«Транснефть» (MCX: TRNFP) управляет крупнейшей в мире магистральной нефтепроводной системой протяженностью свыше 50 тысяч километров, выступает монополистом в России по объемам транспортировки нефти и контролирует одного из крупнейших по объемам грузооборота портовых операторов — НМТП.
13 января компания опубликовала предварительные финансовые результаты 2021 года и планы на 2022 год, а 14 января выпустила пресс-релиз с итогами работы по поставкам нефти и нефтепродуктов в прошедшем году.
В 2021 году компания транспортировала около 83% всей добываемой нефти и около 29% светлых нефтепродуктов, произведенных в России.
Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.
Ситуация на рынке
Основной доход «Транснефти» приносит прокачка нефти и нефтепродуктов по собственным трубопроводам в России и на экспорт, а также отправка нефти через морские порты. Поэтому выручка компании в основном складывается из двух факторов: объемов транспортировки углеводородов и тарифов на оказание услуг.
В 2021 году на нефтяном рынке восстановились спрос и цены после кризиса 2020 года. Крупнейшие страны — производители нефти постепенно увеличивали лимиты на добычу в рамках сделки ОПЕК+. С августа 2021 года объемы нефтедобычи ежемесячно увеличиваются на 400 тысяч баррелей в сутки. Ожидается, что сделка ОПЕК+ будет действовать до конца 2022 года.
Благодаря увеличению лимитов Россия по итогам 2021 года нарастила объемы добычи на 2,2% — до 524,1 млн тонн. Основная причина низкой динамики — высокая база января — апреля 2020 года, когда новые ограничения еще не вступили в силу.
В 2022 году появится новый фактор, ограничивающий добычу нефти в России, — отсутствие доступных резервов из-за нехватки инвестиций в отрасль за предыдущие годы. Еще в ноябре 2021 года крупнейшие российские нефтяные компании сообщали о снижении доступных свободных мощностей. Быстро нарастить объемы добычи вряд ли получится, даже если ОПЕК+ снимет все ограничения.
Одновременно с этим мировые цены на нефть продолжили рост на фоне сильного спроса из-за кризиса на газовом рынке. 19 января цена российской нефти марки Urals превысила 90 $ за баррель — впервые с 2 октября 2014 года.
«Транснефть» ежегодно публикует прогнозы относительно объемов прокачки на текущий год исходя из заявок грузоотправителей. Предлагаю ознакомиться с планами на 2022 год и оценить, насколько прогнозы прошлого года совпали с фактическими данными.
Поставки нефти
«Транснефть» увеличила общий объем поставок нефти на 2% — до 449,7 млн тонн — в 2021 году. На первый взгляд, динамика не впечатляет, но прогноз был еще хуже: предполагалось снижение прокачки примерно на 1%. Избежать негативной динамики позволила стабильная ситуация на рынке нефти, благодаря которой ОПЕК+ постепенно ослабила ограничительные меры. В 2022 году компания планирует повторить успех прошлого года и увеличить прокачку еще на 2% — до 458,4 млн тонн.
Большая часть нефти поставляется на российские НПЗ для дальнейшей переработки. В 2021 году спрос со стороны перерабатывающего сектора вырос, что привело к росту объемов поставок в России на 6% — до 247,9 млн тонн. В 2022 году по плану «Транснефть» увеличит прокачку на российские НПЗ еще на 2% — до 253,8 млн тонн — и достигнет нового исторического максимума.
В последние годы в России активно модернизировали старые и строили новые перерабатывающие мощности. Данные «Транснефти» отражают эту динамику, а рост внутреннего потребления происходит, кроме всего прочего, за счет сокращения поставок сырой нефти на экспорт.
По итогам 2021 года поставки нефти на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье сократились на 3% — до 201,8 млн тонн.
В ближнее зарубежье в 2021 году «Транснефть» поставила на 18% меньше нефти, чем годом ранее, — лишь 11,7 млн тонн. Это почти в 2 раза меньше запланированных 21 млн тонн. По плану на поставки в Беларусь приходилось 20 млн тонн, в реальности вышло 10,7 млн тонн.
В дальнее зарубежье объемы поставок снизились на 2% — до 190,1 млн тонн, — но оказались значительно выше прогнозных 175,5 млн тонн на фоне быстрого восстановления мировой экономики от последствий коронавируса и адаптации к новым условиям.
В 2021 году объемы трансграничных поставок по трубопроводам «Транснефти» сократились на 11%, а экспорт через морские порты вырос на 5% — в основном за счет увеличения грузооборота нефти через порты Приморск, Козьмино и Усть-Луга при одновременном падении объемов экспорта нефти через Новороссийский порт.
Структура экспорта нефти в дальнее зарубежье в 2021 году и динамика год к году, млн тонн
Существенно упали поставки через нефтепровод «Дружба» — на 21% — из-за слабого спроса со стороны Европы. Лидерами падения прокачки нефти по «Дружбе» стали Польша (−41%), Германия (−18%) и Венгрия (−11%).
Объемы экспорта в Китай остаются стабильными и составляют 40 млн тонн в год. Ровно такой же объем должен быть отправлен и в текущем году.
В планах «Транснефти» увеличить объемы поставок в дальнее зарубежье в 2022 году до 194,5 млн тонн, и более половины этого объема отправят через морские порты.
Динамика поставок нефти «Транснефтью» по основным направлениям, млн тонн
Поставки нефтепродуктов
«Транснефть» увеличила объемы поставок нефтепродуктов на 3% — до 38,9 млн тонн, — хотя прогнозировала падение до 36,3 млн тонн. Фактические результаты оказались лучше прогнозных за счет быстрого восстановления объемов нефтепереработки в России на фоне значительного ослабления ограничительных мер.
Основным драйвером роста стало увеличение поставок автомобильного бензина на 16% — до 2,2 млн тонн — и авиационного керосина на 35% — до 2,3 млн тонн. При этом объемы транспортировки дизельного топлива, которое занимает ключевое место в поставках, остались практически на уровне 2020 года и составили 34,4 млн тонн.
В 2022 году планируется транспортировать около 36,3 млн нефтепродуктов, что на 7% меньше, чем поставили в 2021 году. При планировании объемов поставок на грядущий год менеджмент «Транснефти» исходит из текущих заявок грузоотправителей, поэтому, как видим, планы могут заметно отличаться от фактических результатов и служат лишь примерными ориентирами для оценки.
Динамика транспортировки нефтепродуктов, млн тонн
Тарифы
Деятельность «Транснефти» регулируется государством в сегменте трубопроводной прокачки, где индексация тарифов привязана к прогнозной инфляции на будущий год. Если прогнозная инфляция оказывается ниже фактической, то это негативно отражается на рентабельности бизнеса, поскольку операционные расходы растут быстрее доходов.
В 2021 году тарифы на услуги транспортировки нефти по системе «Транснефти» были проиндексированы лишь на 3,59%, в то время как официальная инфляция в России составила 8,4% по итогам 2021 года. С 1 января 2022 года тарифы «Транснефти» на прокачку повысились еще на 4,3%, что кажется недостаточным уровнем индексации с учетом высокого уровня инфляции в России.
Вероятно, именно это влияет на сокращение объемов прокачки по трубам в пользу отправки через портовую инфраструктуру, где нет жесткого регулирования со стороны государства.
Индексация тарифов на услуги транспортировки нефти по системе «Транснефти» с 1 января
Выручка
По предварительным данным, консолидированная выручка «Транснефти» в 2021 году выросла на 12% — до 1077,5 млрд рублей — от низкой базы 2020 года, включая 688,5 млрд рублей от транспортировки нефти и 75,7 млрд рублей от транспортировки нефтепродуктов. Отмечу, что выручка компании не только превысила докризисные показатели, но и оказалась рекордной.
На 2022 год холдинг прогнозирует рост выручки на 3,5% — до 1114,8 млрд рублей, — что говорит о низком потенциале роста финансовых показателей по итогам текущего года.
Динамика выручки «Транснефти», млрд рублей
Что в итоге
Реальные производственные результаты «Транснефти» в 2022 году оказались заметно лучше собственных прогнозов в начале прошлого года, хотя динамика оставляет желать лучшего. Основной драйвер роста — внутренний рынок, где удалось заметно нарастить объемы поставок на российские НПЗ на фоне развития нефтеперерабатывающей отрасли и восстановления спроса после кризисного 2020 года.
В структуре экспорта стоит обратить внимание на увеличение доли поставок через морские порты благодаря модернизации портовой инфраструктуры. Менеджмент планирует выделить еще 23 млрд рублей в 2022 году на развитие инфраструктуры Новороссийского морского торгового порта. Это снизит зависимость компании от трубопроводного экспорта, где рост тарифов последнее время не отбивает даже уровень официальной инфляции.
На 2022 год компания закладывает консервативный прогноз динамики объемов экспорта и итоговой выручки, но фактические данные могут заметно отличаться от прогнозов.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
13 января компания опубликовала предварительные финансовые результаты 2021 года и планы на 2022 год, а 14 января выпустила пресс-релиз с итогами работы по поставкам нефти и нефтепродуктов в прошедшем году.
В 2021 году компания транспортировала около 83% всей добываемой нефти и около 29% светлых нефтепродуктов, произведенных в России.
Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.
Ситуация на рынке
Основной доход «Транснефти» приносит прокачка нефти и нефтепродуктов по собственным трубопроводам в России и на экспорт, а также отправка нефти через морские порты. Поэтому выручка компании в основном складывается из двух факторов: объемов транспортировки углеводородов и тарифов на оказание услуг.
В 2021 году на нефтяном рынке восстановились спрос и цены после кризиса 2020 года. Крупнейшие страны — производители нефти постепенно увеличивали лимиты на добычу в рамках сделки ОПЕК+. С августа 2021 года объемы нефтедобычи ежемесячно увеличиваются на 400 тысяч баррелей в сутки. Ожидается, что сделка ОПЕК+ будет действовать до конца 2022 года.
Благодаря увеличению лимитов Россия по итогам 2021 года нарастила объемы добычи на 2,2% — до 524,1 млн тонн. Основная причина низкой динамики — высокая база января — апреля 2020 года, когда новые ограничения еще не вступили в силу.
В 2022 году появится новый фактор, ограничивающий добычу нефти в России, — отсутствие доступных резервов из-за нехватки инвестиций в отрасль за предыдущие годы. Еще в ноябре 2021 года крупнейшие российские нефтяные компании сообщали о снижении доступных свободных мощностей. Быстро нарастить объемы добычи вряд ли получится, даже если ОПЕК+ снимет все ограничения.
Одновременно с этим мировые цены на нефть продолжили рост на фоне сильного спроса из-за кризиса на газовом рынке. 19 января цена российской нефти марки Urals превысила 90 $ за баррель — впервые с 2 октября 2014 года.
«Транснефть» ежегодно публикует прогнозы относительно объемов прокачки на текущий год исходя из заявок грузоотправителей. Предлагаю ознакомиться с планами на 2022 год и оценить, насколько прогнозы прошлого года совпали с фактическими данными.
Поставки нефти
«Транснефть» увеличила общий объем поставок нефти на 2% — до 449,7 млн тонн — в 2021 году. На первый взгляд, динамика не впечатляет, но прогноз был еще хуже: предполагалось снижение прокачки примерно на 1%. Избежать негативной динамики позволила стабильная ситуация на рынке нефти, благодаря которой ОПЕК+ постепенно ослабила ограничительные меры. В 2022 году компания планирует повторить успех прошлого года и увеличить прокачку еще на 2% — до 458,4 млн тонн.
Большая часть нефти поставляется на российские НПЗ для дальнейшей переработки. В 2021 году спрос со стороны перерабатывающего сектора вырос, что привело к росту объемов поставок в России на 6% — до 247,9 млн тонн. В 2022 году по плану «Транснефть» увеличит прокачку на российские НПЗ еще на 2% — до 253,8 млн тонн — и достигнет нового исторического максимума.
В последние годы в России активно модернизировали старые и строили новые перерабатывающие мощности. Данные «Транснефти» отражают эту динамику, а рост внутреннего потребления происходит, кроме всего прочего, за счет сокращения поставок сырой нефти на экспорт.
По итогам 2021 года поставки нефти на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье сократились на 3% — до 201,8 млн тонн.
В ближнее зарубежье в 2021 году «Транснефть» поставила на 18% меньше нефти, чем годом ранее, — лишь 11,7 млн тонн. Это почти в 2 раза меньше запланированных 21 млн тонн. По плану на поставки в Беларусь приходилось 20 млн тонн, в реальности вышло 10,7 млн тонн.
В дальнее зарубежье объемы поставок снизились на 2% — до 190,1 млн тонн, — но оказались значительно выше прогнозных 175,5 млн тонн на фоне быстрого восстановления мировой экономики от последствий коронавируса и адаптации к новым условиям.
В 2021 году объемы трансграничных поставок по трубопроводам «Транснефти» сократились на 11%, а экспорт через морские порты вырос на 5% — в основном за счет увеличения грузооборота нефти через порты Приморск, Козьмино и Усть-Луга при одновременном падении объемов экспорта нефти через Новороссийский порт.
Структура экспорта нефти в дальнее зарубежье в 2021 году и динамика год к году, млн тонн
Существенно упали поставки через нефтепровод «Дружба» — на 21% — из-за слабого спроса со стороны Европы. Лидерами падения прокачки нефти по «Дружбе» стали Польша (−41%), Германия (−18%) и Венгрия (−11%).
Объемы экспорта в Китай остаются стабильными и составляют 40 млн тонн в год. Ровно такой же объем должен быть отправлен и в текущем году.
В планах «Транснефти» увеличить объемы поставок в дальнее зарубежье в 2022 году до 194,5 млн тонн, и более половины этого объема отправят через морские порты.
Динамика поставок нефти «Транснефтью» по основным направлениям, млн тонн
Поставки нефтепродуктов
«Транснефть» увеличила объемы поставок нефтепродуктов на 3% — до 38,9 млн тонн, — хотя прогнозировала падение до 36,3 млн тонн. Фактические результаты оказались лучше прогнозных за счет быстрого восстановления объемов нефтепереработки в России на фоне значительного ослабления ограничительных мер.
Основным драйвером роста стало увеличение поставок автомобильного бензина на 16% — до 2,2 млн тонн — и авиационного керосина на 35% — до 2,3 млн тонн. При этом объемы транспортировки дизельного топлива, которое занимает ключевое место в поставках, остались практически на уровне 2020 года и составили 34,4 млн тонн.
В 2022 году планируется транспортировать около 36,3 млн нефтепродуктов, что на 7% меньше, чем поставили в 2021 году. При планировании объемов поставок на грядущий год менеджмент «Транснефти» исходит из текущих заявок грузоотправителей, поэтому, как видим, планы могут заметно отличаться от фактических результатов и служат лишь примерными ориентирами для оценки.
Динамика транспортировки нефтепродуктов, млн тонн
Тарифы
Деятельность «Транснефти» регулируется государством в сегменте трубопроводной прокачки, где индексация тарифов привязана к прогнозной инфляции на будущий год. Если прогнозная инфляция оказывается ниже фактической, то это негативно отражается на рентабельности бизнеса, поскольку операционные расходы растут быстрее доходов.
В 2021 году тарифы на услуги транспортировки нефти по системе «Транснефти» были проиндексированы лишь на 3,59%, в то время как официальная инфляция в России составила 8,4% по итогам 2021 года. С 1 января 2022 года тарифы «Транснефти» на прокачку повысились еще на 4,3%, что кажется недостаточным уровнем индексации с учетом высокого уровня инфляции в России.
Вероятно, именно это влияет на сокращение объемов прокачки по трубам в пользу отправки через портовую инфраструктуру, где нет жесткого регулирования со стороны государства.
Индексация тарифов на услуги транспортировки нефти по системе «Транснефти» с 1 января
Выручка
По предварительным данным, консолидированная выручка «Транснефти» в 2021 году выросла на 12% — до 1077,5 млрд рублей — от низкой базы 2020 года, включая 688,5 млрд рублей от транспортировки нефти и 75,7 млрд рублей от транспортировки нефтепродуктов. Отмечу, что выручка компании не только превысила докризисные показатели, но и оказалась рекордной.
На 2022 год холдинг прогнозирует рост выручки на 3,5% — до 1114,8 млрд рублей, — что говорит о низком потенциале роста финансовых показателей по итогам текущего года.
Динамика выручки «Транснефти», млрд рублей
Что в итоге
Реальные производственные результаты «Транснефти» в 2022 году оказались заметно лучше собственных прогнозов в начале прошлого года, хотя динамика оставляет желать лучшего. Основной драйвер роста — внутренний рынок, где удалось заметно нарастить объемы поставок на российские НПЗ на фоне развития нефтеперерабатывающей отрасли и восстановления спроса после кризисного 2020 года.
В структуре экспорта стоит обратить внимание на увеличение доли поставок через морские порты благодаря модернизации портовой инфраструктуры. Менеджмент планирует выделить еще 23 млрд рублей в 2022 году на развитие инфраструктуры Новороссийского морского торгового порта. Это снизит зависимость компании от трубопроводного экспорта, где рост тарифов последнее время не отбивает даже уровень официальной инфляции.
На 2022 год компания закладывает консервативный прогноз динамики объемов экспорта и итоговой выручки, но фактические данные могут заметно отличаться от прогнозов.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу