Курс золота достиг в 2020 году рекордного максимума - 2067 долларов за унцию. С тех пор на мировом рынке золота наблюдается период консолидации с торговлей в узком диапазоне - 1750-1850 долларов за унцию.
В 2020 году ценовому ралли золота способствовали следующие факторы: снижение доходности облигаций, обесценивание доллара и повышенный интерес к драгметаллу со стороны институциональных инвесторов на фоне коронакризиса. В текущем 2021 году ситуация развернулась на 180 градусов. Номинальная доходность американских «казначеек» во втором квартале подскочила до 14-месячного максимума, но в реальном выражении оставаясь на низком уровне, а Индекс доллара приблизился к 5-месячному максимуму.
Уровень инфляции на протяжении большей части года оставался невысоким. В феврале рост индекса потребительских цен в США составлял всего 1,7%, но к октябрю подскочил до 6,2%. Интерес институциональных инвесторов к бумажному золоту уменьшился на этом фоне. Об этом свидетельствуют данные по спросу на паи золотых биржевых фондов.
Риск ужесточения денежно-кредитной политики, начало процесса восстановления мировой экономики после коронакризиса, массовая вакцинация населения и щедрые экономические стимулы увеличили привлекательность традиционных активов. Поэтому наш прогноз на 2021 год с курсом золота на уровне 2000-2100 оказался завышенным. При этом жёлтый драгметалл стабилизировался на довольно высоком уровне благодаря крупному физическому спросу на слитки и монеты и ухудшению эпидемиологической обстановки в ведущих странах с последующим введением новых карантинных ограничений.
За первые шесть месяцев 2021 года наблюдалось ускорение темпов экономического роста, но теперь они замедляются. Уровень инфляции стал угрожающим из-за инъекции триллионов долларов в экономику со стороны властей. Экономические показатели неожиданно начали снижаться в августе.
В третьем квартале текущего года ВВП КНР увеличился только на 4,9% по сравнению с показателем предыдущего года 7,9%, а показатель по США упал ниже 2,6%, если сравнивать с уровнем до пандемии. В ОЭСР прогнозируют замедление темпов роста мирового ВВП в 2022 году до 4,5%. При этом в МВФ прогнозируют, что в странах с развитой экономикой уровень инфляции в среднем достигнет максимального значения в 3,6% к концу 2021 года по сравнению с целевым показателям Центробанков около 2%. Повышенный уровень инфляции может сохраниться вплоть до середины 2022 года. В таких условиях велика вероятность наступления стагфляции, то есть, одновременного замедления темпов экономического роста и увеличения уровня инфляции. При стагфляции курс золота быстро приблизится к показателю доходности других товарных активов.
Импорт золота в Индию за первые 6 месяцев 2021 финансового года (апрель-сентябрь) достиг 10-летнего максимума – 23,9 млрд. долларов. В годовом исчислении прирост составил 253,6%. В Индии на долю ювелирных изделий приходится 60-70% продаж драгметалла. По данным Всемирного совета по золоту (WGC), в 2020 году индийцы приобрели 315,9 тонны драгметалла в форме ювелирных изделий, что почти равно совокупному объёму покупок в Северной и Южной Америке, Европе и на Ближнем Востоке. Только Китай занял в этом отношении первое место, оказавшись крупнейшей страной-потребителем ювелирных изделий с объёмом спроса на уровне 433,3 тонны.
В Поднебесной за 3-й квартал 2021 года было куплено 156,8 тонны ювелирных изделий, что на 32% выше в годовом исчислении. В 2021 году совокупный показатель ювелирного спроса в Индии может превысить 400 тонн, а в Китае - 500 тонн, что станет хорошей новостью для курса золота в 2022 году. Благодаря указанным обстоятельствам, показатель мирового спроса на ювелирные изделия к концу текущего года приблизится к уровню до пандемии.
Увеличение спроса на физическое золото было вызвано ростом уровня инфляции и понижением курса золота, наряду с сокращением карантинных ограничений и улучшением благосостояния населения. Спрос на ювелирные изделия повысился в главных странах-потребителях - Индии и Китае. Напомним, что на долю ювелирных изделий приходится около 40-50% мирового спроса на жёлтый драгметалл. Центральные банки ежеквартально покупают золото с начала 2011 года, если не считать 3-й квартал 2020 года, когда они стали нетто-продавцами, уменьшив резервы на 12,1 тонны.
В 2021 году Центральные банки увеличивают объём своих резервов без досадных перерывов, боясь последствий коронакризиса и роста уровня инфляции. За третий квартал совокупный показатель вырос на 69 тонн. С начала года и до октября Центробанки приобрели 393 тонны драгметалла, что более чем вдвое выше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Резервный банк Индии – крупнейший покупатель драгметалла в третьем квартале. Объём золотых резервов страны увеличился на 41 тонну, достигнув 745 тонн. Это небольшой прирост в контексте этого банка.
Отметим, что в текущем году прирост золотого резерва Индии, скорее всего, будет самым крупным с 2009 года. Кроме того, Центральный банк Бразилии прибавил ещё 9 тонн в свои хранилища, будучи одним из крупнейших покупателей в первом полугодии. Золотой резерв страны равен 130 тоннам (+92% в годовом исчислении). Узбекистан (26 тонн), Казахстан (7 тонн) и Россия (6 тонн) тоже нарастили резервы. Следует отметить, что закупки со стороны ЦБ России объясняются необходимостью компенсации продаж, связанных с чеканкой инвестиционных монет. Филиппины и Монголия увеличили свои золотые резервы в 3-м квартале чуть менее чем на 1 тонну.
Важно, что покупателями золота в этом году стали главные финансовые регуляторы двух развитых стран - Ирландии и Сингапура. Ирландия купила по 1 тонне в сентябре и октябре. Причём сентябрьская покупка стала первой с 2008 года, когда золотой резерв увеличился на полтонны. ЦБ Сингапура приобрёл 26 тонн золота в течение мая-июня. Это первая покупка жёлтого металла для резервов страны, по крайней мере, с 2000 года.
Спрос со стороны Центральных банков за 10 месяцев 2021 года уже превысил показатель за весь 2020 год. В конце текущего года становится всё яснее, что интерес к золоту со стороны главных финансовых регуляторов остаётся значительным, и запасаются золотом не только ЦБ развивающихся стран. Если институциональные инвесторы предпочитали традиционные активы, вместо бумажного золота, то рядовые граждане и государственный сектор с большой охотой запасались физическим драгметаллом, боясь инфляции и пользуясь периодом консолидации курса. Индивидуальные инвесторы по тем же причинам приобрели рекордное количество слитков и монет. Объём мирового спроса на слитки и монеты в 3-м квартале достиг 262 тонн, что на 18% выше в годовом исчислении.
К концу третьего квартала всего было реализовано 857 тонн инвестиционного физического золота, что является максимумом с 2013 года. Напомним, что 8 лет назад, после мирового финансового кризиса, спрос на эту продукцию резко подскочил в Азии, поскольку инвесторы воспользовались понижением котировок драгметалла, чтобы увеличить объём своих запасов.
Объём продаж золотых инвестиционных монет достаточно высок в этом году. В течение трех кварталов 2021 года показатель составил 223,7 тонны, что на 9 тонн больше в годовом исчислении. Спрос на эту продукцию растёт по всему миру ввиду увеличения уровня инфляции. Монетные дворы пытаются удовлетворить возросший спрос посредством создания широкого ассортимента продукции на любой вкус.
Пертский монетный двор (Австралия) сообщил о том, что за октябрь 2021 года было реализовано 59,7 тыс. унций золота в форме монет и слитков. Это на 39,5% ниже в месячном исчислении, но зато на 55,7% выше – в годовом исчислении. С начала года и вплоть до конца октября австралийское предприятие реализовало 878,7 тыс. унций золота, что на 55,7% выше в годовом исчислении.
Монетный двор США сообщил, что за ноябрь было реализовано 126 тыс. унций в золотой монете «Американский Орёл», что на 17,7% ниже в месячном исчислении, но при этом на 48,2% выше в годовом исчислении. С начала года уже продано 1,2 млн. унций золотого «Орла», что на 51,2% выше, чем за 11 месяцев прошлого года. Учитывая такие показатели у крупнейших производителей золотых инвестиционных монет, мировой объём спроса на эту продукцию может преодолеть отметку в 300 тонн за этот год, обновив более чем 10-летний максимум.
Итак, спрос на физическое золото растёт со стороны населения, Центральных банков и инвесторов, что поддерживает курс драгметалла на достаточно высоком уровне. В условиях стагфляции золото, в конечном счёте, привлечёт к себе внимание институциональных инвесторов, поскольку сворачивание экономических стимулов и высокий уровень инфляции сильно ударят по традиционным финансовым активам. Бумажное золото снова окажется в центре внимания крупных инвестиционных фондов и банков. Ожидаемое ужесточение денежно-кредитной политики ФРС, ЕЦБ и других ЦБ уже, по большей части, включено в текущие котировки драгметалла, поэтому курс несильно пострадает от фактических решений в этой плоскости на протяжении 2022 года.
В 2020 году ценовому ралли золота способствовали следующие факторы: снижение доходности облигаций, обесценивание доллара и повышенный интерес к драгметаллу со стороны институциональных инвесторов на фоне коронакризиса. В текущем 2021 году ситуация развернулась на 180 градусов. Номинальная доходность американских «казначеек» во втором квартале подскочила до 14-месячного максимума, но в реальном выражении оставаясь на низком уровне, а Индекс доллара приблизился к 5-месячному максимуму.
Уровень инфляции на протяжении большей части года оставался невысоким. В феврале рост индекса потребительских цен в США составлял всего 1,7%, но к октябрю подскочил до 6,2%. Интерес институциональных инвесторов к бумажному золоту уменьшился на этом фоне. Об этом свидетельствуют данные по спросу на паи золотых биржевых фондов.
Риск ужесточения денежно-кредитной политики, начало процесса восстановления мировой экономики после коронакризиса, массовая вакцинация населения и щедрые экономические стимулы увеличили привлекательность традиционных активов. Поэтому наш прогноз на 2021 год с курсом золота на уровне 2000-2100 оказался завышенным. При этом жёлтый драгметалл стабилизировался на довольно высоком уровне благодаря крупному физическому спросу на слитки и монеты и ухудшению эпидемиологической обстановки в ведущих странах с последующим введением новых карантинных ограничений.
За первые шесть месяцев 2021 года наблюдалось ускорение темпов экономического роста, но теперь они замедляются. Уровень инфляции стал угрожающим из-за инъекции триллионов долларов в экономику со стороны властей. Экономические показатели неожиданно начали снижаться в августе.
В третьем квартале текущего года ВВП КНР увеличился только на 4,9% по сравнению с показателем предыдущего года 7,9%, а показатель по США упал ниже 2,6%, если сравнивать с уровнем до пандемии. В ОЭСР прогнозируют замедление темпов роста мирового ВВП в 2022 году до 4,5%. При этом в МВФ прогнозируют, что в странах с развитой экономикой уровень инфляции в среднем достигнет максимального значения в 3,6% к концу 2021 года по сравнению с целевым показателям Центробанков около 2%. Повышенный уровень инфляции может сохраниться вплоть до середины 2022 года. В таких условиях велика вероятность наступления стагфляции, то есть, одновременного замедления темпов экономического роста и увеличения уровня инфляции. При стагфляции курс золота быстро приблизится к показателю доходности других товарных активов.
Импорт золота в Индию за первые 6 месяцев 2021 финансового года (апрель-сентябрь) достиг 10-летнего максимума – 23,9 млрд. долларов. В годовом исчислении прирост составил 253,6%. В Индии на долю ювелирных изделий приходится 60-70% продаж драгметалла. По данным Всемирного совета по золоту (WGC), в 2020 году индийцы приобрели 315,9 тонны драгметалла в форме ювелирных изделий, что почти равно совокупному объёму покупок в Северной и Южной Америке, Европе и на Ближнем Востоке. Только Китай занял в этом отношении первое место, оказавшись крупнейшей страной-потребителем ювелирных изделий с объёмом спроса на уровне 433,3 тонны.
В Поднебесной за 3-й квартал 2021 года было куплено 156,8 тонны ювелирных изделий, что на 32% выше в годовом исчислении. В 2021 году совокупный показатель ювелирного спроса в Индии может превысить 400 тонн, а в Китае - 500 тонн, что станет хорошей новостью для курса золота в 2022 году. Благодаря указанным обстоятельствам, показатель мирового спроса на ювелирные изделия к концу текущего года приблизится к уровню до пандемии.
Увеличение спроса на физическое золото было вызвано ростом уровня инфляции и понижением курса золота, наряду с сокращением карантинных ограничений и улучшением благосостояния населения. Спрос на ювелирные изделия повысился в главных странах-потребителях - Индии и Китае. Напомним, что на долю ювелирных изделий приходится около 40-50% мирового спроса на жёлтый драгметалл. Центральные банки ежеквартально покупают золото с начала 2011 года, если не считать 3-й квартал 2020 года, когда они стали нетто-продавцами, уменьшив резервы на 12,1 тонны.
В 2021 году Центральные банки увеличивают объём своих резервов без досадных перерывов, боясь последствий коронакризиса и роста уровня инфляции. За третий квартал совокупный показатель вырос на 69 тонн. С начала года и до октября Центробанки приобрели 393 тонны драгметалла, что более чем вдвое выше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Резервный банк Индии – крупнейший покупатель драгметалла в третьем квартале. Объём золотых резервов страны увеличился на 41 тонну, достигнув 745 тонн. Это небольшой прирост в контексте этого банка.
Отметим, что в текущем году прирост золотого резерва Индии, скорее всего, будет самым крупным с 2009 года. Кроме того, Центральный банк Бразилии прибавил ещё 9 тонн в свои хранилища, будучи одним из крупнейших покупателей в первом полугодии. Золотой резерв страны равен 130 тоннам (+92% в годовом исчислении). Узбекистан (26 тонн), Казахстан (7 тонн) и Россия (6 тонн) тоже нарастили резервы. Следует отметить, что закупки со стороны ЦБ России объясняются необходимостью компенсации продаж, связанных с чеканкой инвестиционных монет. Филиппины и Монголия увеличили свои золотые резервы в 3-м квартале чуть менее чем на 1 тонну.
Важно, что покупателями золота в этом году стали главные финансовые регуляторы двух развитых стран - Ирландии и Сингапура. Ирландия купила по 1 тонне в сентябре и октябре. Причём сентябрьская покупка стала первой с 2008 года, когда золотой резерв увеличился на полтонны. ЦБ Сингапура приобрёл 26 тонн золота в течение мая-июня. Это первая покупка жёлтого металла для резервов страны, по крайней мере, с 2000 года.
Спрос со стороны Центральных банков за 10 месяцев 2021 года уже превысил показатель за весь 2020 год. В конце текущего года становится всё яснее, что интерес к золоту со стороны главных финансовых регуляторов остаётся значительным, и запасаются золотом не только ЦБ развивающихся стран. Если институциональные инвесторы предпочитали традиционные активы, вместо бумажного золота, то рядовые граждане и государственный сектор с большой охотой запасались физическим драгметаллом, боясь инфляции и пользуясь периодом консолидации курса. Индивидуальные инвесторы по тем же причинам приобрели рекордное количество слитков и монет. Объём мирового спроса на слитки и монеты в 3-м квартале достиг 262 тонн, что на 18% выше в годовом исчислении.
К концу третьего квартала всего было реализовано 857 тонн инвестиционного физического золота, что является максимумом с 2013 года. Напомним, что 8 лет назад, после мирового финансового кризиса, спрос на эту продукцию резко подскочил в Азии, поскольку инвесторы воспользовались понижением котировок драгметалла, чтобы увеличить объём своих запасов.
Объём продаж золотых инвестиционных монет достаточно высок в этом году. В течение трех кварталов 2021 года показатель составил 223,7 тонны, что на 9 тонн больше в годовом исчислении. Спрос на эту продукцию растёт по всему миру ввиду увеличения уровня инфляции. Монетные дворы пытаются удовлетворить возросший спрос посредством создания широкого ассортимента продукции на любой вкус.
Пертский монетный двор (Австралия) сообщил о том, что за октябрь 2021 года было реализовано 59,7 тыс. унций золота в форме монет и слитков. Это на 39,5% ниже в месячном исчислении, но зато на 55,7% выше – в годовом исчислении. С начала года и вплоть до конца октября австралийское предприятие реализовало 878,7 тыс. унций золота, что на 55,7% выше в годовом исчислении.
Монетный двор США сообщил, что за ноябрь было реализовано 126 тыс. унций в золотой монете «Американский Орёл», что на 17,7% ниже в месячном исчислении, но при этом на 48,2% выше в годовом исчислении. С начала года уже продано 1,2 млн. унций золотого «Орла», что на 51,2% выше, чем за 11 месяцев прошлого года. Учитывая такие показатели у крупнейших производителей золотых инвестиционных монет, мировой объём спроса на эту продукцию может преодолеть отметку в 300 тонн за этот год, обновив более чем 10-летний максимум.
Итак, спрос на физическое золото растёт со стороны населения, Центральных банков и инвесторов, что поддерживает курс драгметалла на достаточно высоком уровне. В условиях стагфляции золото, в конечном счёте, привлечёт к себе внимание институциональных инвесторов, поскольку сворачивание экономических стимулов и высокий уровень инфляции сильно ударят по традиционным финансовым активам. Бумажное золото снова окажется в центре внимания крупных инвестиционных фондов и банков. Ожидаемое ужесточение денежно-кредитной политики ФРС, ЕЦБ и других ЦБ уже, по большей части, включено в текущие котировки драгметалла, поэтому курс несильно пострадает от фактических решений в этой плоскости на протяжении 2022 года.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба