ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
В структуре выручки по итогам 2020 г. титановая продукция заняла 91% и остаётся ключевым источником доходов для компании.
Структура выручки по итогам 2020 года, %
Рис. 8. Источник: годовой отчёт ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» за 2020 г.
Структура акционерного капитала компании на 31.03.2021, %
Рис. 9. Источник: список аффилированных лиц ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» на 31.03.2021 г.
Основной акционер компании — член совета директоров и председатель инвестиционного комитета Михаил Шелков. Напрямую ему принадлежит 1,15% акций, ещё 65,3% акций владеют его подконтрольные структуры.
На 31 марта 2021 г. структура акционеров имела следующий вид:
Jivanta Ventures и Cador Enterprises, зарегистрированные на Кипре, имели по 30% минус одна акция в «ВСМПО-АВИСМА». Конечный бенефициар обеих компаний — Михаил Шелков.
«Промышленные Инвестиции» владела 5,27% и также контролировалась Михаилом Шелковым.
Ещё 25% плюс одна акция принадлежала ООО «РТ-Развитие бизнеса».
Прочие акционеры владели 8,6% акций.
В апреле 2021 г. стало известно, что основной акционер перевёл 60% минус две акции компании с кипрских компаний в Российскую юрисдикцию.
Финансовые показатели (по МСФО)
Динамика активов
Активы компании в последние годы увеличиваются и достигли рекордных 356,8 млрд в 2020 г.
Капитал и обязательства
Капитал компании достиг рекордной отметки в 2020 г., превысив 202 млрд руб. на фоне роста нераспределённой прибыли и резервов. Обязательства компании за 2020 г. сократились на 3% — до 154,7 млрд руб. из-за снижения долгосрочных обязательств.
Выручка, млн руб.
Выручка компании в 2020 г. снизилась на 16% — до 89,1 млрд руб. на фоне падения экспортных продаж титановой продукции.
Чистая и операционная прибыль
Операционная прибыль компании снижается с 2018 г. и по итогам 2020 г. составила 16,7 млрд руб., что стало минимумом последних лет. Чистая прибыль на фоне кризиса снизилась в три раза по сравнению с 2019 г. и составила 6,5 млрд руб.
Денежный поток, млн руб.
Показатели денежного потока компании, несмотря на кризис, в 2020 г. выросли.
История дивидендных выплат, руб. на акцию
Рис. 10. Источник: история дивидендных выплат ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
Дивидендная политика ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» предполагает направлять на дивиденды не менее 10% от чистой прибыли по РСБУ. Вплоть до 2002 г. компания выплачивала 100% от чистой прибыли по РСБУ в виде дивидендов. В 2020 г. компания впервые за долгие годы отказалась от дивидендных выплат на фоне глобального экономического кризиса и сложной ситуации на мировом рынке титана.
Основные риски для миноритарных акционеров
Спад мировой экономики и падение деловой активности.
Зависимость от ситуации в аэрокосмической отрасли и снижение заказов со стороны авиастроительных предприятий.
Высокая конкуренция в отрасли и демпинг цен на титановую продукцию со стороны китайских производителей.
Приостановка деятельности предприятий корпорации в результате аварий и сбоев, а также ограничения из-за эпидемиологической ситуации.
Рост издержек на производстве и падение рентабельности бизнеса.
Потеря долгосрочных контрактов крупных клиентов.
Рост долговой нагрузки и возможность привлекать финансирование на реализацию инвестпроектов.
Возможное ужесточение западных санкций.
Неэффективное управление и стратегические ошибки менеджмента.
Игнорирование интересов миноритариев со стороны контролирующего акционера.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу