Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как выборы в Германии отразятся на российских компаниях » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как выборы в Германии отразятся на российских компаниях

28 сентября 2021 Financial One Хестанов Сергей
Поговорили про выборы в Германии и обсудили их последствия с советником гендиректора компании «Открытие брокер» Сергеем Хестановым.

Далее делимся мнением эксперта от первого лица.

Говоря о выборах в Германии, важно отметить, что те ограничения, которые вынуждены были вводить правительства для борьбы с коронавирусом почти во всех странах, где в настоящее время проходят выборы, приводят к тому, что меняются правящие партии.

Для России по понятным причинам очень важна Германия. Совсем недавно были выборы в Норвегии, там тоже сменилась правящая партия. Судя по всему, существует такая закономерность, что когда в демократических странах происходят какие-то негативные события – экономический спад и, соответственно, коронавирусные ограничения, которые вызывают недовольство людей, – то реакция простого обывателя, который в массе своей не является искушенными ни в экономике, ни в эпидемиологии, очень простая: давайте что-то поменяем.

Обычно меняют правящую партию. Иногда за этим следуют довольно существенные перемены. Этот сценарий отчасти предсказуемо реализовался в Германии. Многие специалисты, которые анализировали расклад сил перед немецкими выборами, в общем-то прогнозировали, что, скорее всего, лидер сменится.

Но чем любопытна немецкая политическая система, и чем она сильно отличается, допустим, от американской? Прежде всего, тем, что в Америке существуют две крупные партии. Для Германии характерна обратная ситуация: партий много, и, как правило, ни одна партия набрать большинство для того, чтобы только своей властью назначить министров, не может.

Поэтому сразу же после оглашения итогов выборов начинается вторая политическая интрига, причем иногда она длится от нескольких недель до нескольких месяцев, когда идут очень сложные переговоры. Соответственно, все пытаются сформировать правящую коалицию. Были прецеденты, когда формирование коалиции сопровождалось более бурными процессами, чем предвыборный, и затягивалось надолго. В этот раз, скорее всего, тоже все будет непросто из-за того, что победитель выборов не обладает большим перевесом.

Но как бы ни сформировалась коалиция, в любом случае та партия, которая набрала максимальный процент на выборах, относится ко многим проектам взаимодействии с Россией гораздо прохладнее, чем это делала ХДС/ХСС. Соответственно, нас ждет в лучшем случае заметное похолодание взаимных отношений, в худшем возможны даже какие-то ограничительные меры. Скорее всего, удастся понять, насколько жестким будет отношение уже после того, как правящая коалиция сложится.

Если говорить про «Северный поток-2», мне кажется, базовый сценарий подразумевает, что он будет запущен. Большая часть препятствий так или иначе снята, большая часть документации готова. Осталось совсем немного достаточно формальных процедур. Но с учетом того, что процесс формирования правящей коалиции – дело небыстрое, есть довольно большие шансы, что до того, как Германия получит новое правительство, проект будет запущен.

Здесь гораздо интереснее другая тема. Дело в том, что, начиная с 2014 года, с того момента, как на российскую экономику начала влиять пресловутая геополитика, Германия всегда была с политической точки зрения сдерживающей силой, которая выступала против усиления антироссийских санкций. Как правило, США и в некоторой степени Великобритания были сторонниками санкционного давления, а Германия занимала противоположную позицию.

Самая большая интрига связана с тем, что, скорее всего, это изменится. Скорее всего, позиция Германии сдвинется в сторону британской и американской. На мой взгляд, самая большая интрига в том, насколько сильно сдвинется. Товарооборот России с США небольшой, поэтому он практически не страдал. А вот товарооборот с Германией у нас довольно значительный, и даже умеренные ограничения будут чувствительны для российской экономики.

Поэтому, на мой взгляд, самая большая интрига – это вовсе не «Северный поток-2», хотя о нем, почему-то, много говорят, а вот как раз степень поддержки новым правительством Германии санкционных инициатив, с которыми регулярно выступают США.