Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Статус доллара США как «глобальной резервной валюты» среди безрассудного количественного смягчения и правительственных дефицитов - по результатам второго квартала » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Статус доллара США как «глобальной резервной валюты» среди безрассудного количественного смягчения и правительственных дефицитов - по результатам второго квартала

7 октября 2021 Wolf Street Рихтер Вульф
Гегемония доллара идет на спад. Но другие варианты также неустойчивы.

Глобальная доля долларовых валютных резервов – финансовых активов, таких как ценные бумаги Казначейства США, американские корпоративные облигации ипотечные ценные бумаги и т. д., удерживаемых иностранными центральными банками, – упала до 59.2% во 2-м квартале, согласно опубликованным сегодня данным МВФ о составе официальных валютных резервов (COFER). В 4-м кв. прошлого года доля доллара достигла 25-летнего минимума 58.9%. И, судя по тому, как всё неприглядно складывается, доллар продолжает свою долгую, медленную, неравномерную нисходящую траекторию (ежеквартальные данные начинаются с 2014 г., до этого данные ежегодные):

Статус доллара США как «глобальной резервной валюты» среди безрассудного количественного смягчения и правительственных дефицитов - по результатам второго квартала

Доля доллара США среди глобальных резервных валют

Процент распределенных резервов, ежеквартально

Источник: МВФ

Федеральная резервная система (ФРС) безудержно печатает деньги, и американское правительство, уже многие годы зависимое от дефицитных расходов, с марта 2020 г. потеряло всякую меру. Но центральные банки и правительства других основных развитых экономик следуют той же программе, причем некоторые еще в большей мере. Поэтому пандемия не изменила общие отношения и оставила нетронутой долгосрочную нисходящую траекторию доллара как господствующей резервной валюты.

С 2014 г. доля доллара упала на 6.8 процентного пункта (п. п.), с 66% до 59.2%, в среднем примерно на 1 п. п. в год. Если темп последних 6 лет сохранится, доля доллара среди глобальных резервных валют опустится ниже 50% примерно через десятилетие.

Собственные резервы долларовых активов ФРС – главным образом, $5.4 трлн в ценных бумагах Казначейства США и $2.5 трлн в ипотечных ценных бумагах – не включены в глобальные валютные резервы. Точно так же в них не включены резервы деноминированных в евро ценных бумаг, удерживаемых ЕЦБ, резервы деноминированных в иенах ценных бумаг, удерживаемых Банком Японии, и т. д. Включены лишь активы каждого центрального банка в иностранной валюте.

Появление евро не помогло доллару: два десятилетия спада

В 2001 г. доля доллара в валютных резервах поднялась до 71.5%, после чего начался последний эпизод долгосрочного падения доллара. Также это был период полноценного появления евро. С тех пор доля доллара упала на 12.3 п. п., до 59.2% на данный момент

Но было также зрелищное падение доли доллара среди глобальных резервных валют с 1978 по 1991 гг., что отражает годы сильной инфляции, когда доллар потерял примерно половину своей доли. Затем он восстанавливался, пока не появился евро (процентная доля на конец года, кроме 2021 г. = 2-й кв.):


Доля доллара среди глобальных резервных валют

Процент распределенных резервов, ежегодно, кроме 2021 г. = 2-й кв.

Сильная инфляция; Появление евро

Источник: МВФ

Определенную роль здесь играют обменные курсы

Центральные банки держат валютные резервы, деноминированные в различных валютах. Например, Народный банк Китая держит резервы в различных валютах примерно на $3.1 трлн. Из этой суммы $1.1 трлн – это ценные бумаги Казначейства США, деноминированные в долларах. Остальные резервы на $2 трлн включают несообщаемое количество ценных бумаг, деноминированных в иенах, евро и т. д. МВФ, составляя данные COFER, переводит все недолларовые суммы в доллары.

Таким образом, доля доллара в общих валютных резервах в определенной степени зависит от обменного курса других валют к доллару.

А обменные курсы сильно колеблются. Тем не менее с 1999 г., примерно с появления евро, индекс доллара (DXY), несмотря на сильные колебания то вверх, то вниз, практически не изменился.

Так что долгосрочный спад доли доллара в глобальных валютных резервах за этой период связан не с обменными курсами, а с тем, что центральные банки избавляются от активов, деноминированных в долларах (данные через YCharts):


Индекс доллара (YCharts)

Источник: YCharts

Доллар в сравнении с евро, китайским юанем и другими

Доля евро среди глобальных резервных валют в последние годы оставалась относительно стабильной – чуть выше 20%. Во 2-м кв. она составила 20.5%. В течение своего существования он остается второй крупнейшей резервной валютой. Бурные надежды в ранние годы евро на «паритет» с долларом рухнули во время европейского долгового кризиса.

Доля всех остальных резервных валют вместе, включая китайский юань, во 2-м кв. составила 20.2%. Они представляют спагетти в нижней части графика. Юань, ставший официальной резервной валютной в 2016 г., должен был сокрушить доллар. Он изображен в виде короткой красной линии внизу:


Убывающая гегемония доллара

Процент распределенных резервов

Источник: МВФ

На следующем графике менее популярные валюты показаны отдельно в увеличенном масштабе на шкале от 0% до 6%. В этой группе выделяется иена, потому что за последние годы ее доля значительно выросла, до 5.8% сейчас.


Резервные валюты, кроме доллара США и евро

Процент распределенных резервов

Иена



Другие



Источник: МВФ

Обратите внимание на рост юаня (красная линия) с примерно 1%, когда он стал отдельно учитываемой резервной валютой в 4-м кв. 2016 г. и был исключен из категории «другие», чья доля с тех пор упала (желтая линия).

Спустя почти 5 лет после становления официальной резервной валютой доля юаня достигла 2.6%. Тем, кто надеялся, что юань выбьет почву из-под ног доллара, надо быть очень терпеливыми.

Юань стал пятой крупнейшей резервной валютой в 2018 г. – после доллара США, евро, иены и фунта стерлингов, – обойдя канадский и австралийский доллар.

Очень медленный прогресс китайской валюты, видимый только под таким увеличительным стеклом, говорит о том, что мировые центральные банки по-прежнему настороженно относятся к юаню – единственной резервной валюте, всё еще полностью не конвертируемой, что еще больше препятствует ее принятию.

http://wolfstreet.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу