Четыре российские компании, которые обещают стать "зелеными" » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Четыре российские компании, которые обещают стать "зелеными"

2 ноября 2021 ИХ "Финам" Колесникова Алла
Экологическая повестка становится значимой не только для "зеленых" активистов и политиков, но и для бизнеса. Компании вынуждены декарбонизироваться, чтобы стать привлекательными для инвесторов. В России о целях достичь углеродной нейтральности заявили пока единицы.

Сегодня в Глазго стартовала XXVI Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-26). Конференция продлится до 12 ноября. Главная цель встречи - остановить продолжающееся глобальное потепление.

Россия - четвертая в списке крупнейших стран, эмитирующих выбросы СО2, после Китая, США и Индии. Логично было бы ожидать от такого значимого для климатической повестки участника полноценного присутствия на саммите, однако президент РФ Владимир Путин предпочел формат видеоконференции. Очно представлять российскую делегацию в Глазго будет вице-премьер Алексей Оверчук.

Экологическая повестка была главной и на завершившемся вчера в Риме саммите G20. Российский лидер и на этой встрече присутствовал виртуально, впрочем, как и председатель КНР Си Цзиньпин. Лично участвовавший в римском саммите президент США Джо Байден подвел итог встречи одним словом: "разочарование".

Россия не спешит

Углеродная нейтральность недостижима без принятия конкретных обязательств странами. Россия ставит целью достижение нулевого выброса к 2060 году. Для сравнения, Швеция на законодательном уровне закрепила цели по нейтральности к 2045 году, Великобритания - к 2050 году, Евросоюз - также к 2050-му. И это вполне реальные сроки. Согласно недавнему отчету Международного энергетического агентства (МЭА), члены G7 имеют все возможности для полной декарбонизации своего электроснабжения к 2035 году, что ускорит технологический прогресс и развертывание инфраструктуры, необходимые для того, чтобы привести глобальные энергетические рынки к нулевым выбросам к 2050 году.

"Россия может сыграть ключевую роль в реализации международных программ сокращения выбросов ввиду своих размеров, численности населения, энергоемкой экономики, а также наличия устаревших и сравнительно неэффективных производственных мощностей", - отмечают эксперты McKinsey в докладе "Энергоэффективная Россия".

Основные издержки реализации европейской Net Zero-политики лягут на плечи экспортеров углеродоемкой низко- и средне-технологичной продукции, поскольку ЕС обложит импорт таких товаров дополнительным сбором в рамках введения так называемого пограничного компенсационного углеродного механизма (CBAM - Carbon Border Adjustment Mechanism). В этом контексте нельзя недооценивать риски введения CBAM для производителей из России.

Углеродоёмкость производства электроэнергии в отдельных странах и регионах, 2000-2020 гг.

Четыре российские компании, которые обещают стать "зелеными"


Инвесторы выбирают зеленое

Декарбонизация становится трендом и в корпоративном секторе. Есть как минимум три аргумента в пользу этого:

Потребители требуют экологически чистых продуктов и ответственного корпоративного поведения.
Инвесторы все чаще используют стратегии распределения капитала, учитывающие экологические, социальные и управленческие вопросы (ESG).
Регуляторные риски: политики и правительственные организации изучают возможность администрирования выбросов углерода.
"Введение углеродного налога для тех производителей, кто не хочет инвестировать в технологии, чтобы сделать свою продукцию "чистой" - важный шаг, который нельзя откладывать. Только так чистые и зеленые технологии смогут стать реально конкурентоспособными, а уязвимые зеленые сектора экономики получат необходимую защиту. Мы уверены, что в будущем компании, которые заботятся о своей репутации, полностью откажутся от сотрудничества с производителями, чья продукция и сырье не соответствуют экологическим нормативам", - отметил исполнительный директор En+ Group Вячеслав Соломин.

Само по себе формирование экологической повестки у крупных компаний для России пока не так развито, как на Западе, отметил старший аналитик инвесткомпании "Атон" Андрей Лобазов в разговоре с "Экспертом". Но учитывая, что эти компании участвуют в мировых производственных цепочках, им приходится активно в ней участвовать, чтобы не потерять конкурентное преимущество.

"Безусловно, регулирование играет роль "кнута" для отстающих корпораций, но нам нужно, чтобы лидеры шли за "пряниками" лучшей производительности, более низкого риска и более широкой социальной лицензии на деятельность", - соглашается Мартин Рич, соучредитель, исполнительный директор Future-Fit Foundation (Великобритания).

Прецеденты экологической разборчивости инвесторов в российской практике уже были. В 2020 году американская PIMCO не купила социальные облигации РЖД, так как 50% ее грузооборота приходится на уголь и нефтепродукты. К слову, РЖД - крупнейший в России эмитент устойчивых облигаций. По данным Минэкономики, перевозчик разместил четыре выпуска "зеленых" еврооблигаций на сумму 500 млн евро, 500 млн швейцарских франков и 100 млрд рублей.

Тренд декарбонизации усиливается с введением углеродных пошлин в Евросоюзе с 2023 года, приходом к власти "зеленого" президента в США, на рынках капитала инвесторы-активисты вмешиваются в долгосрочную стратегию развития нефтяных мэйджоров, продвигая снижение выбросов, отмечают аналитики "ФИНАМа". В России для повышения конкурентоспособности производитель золота "Полюс" заключил договор о поставках электроэнергии с Саяно-Шушенской ГЭС ("РусГидро") на свои красноярские активы. "Сибур" в стратегии развития обозначил намерение увеличить долю чистых источников в потребляемой энергии и договорился с ТГК-1 о покупке электроэнергии с ГЭС.

"Позеленевшие" российские компании

В 2020 году более 4500 компаний по всему миру раскрыли отчеты о своих выбросах парниковых газов, и около 40% этих компаний взяли на себя обязательства по определенным целевым показателям выбросов в рамках своих стратегических и финансовых планов. Анализ McKinsey показывает, что 44% организаций, которые в настоящее время раскрывают информацию о выбросах CO2, нацелены на сокращение выбросов к 2025 году, 27% рассчитывают сделать это к 2026-2040 годам, а 2% ориентированы на 2031-2050 годы или позже. Остальные 27% организаций поставили цели по всем трем временным горизонтам.

В России тех, кто реально стремится к низкоуглеродному развитию, можно пересчитать по пальцам. Из публичных российских компаний о планах добиться нулевых парниковых выбросов к 2050 году заявили пока единицы: En+ Group, "Татнефть", Х5 Retail Group, S7 Airlines.

En+ Group приурочила презентацию своего плана достижения нулевого баланса выбросов к началу саммита в Глазго. Компания ставит цель достичь нейтральности к 2050 году, а перед этим, к 2030 году, сократить выбросы на 35%. В рамках плана по достижению нулевого баланса выбросов En+ намерена переходить на природный газ и водород. Целевые показатели En+ представлены на утверждение SBTi (Science based targets initiative - международная инициатива научно-обоснованных целевых показателей снижения выбросов парниковых газов).

Одним из ключевых активов группы En+ является компания "РУСАЛ". Предприятие остается крупнейшим поставщиком "чистого" алюминия, производимого преимущественно с использованием энергии от гидроэлектростанций, что дает ему определенные преимущества на рынке. "Мы сохраняем позитивное отношение к акциям "РУСАЛа" и рекомендацию "Покупать" с целевой ценой в районе 100,17 рублей", - рекомендуют аналитики "ФИНАМа".

"Татнефть" - одна из первых в России нефтекомпаний, присоединившихся к инициативе SBTi . Компания реализует программу по обеспечению углеродной нейтральности по всей цепочке стоимости. В том числе, компания рассматривает проекты по использованию возобновляемых источников энергии, технологии улавливания и захоронения углекислого газа (CCUS). Одной из задач является формирование продуктовых линеек с меньшим углеродным следом.

"На данный момент мы рекомендуем покупать обыкновенные и привилегированные акции "Татнефти" с целевой ценой 670,1 руб. и 636,6 рублей, соответственно", - рекомендуют аналитики "ФИНАМа".

Х5 Retail Group намерена до 2030 года сократить выбросы парниковых газов на 30%, снизить коэффициент образования отходов на 30%, довести использование возобновляемой энергии в собственных операционных процессах до 30%. Также X5 включила принципы устойчивого развития в политику по работе с поставщиками.

Аналитики "ФИНАМа" дают рекомендацию "Покупать" бумаги Х5 с целевой ценой 2735 рублей.

S7 Airlines стремится достичь нейтральности к 2050 году. Снижение негативного воздействия на окружающую среду компания реализует через обновление авиапарка. Еще в 2017 году S7 Airlines заняла 20-е место в рейтинге авиакомпаний Atmosfair и стала единственным российским авиаперевозчиком в топ-50. При составлении рейтинга эксперты учли количество выбросов СО2 в тоннах на пассажиро-километр.

Среднесрочные и долгосрочные цели российских компаний


http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter