Будет ли по карману покупка автомобиля в России в 2022 году? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Будет ли по карману покупка автомобиля в России в 2022 году?

4 февраля 2022 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Россияне все чаще покупают автомобили. Так, по данным Минпромторга, по итогам 2021 года продажи новых машин в России выросли на 6% по сравнению с 2020 и достигли 1,8 млн штук. Еще значительнее, на 25% за год, вырос российский рынок поддержанных авто. Согласно аналитике "Автостат инфо", в 2021 году россияне приобрели 6,06 млн "легковушек" с пробегом. Finam.ru рассказывает, как обстоят дела на авторынке.

Автомобили подорожали примерно на 20%

Большинство специалистов сходятся во мнении, что в прошлом году цены на авто в РФ выросли, в среднем, на 20%. При этом меньше всего подорожали китайские модели, а их объем на российском рынке увеличился. По мнению экспертов, можно говорить об экспансии китайских автобрендов в России. Этот тренд вызван тем, что китайцы производят многие комплектующие и в первую очередь снабжают ими свои компании.

В прошлом году дорожали все марки, отметил Алексей Голубятников, директор локации РОЛЬФ Ясенево, выступая в ходе пресс-конференции "Не средство передвижения, а роскошь: По карману ли будет в России купить новый автомобиль в 2022 году?", организованной информационным агентством "Национальная служба новостей". Кроме того, как говорит эксперт, цены на новые машины и на те, что с пробегом, взаимосвязаны, поэтому можно говорить о подорожании и поддержанных вариантов. "Люди, которые купили автомобиль год назад, могут продать его или дороже, или, как минимум, за те же деньги", - обращает внимание Голубятников.

По словам Андрея Ольховского, директора ГК АВТОDOM, некоторые модели подорожали на 30-35%. При этом на данный момент можно приобрести авто как имеющееся в наличии, так и под заказ, однако существует проблема с комплектацией авто для заказанных вариантов. "Даже если вы закажете машину, это не означает, что вы получите автомобиль в эти сроки, за 3-4 месяца, и с теми опциями, которые вы заказали. На данный момент ситуация с комплектацией очень чувствительная для всех импортеров. Они пытаются донести до дилеров, что не нужно обещать клиенту сроки и комплектации", - говорит эксперт.

Чем вызван дефицит и реально ли купить машину не в кредит?

На данный момент дефицит на российском рынке объясняется глобальной тенденцией. Спрос на авто превышает предложение, их меньше, чем покупателей. Такая ситуация сложилась из-за нехватки комплектующих, в частности полупроводников, а также из-за проблем в логистических цепочках поставок.

Согласно информации Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в 2021 году россиянам выдали более 1 млн автокредитов - это второй максимальный результат за всю историю подсчетов с 2013 года (тогда выдали 1,1 млн автокредитов). Их объем впервые превысил 1 трлн рублей.

Эксперты отмечают, что, если клиент согласен ждать, дилеры готовы оформлять контракты и за наличный расчет. При этом рост цен и дефицит авто ставят дилеров в условия, когда нужно одновременно заработать и дать хорошую цену для покупателя.

К автокредитам у специалистов авторынка неоднозначное отношение. С одной стороны, они рассматривают их как дополнительную возможность купить авто, возможно, классом выше. Машины дорожают, и многим покупателям необходима поддержка банков. С другой стороны, существуют условия, когда клиенту приходится либо брать кредит и платить за дополнительные услуги и опции, чтобы купить автомобиль сразу, либо он вынужден ждать своей очереди с вероятным повышением цены. Так, за последний год увеличилось число жалоб в контролирующие органы на ценообразование и навязывание опций со стороны дилеров.

Антон Недзвецкий, сопредседатель Союза потребителей РФ, председатель Московского общества защиты потребителей, полагает, что катастрофический рост цен на авто обусловлен не только удорожанием в прайс-листах импортеров, но и дилерскими накрутками. Он подчеркивает, что дефицит на рынке нанес удар по потребителям, эта тенденция крайне негативная и влечет повышенную финансовую нагрузку на покупателей.

"Это приведет к снижению спроса в будущем, потому что те, кто мог вложить средства в покупку автомобиля это уже сделали. В дальнейшем возможен отскок", - говорит Недзвецкий.

Андрей Ольховский обращает внимание на роль импортеров в цепочке. "Нужно не забывать, что дилер находится в рамках своей работы, которую ему декларирует производитель-импортер. Поэтому определенные финансовые продукты и условия идут со стороны импортера", - подчеркивает он.

Будущее за экомобилями?

"Зеленый" тренд диктует свои условия развитым странам. Многие из них уже начали отказываться от традиционных авто в пользу электрических, более экологичных вариантов.

Большинство производителей планируют значительно увеличить количество электромобилей к 2030 году. Для потребителей это означает, что электрокары подешевеют, а автомобили с двигателями внутреннего сгорания подорожают, говорит Андрей Ольховский.

Однако на данный момент в России есть сложности для комфортного использования электромобилей. Так, сейчас в стране еще мало зарядных станций для электрокаров. Помимо проблем с инфраструктурой, на возведение которой правительство уже выделило средства, стоит отметить также премиальность продающихся в России электромобилей. Сейчас доступные в стране модели находятся в верхнем ценовом сегменте.

"В целом электрокары будут дешевле, потому что объем технических решений будет меньше, чем в традиционных авто. Основную стоимость электрического автомобиля составляет батарея.

Если производители батареи будут поднимать стоимость, потому что там используются редкоземельные материалы, то, соответственно, электромобили будут дорожать. Если производители смогут добиться безопасности водородных топливных элементов, мы получим еще один новый автомобиль с другим двигателем. Возможно, это будет решением проблемы с зарядными станциями", - полагает эксперт.

Как вырастут цены на авто в 2022 году?

Специалисты автоотрасли сходятся во мнении, что на данный момент невозможно дать точный прогноз, на сколько подорожают машины в России в 2022 году. В среднем можно ожидать рост цен на авто примерно на 20%, но производители сами разгоняют цены. Основания для роста есть, и они сохраняются. Так, остаются актуальными нехватка компонентов и опасность недокомплектации машин, и это ведет к нестабильности рынка.

При этом уверенно, на десятки процентов, растет рынок автомобилей с пробегом, и на нем ожидается больше определенности, чем на рынке новых авто.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter