26 ноября 2021 Открытие Скворцов Дмитрий
Недавно в США прошло юбилейное 60-е Международное яхтенное шоу в Форт-Лодердейле. Это одна из крупнейших яхтенных выставок в мире, для участия в которой во Флориду ежегодно приезжают лучшие проектировщики, дизайнеры и строители яхт, производители яхтенного оборудования и аксессуаров, брокеры и представители организаций — поставщиков иных связанных с яхтенной индустрией продуктов и услуг.
В этом году количество причалов увеличилось, и площадь, занимаемая выставкой, превысила 3 млн м2. На яхтенном шоу были представлены лучшие модели лодок, катеров и яхт всех категорий и назначений. Но наибольшее внимание привлекли выставленные суперяхты и экспозиции ведущих мировых верфей. Эта отрасль испытывает сейчас бурный рост.
Продажи люксовых яхт растут
За I квартал 2021 г. было отмечено увеличение на 28% количества контрактов на строительство новых люксовых яхт и продажи подержанных «лодок» — так среди владельцев называют роскошные прогулочные корабли длиной от 100 м — по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Сначала это сочли за проявление восстановительного роста отрасли после сокращения заказов в пандемию. Но последующее развитие событий показало, что рост спроса на суперяхты имеет другую причину.
По данным газеты The Times, которая ссылается на яхтенных брокеров и отраслевое издание Superyacht Group, продажи крупных люксовых яхт (длиной более 30 м) выросли за первые девять месяцев 2021 г. до максимального за последние двенадцать лет значения. По сравнению с январём—сентябрём 2019 г., то есть последним аналогичным периодом до начала пандемии, за первые девять месяцев 2021 г. увеличение продаж составило 8%.
В течение этого периода заказчикам было передано более 200 новых яхт (за тот же период 2019 г. — 165 яхт). Ещё около 330 единиц находится на стапелях или спущено на воду, и на них завершается отделка. Окончание работ и передача яхт заказчикам должны состояться до 2023 г.
Яхта для Джеффа Безоса
Недавно на голландской верфи Oceanco в Звейндрехте закончили строительство корпуса гигантской роскошной парусной яхты Y721, заказчиком которой журналисты называют Джеффа Безоса.
Яхта Y721
Строительство судна обойдётся не менее 500 млн долл., точная цифра не разглашается. Яхта будет достраиваться и отделываться в Алблассердаме, куда её перевезли на специальном пароме.
Y721 представляет собой трёхпалубную яхту общей длиной 127 м, или 417 футов. Она будет иметь три мачты и бушприт, а также чёрный корпус и общий классический элегантный силуэт и станет самой большой парусной яхтой в мире.
Траспортировка Y721 к месту достройки
Рынок перегрет?
Верфь MB92 в Барселоне заполнена лодками длиной до 180 м. Около 1000 рабочих красят, ремонтируют двигатели и проводят другое техническое обслуживание.
Верфь МВ92 Group в Барселоне
Растут не только продажи, но и количество сделок по аренде лодок: по данным исследования Reportlinker, объём мирового рынка чартерных яхт оценивался в 11,88 млрд долл. в 2020 г. и может достичь 12,60 млрд долл. в 2021 г. и 17,19 млрд долл. к 2026 г.
На крупнейших мировых верфях заказы расписаны на три-пять лет вперёд, а уже побывавшие в эксплуатации лодки, от которых по тем или иным причинам решили избавиться их владельцы, продаются с наценкой. Такого не было с 2007 г., что свидетельствует о явной перегретости рынка.
По сравнению с 2011 г. цены на яхты примерно одного класса (неважно, новые или подержанные) увеличились практически в два раза. «Если раньше 50-метровую лодку можно было построить в Голландии за 25–30 млн долл., то теперь ценники улетели выше 50 млн долл.», — приводит The Forbes комментарий основателя Yacht Harbour Дмитрия Семенихина.
Портфель заказов итальянской яхтенной компании Ferretti в январе—сентябре превысил 900 млн евро, или 1,04 млрд долл., что значительно больше 691 млн евро за весь 2019 г.
У Azimut Benetti, ещё одного итальянского производителя яхт, портфель заказов к августу утроился до 1,2 млрд евро по сравнению с 2020 г., в основном за счёт увеличения количества клиентов из США. «Настоящий бум начался прошлой весной», — утверждает исполнительный директор Azimut Benetti Марко Валле. Причём если в допандемийную эпоху клиенты предпочитали подождать, когда не было готовой яхты нужного размера, то теперь покупатели соглашаются даже на лодки меньшего размера.
Яхты итальянской верфи Azimut Benetti
Причины яхтенного бума
Вынужденная самоизоляция в период пандемии по-разному переносится в собственном доме, пусть и просторном, но прикованном к одному месту, и на собственной яхте, которая может перемещаться из одного уголка мира в другой. Однако нужно, чтобы она обладала достаточным уровнем комфорта.
«Некоторые видели, что их сверхбогатые друзья, владеющие яхтами, хорошо провели время во время пандемии», — приводит в своём отраслевом обзоре Reuters слова Пепе Гарсии, председателя испанской верфи MB92 — ведущей в мире фирмы по ремонту суперяхт. Он прогнозирует, что бум в яхтостроении продлится ещё несколько лет.
The Times связывает бурный рост спроса на суперяхты с ростом числа миллиардеров, которое с прошлого года увеличилось на 660 человек и достигло 2755, что является историческим максимумом.
Число миллиардеров в мире. Источник: Forbes
Ещё один фактор роста спроса на большие яхты — трансформация сегмента морских круизов туристического сектора. По информации Международной ассоциации круизных линий, из-за строгих мер по борьбе с коронавирусом только половина крупных круизных лайнеров вернулась в море к сентябрю этого года. В то же время сектор яхтенных круизов получает множество заявок, несмотря на сохраняющиеся опасения по поводу заражения и дополнительные расходы на тестирование и прививки. Это толкает операторов яхтенных круизов на расширение своего флота.
Испанская туристическая группа Amadeus опубликовала прогноз, в котором утверждается, что в 2022 г. спрос на круизы будет расти.
Недельный чартер класса люкс для двенадцати пассажиров в Греции или Италии может стоить от 300 тыс. до 500 тыс. евро. На борту есть спа-салоны, рестораны уровня Michelin, путешественникам доступны уроки водного спорта и фитнес-классы.
По данным национального совета по туризму Хорватии, популярного места яхтенного туризма, в этом году до середины октября чартером на яхте воспользовались около 433 тыс. человек, что на 88% больше, чем за весь 2020 г.
Сохранится ли спрос в дальнейшем?
Бум на рынке люксовых яхт можно сравнить с ситуацией 2007 г. Продолжение роста спроса будет зависеть не от продолжения экономического роста, а от увеличения количества миллиардеров. Что касается спроса на яхтенные круизы, то в условиях продолжающейся пандемии он сохранится на высоком уровне.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба