Реквием по акциям Spotify - песенка спета? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Реквием по акциям Spotify - песенка спета?

4 февраля 2022 ИХ "Финам" | Spotify Бабанова Мария
Самый первый в мире музыкальный стриминговый сервис Spotify, возможно, начал отсчет последних дней своего существования. И хотя компания все еще находится на вершине, ее акции стремительно теряют в цене. Причина, почему это произошло, вероятно, кроется в самом лозунге бренда – "услышать весь мир".

История, которая может привести компанию к разорению, действительно облетела весь мир. Лавина критики обрушилась на нее после угроз, озвученных рок-музыкантом Нилом Янгом, потребовавшим убрать все его композиции с данной платформы. Он обвинил звезду подкастов Spotify Джо Рогана в распространении дезинформации о вакцине во время своего шоу.

Вскоре после этого примеру Янга последовали многие другие музыканты. Их массовый исход спровоцировал обвал акций. Капитализация компании тает на глазах. В моменте ценные бумаги снижаются на 17%. А на днях, когда Spotify допустила замедление роста числа подписчиков, ее акции сразу рухнули на 18%.

Народ против Джо Рогана

Удар по бизнесу Spotify был нанесен в конце прошлого года на шоу "Опыт Джо Рогана", аудитория которого насчитывает 11 млн человек. В качестве гостя Джо Рогана пригласил известного иммунолога-антиваксера Роберта Малоуна. Вирусолог не упустил момента и во время интервью озвучил свою точку зрения о том, что вакцины опасны.

Отметим, что ранее Twitter заблокировал аккаунт Малона за распространение недостоверной информации о COVID и утверждения о том, что миллионы людей, словно под гипнозом, верят в способность вакцин бороться с опасной болезнью.

Заявления на Spotify также не остались без внимания. Сначала они привлекли внимание сотен ученых и медиков, которые написали открытое письмо компании, в котором обвинили подкаст Рогана в "продвижении бездоказательных теорий заговора".

Следом за ними подтянулись музыканты. "Они (Spotify) могут либо оставить себе Янга, либо Рогана, но не обоих", - писал Нил Янг, выразив опасение, что распространение фейковой информации о вакцинах может привести к смерти доверчивых слушателей. "Это подкаст с самым большим количеством подписчиков во всем мире, он имеет огромное влияние", - подчеркнул исполнитель. В итоге Spotify пришлось удалить всю библиотеку певца, ежемесячная аудитория которого превышала 6 млн человек.

Янга поддержал и знаменитый рок-н-рольщик Нилс Лофгрен. "Мы призываем всех музыкантов, артистов и слушателей во всем мире принять нашу сторону и оборвать всякие связи со Spotify", - издание Spin приводит слова гитариста.

"Я уже удалил из Spotify свою музыку, созданную за последние 27 лет. Кроме того, я обратился к лейблам, которым принадлежит моя ранняя музыка, чтобы они также удалили ее. Я искренне надеюсь, что они выполнят мои пожелания, как это было сделано лейблами Нила", - добавил участник E Street Band и Crazy Horse.

В числе тех, кого задела история со Spotify, также оказалась канадская певица Джони Митчел. Она заявила, что солидарна с Янгом и тоже будет искать способы удалить свои песни со стримингового сервиса.

Глава Spotify Дэниел Эк позже прокомментировал случившееся. "Есть люди и их точки зрения, которые звучат на Spotify и с которыми я сильно не согласен. Но для меня важно не занимать позицию цензора контента. При этом важно быть уверенным, что существующие на платформе правила соблюдаются, а их нарушение влечет за собой последствия", - цитирует топ-менеджера агентство Associated Press.

Опосредованный виновник разыгравшейся драмы Роган также взял слово, записав видео для своих подписчиков в Instagram. Он утверждал, что во время своих подкастов его единственным желанием является беседа с людьми, которые высказывают "разные точки зрения". "Я не пытаюсь распространять ложные сведения. И не хочу, чтобы меня понимали двусмысленно. Все, что я делаю в своих подкастах, - это просто общаюсь с людьми", - оправдывался Роган, добавив, что сам подыскивает гостей для своей передачи и теперь постарается пригласить врачей с противоположным Малону мнением.

Когда финансы поют романсы

История с нашумевшим подкастом Джо Рогана не могла не отразиться на финансовых показателях Spotify. На днях Даниел Эк озвучил прогнозы роста компании в 1 финансовом квартале 20211 года. В интервью CNBC он признался, что в текущем квартале число ее платных подписчиков составит 183 млн, что ниже ожиданий аналитиков (184 млн). При этом гендиректор уточнил, что 4 квартал 2021 года стал самым большим в истории сервиса с точки зрения роста - его выручка составила 2,69 млрд фунтов против ожидаемых 2,65 млрд.

Он также отметил, что Spotify приняла меры после истории с Малоном. Теперь у компании появилась политика публикации контента, которая касается опасного, обманчивого, деликатного и незаконного медиа-продукта. Сервис пообещал добавить пометку со справкой о COVID-19 на подкасты, в которых обсуждается инфекция.

Однако, несмотря на все действия Spotify, которые позволяют ей до сих пор удерживаться в ТОПе лучших музыкальных стриминговых сервисов по числу подписчиков - ей принадлежит 31% рынка, - данные компании MIDia Research сигнализируют о том, что доля рынка сервиса постепенно снижается. Если во 2 квартале 2021 года количество ее подписчиков выросло на 20%, то у ближайших конкурентов этот показатель был более впечатляющим. Так, Amazon Music показал рост на 25%, а YouTube Music компании Google - более чем на 50%. Даже у китайского Tencent Music был такой же процент по приросту подписчиков, как у Amazon.

Реквием по акциям Spotify - песенка спета?


Последние исследования также говорят о том, что рынок весьма конкурентный. Так, издание The Verge предлагает пользователям музыкальных сервисов в качестве альтернативы Spotify обратить свое внимание на Apple Music, который может похвастаться коллекцией, насчитывающей более 90 млн композиций на любой вкус.

Также в последнее время многие пользователи отдают предпочтение Bandcamp, который сам себя позиционирует как "онлайн-магазин и музыкальное сообщество".

Еще один не столь известный, как Spotify или Apple, представитель музыкальных стриминговых сервисов - это Deezer. Его коллекция произведения впечатляет - более 73 млн песен. Там же можно найти подкасты, радиостанции и составить свои плейлисты.

По мнению The Verge, внимания также заслуживают один из прародителей музыкальных сервисов Pandora и платформа для настоящих меломанов Tidal, насчитывающая свыше 80 млн треков и 350 тысяч видео.

Реквием на репите?

Неудивительно, что с такой армией конкурентов и сопутствующими скандалами акции Spotify не пользуются успехом у инвесторов. Вчерашний годовой отчет европейской компании стал этому подтверждением. Удручает и то, что сервис дал слабые прогнозы и на следующий квартал. Кроме того, акции уходили в минус и на фоне слабого отчета компании Meta Platforms, которая задает тренды всем соцсетям и развлекательным приложениям.

"Полагаем, что акции Spotify упали в основном из-за последнего квартального отчета и переоценки ожиданий инвесторов. Выручка за 4 квартал 2021 года превысила ожидания на 1,5%, а чистый убыток на акцию составил 0,21 фунта, что оказалось лучше консенсус-прогноза, предполагавшего убыток на уровне 0,51 фунта. Выручка от подписок совпала с ожиданиями, в то время как выручка от рекламы превысила ожидания на 6%. Общее количество пользователей (MAU) оказалось примерно на уровне консенсус-прогноза - 406 млн. Слабым местом стал прогноз на следующий квартал, который указывает на замедление роста подписчиков. Компания ожидает всего 3 млн новых премиум-подписчиков, что означает квартальный рост всего на 1,7%. Прогнозы по валовой маржинальности также немного не оправдали ожиданий", - прокомментировал Finam.ru Михаил Денисламов, аналитик "Фридом Финанс".

Отметим, что за год стоимость акций Spotify уменьшилась более чем на 50%. "Понижательный тренд в бумагах Spotify наблюдается уже около года", - уверяет Ксения Лапшина, аналитик ФГ "ФИНАМ". По ее мнению, Spotify - это убыточная компания. "При этом по мультипликатору P/S по бумагам наблюдается значительная переоценка, по мультипликатору EV/S - в меньшей степени, но тоже переоценка присутствует. Как мы уже успели увидеть, таким компаниям тяжело приходится в условиях предстоящего повышения процентной ставки ФРС", - указала эксперт.

Что касается перспектив Spotify, то на долгосрочном горизонте, как считает Лапшина, компания с ее быстрорастущим бизнесом вполне может добиться успеха. "Для долгосрочного инвестирования бумаги Spotify могут быть привлекательны", - сказала она.

Ее коллега Андрей Мамонтов, эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций", со своей стороны, дал такой прогноз по бумагам Spotify: "С технической точки зрения, сейчас нет сигнала на покупку, но акции могут быть интересны для спекуляций после формирования первых сигналов на покупку".

А вот Денисламов считает, что бизнес Spotify находится в хорошей форме, несмотря на некоторое замедление в росте аудитории/подписчиков. "На наш взгляд, сильной стороной бизнес-модели является сочетание доходов от подписки и доходов от рекламы. Получается комбинация, позволяющая эффективно монетизировать популярность сервиса. Мы видим значительные возможности в увеличении рекламных доходов. На данный момент они составляют лишь 15% от общей выручки компании", - сказал эксперт.

Недолго музыка играла

И все-таки как долго еще будет развиваться тема с подкастом Рогана? По словам Мамонтова, этот скандал скоро забудется. "Скандалы случаются у многих платформ, сегодня они есть, а завтра уже все забыли. Цели текущего снижения были сформированы еще в 1половине 2021 года. У компании низкая маржинальность. Темпы роста снижались после высоких результатов 2020 года, а оценка была высокая, как у многих платформ в начале 2021 (например SNAP, PINS)", - отметил собеседник Finam.ru.

Денисламов тоже полагает, что инвесторы не сильно обеспокоены непосредственно скандалом с участием Джо Рогана, так как на конференц-колле менеджментом было отмечено, что необычного повышения показателя Churt rate (отток пользователей) не наблюдается. "Впрочем, потребуются еще одни квартальные данные, чтобы в этом убедиться. Есть вероятность, что акции будут колебаться в диапазоне в ближайший квартал, прежде чем вернуться к восходящему тренду, но более справедливой причиной боковой динамики будет низкий общерыночный аппетит инвесторов к риску (особенно в отношении "акций роста"). Инцидент, произошедший на подкасте Джо Рогана, будет довольно быстро забыт, если другие артисты не станут бойкотировать Spotify. Бойкоты маловероятны, так как большинство музыкантов планируют масштабные гастрольные туры в 2022–2023 годах после "ковидной паузы", и наличие их репертуара на главной мировой стриминг-платформе является критически важным для успеха туров", - добавил аналитик.

Лапшина также верит, что данные скандал скоро себя изживет. "Но если смотреть на проблему шире, то проблемы с нежелательным контентом были и будут всегда. Предотвратить его появление вряд ли возможно. Но можно, например, предупредить пользователей о теме и характере информации. А дальше уже пускай пользователи решают, хотят ли они ознакомиться с ней. Распространение фейковой информации слишком обширно, чтобы приложения могли такую информацию отследить, проверить и заблокировать. Тем более это все приводит к тому, что публичные личности, политики и другие влиятельные люди могут требовать удаления неугодной лично для них информации во избежание скандалов", - выразила свою точку зрения аналитик.

Напомним, что ранее подобные ситуации происходили и с Facebook, и с Pornohub. Так, скандал с социальной сетью разразился, когда пользователи узнали о том, что ведется сбор их личной информации. А у Pornohub возникли проблемы с Visa и Mastercard, которые приостановили оплату своими картами на сайте в ожидании завершения собственного расследования о распространении жестоких видео. В последнем Pornohub обвинял автор колонки New York Times Николас Кристоф.

В России в случае появления на интернет-сайтах неподобающего контента в дело всегда вмешивается Роскомнадзор. Ведомство требует удаления на ресурсах фейковой информации. "Распространение фейковой информации может быть и ненамеренным. Кто будет виноват в этом случае? Решением может стать разработка договоренностей о снятии ответственности с компаний за контент, публикуемый пользователями. Деление контента на категории и специальные пометки тоже помогут читателям/слушателям ориентироваться в контенте и не читать/не слушать то, что они не хотят. В конечном счете при повторном выявлении фейков возможна полная блокировка аккаунта. В любом случае для того, чтобы это было эффективно, необходимо взаимодействие пользователей и платформ и совместное решение проблемы", - предположила Лапшина.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter