7 декабря 2021 smart-lab.ru Петров Виктор
Рассказываю как избежать дофаминовой петли. Естественно опять вкратце.
Дофамин создан эволюцией, чтобы направить развитие в нужное русло — на выживание. Поэтому мы получаем удовольствие от экономии энергии на работе мозга, получаем удовольствие при получении этой энергии, а также удовольствие от продолжения нашего вида — передачу наших генов.
Хочу вам ответственно заявить: чтобы посмеяться над шуткой, нужно совсем немного энергии, а вот чтобы её придумать, нужно сильно постараться. Поэтому много кто любит посмеяться, но мало кто желает придумать как пошутить.
Экономия энергии
Когда мы смотрим телевизор, наш мозг радуется: баа! Я сэкономил нам кучу энергии, вознагражу себя дофамином. И вот мы уже на скользкой дорожке. Нам хочется ещё дофамина и ещё и ещё. Вот поэтому у многих в квартире большие телевизоры и маленькие библиотеки.
Однако раньше эта экономия была сильно полезна. Пища была не так легко доступна как сейчас. Поэтому, набив брюхо, можно было полежать кверху пузом, поглаживая и приговаривая: чичи мучичи пуааачичи. Что примерно переводится как: хорошо то как, Маруся!
Время шло, пища становилась всё более доступной, но программа в мозге оставалась прежней — экономия. Хоть благодаря нашей лени мы и придумываем новые вещи, изобретаем, создаём, но большинство просто поддаётся первичной программе и мозг стремится к экономии энергии: лежать на диване, спать на работе, смотреть телевизор, ежедневно распивать алкоголь и т.д.
Борьба — это большая затрата энергии. Наше общество настолько сильно выросло, что наше тело практически в безопасности. Мозгу не нужно беспокоиться так как прежде, когда можно было легко умереть от нападения хищника или от одной из частых драк с соплеменником. И ситуация настолько быстро изменилась, что наша программа мозга не успела перестроиться. Наш мозг продолжает нас хвалить дофамином за экономию энергии. Так и живём.
Получение энергии
Получить энергию мы можем только через потребление пищи. Если раньше живым клеткам могло хватить солнца и углекислого газа, потом воды, кислорода и растения, то теперь нужно мясо, растения, воздух и вода… и развлечений. По крайней мере нам.
В ходе эволюции мы разучились или не научились производить некоторые вещества и вынуждены потреблять их извне либо с помощью бактерий у нас в желудках. Наш мозг награждает нас удовольствием от потребления пищи. Хвалит: какой ты молодец, ты доставил пищу в наш организм. Вкусовые сосочки довольны — вот тебе доза дофамина.
Тут организм подсаживается на “иглу”. Когда грустно — нужен дофамин. Когда стресс — нужен дофамин. Когда весело — нужно больше дофамина. Мы едим, поглощаем, перерабатываем и просим добавки. Мы все больше подсаживаемся на легкодоступную дофаминовую дозу — на пищу.
Если бы мы не получали от приёма пищи удовольствия, то нам было бы это не интересно и мы умерли бы от голода. Рискну предположить, что все кто не имел дофаминовой награды уже давно умерли на додинозавровом этапе.
Сладенькое — это мгновенная пища для мозга и естественно он как маленький ребёнок клянчит именно вкусняшку. А потом награждает нас порцией удовольствия. А когда мы теряем контроль и начинаем поглощать чрезмерно калорийную пищу, нас раздувает как Ждуна. Потом мы расстраиваемся что жирненькие, отсюда стресс и дальнейшее его заедание новыми вкусняшками. Порочный круг.
Размножение
Если бы размножение не доставляло никакого удовольствия, то мы бы сейчас не разговаривали. И не то чтобы совсем мы — это я и вы, а вообще все. Нас бы не было, как и дельфинов, свиней и других похотливых любителей срамоты.
Но эволюции позаботилась и об этом и теперь процесс вызывает удовольствие, которое нельзя сравнить ни с чем. Представьте, что внезапно удовольствие от секса испарилось. Кто бы занимался им намеренно? Только те, кто захочет продолжения рода, а таких сегодня не так и много.
Мы настолько зависимы, особенно в молодом возрасте, от секса, что готовы им заниматься, заниматься и заниматься, а некоторые даже если одни дома. И чем больше мы предаёмся сладострастию, тем больше хотим ещё. Но с возрастом запал иссякает и мы тянемся к бутылке и философии.
Петля дофамина.
Мы тянемся туда, где больше удовольствия и ограждаемся от того, что доставляет дискомфорт. Мозг ленив и он награждается дофамином только если организм выполняет важные функции и другие его эти хотелки. Поэтому, мозг заставляет организм меньше двигаться, больше есть и размножаться.
Если мы совершаем какое-то действие, например изучаем сопромат, и не получаем от этого удовольствие, то наш мозг начинает стараться избегать этого действия. Отсюда появляются эти лентяи. Но если кому-то доставляет удовольствие разбираться в химии, то мозг будет направлять все усилия для изучения её.
Так как неизвестность — это потенциальная опасность, то мы испытываем серьёзный интерес к неизведанному. Чтобы изучить и выяснить: может это принести нам вред или пользу. Поэтому вначале жизни мы всё пробуем на вкус (но тут всё сложнее), везде ходим, заглядываем, исследуем, но постепенно всё вокруг становится знакомым и неинтересным. Чтобы продолжать получать удовольствие, нам нужно продолжать исследовать мир. Посещать музеи, города и страны. Пробовать различные хобби и читать различные книги.
Был эксперимент с крысами. Им вживили электрод и при нажатии клавиши, крысы получала дозу дофамина за счёт стимуляции той части мозга, которая отвечала за него. Когда крыса нажимала на клавишу, производилась стимуляция и дальнейший выброс дофамина. Мозг получал награду и записывал это как «правильная работа, нужно повторить». И повторяя вновь и вновь, крысы доводили количество нажатий на клавишу до 1000 в час. Они не пили, не ели, а хотели только нажимать на эту клавишу, чтобы получить следующую и ещё одну дозу дофамина. В итоге они, конечно же, погибали от истощения.
Получается, крысы попали в петлю дофамина, где делают одно и тоже, для получения одного и того же — новой дозы. Как наркоманы. Они также забывают обо всём и готовы на всё ради новой дозы. Видели толстого наркомана? Воот!
Трейдер в петле дофамина
Когда трейдер впервые получает прибыль на бирже, он получает дозу ощущения в неведомой ранее пропорции по “вкусу”. Мозг запомнил это и хочет получить ещё раз именно этот “коктейль”. И люди начинают торговать больше и больше, пока не сливают всё под чистую.
Казалось бы, это должно было остановить человека, ведь мозг ограждает себя от того, что не приносит удовольствие. Но тут вскрылся небольшой, но важный нюанс. Оказывается рост дофамина случался не во время получения, а ещё в предвкушении к получению желаемого.
Так был эксперимент с обезьянами. У них выработали условный рефлекс: звучал сигнал и обезьяне давали сок. Вкусняшка? Да! У меня тоже слюньки потекли. И вот после выработки этого обезьяньего рефлекса обнаружили, что уровень дофамина рос сразу после сигнала, а не после получения сока. И если обезьяны получали сок, то уровень дофамина не увеличивался, а вот если сок обезьяна не получала, то его уровень резко снижался.
Ничего не напоминает? После первых удачных сделок, мозг ждёт таких же последующих. Уровень дофамина уже начинает расти, когда открывается сделка (короткая или длинная), если закрывается убыточно, дофамин падает и трейдер хочет вновь быстрее получить дозу. Так, наверное, и сливаются многие.
Другие в петле дофамина
Вы думаете этим страдают лишь единицы? Оглянитесь вокруг, многие идут, сидят и лежат смотря в телефон. А тут:
а) социальные сети. Люди смотрят фотографии, ищут новое, ждут лайков и просто любят, когда перед экранами мелькают картинки (как нравится детям, смотрящим мультики).
б) Игры. Игроманы жаждут получить подарки, бонусы, новый уровень. Стать сильнее быстрее, повыше. А так как “прокачаться” в игре можно быстрее чем в жизни, то эти люди попадают в зависимость от удовольствия.
Почему богатые покупают золотые унитазы? Просто они уже везде побывали и всё попробовали. Им неоткуда брать дофамин. У них “привыкание к наркотику”. Им всё кажется серым, обыденным и скучным. Вот и ищут новые впечатления и кляксу на холсте за 10 миллионов мерзких бумажек.
Или обжоры, которые едят и едят, едят и едят. Создаётся впечатление, что они хотят один раз поесть так, чтоб на всю жизнь хватило.
Нужно не спешить получать все возможные впечатлению и попробовать получать удовольствие даже от дыхания. Я, например, раньше не верил в это. Но теперь, когда лягу и концентрируюсь — чувствую вдох и мне нравится. Это действительно так: обычное дыхание может доставлять удовольствие.
Приучайте себя к полезному, но не дающему удовольствие. Например можно использовать подкрепление: выучил или сделал что-то — подари что-нибудь или купи, или соверши, что подарит выплеск дофамина. Вознаграждайте себя.
И будьте внимательны, не попадитесь в ловушку с педалькой под названием «дофаминовая петля».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба