Ажиотажный спрос - как паника разгоняет цены? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ажиотажный спрос - как паника разгоняет цены?

29 марта 2022 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Геополитическая напряженность, экономические санкции, волатильность курса рубля и приостановка работы ряда иностранных брендов на российском рынке привели к тому, что в марте спрос на некоторые товары в России стремительно вырос. Люди, стараясь опередить инфляцию, принялись активно скупать продовольствие, технику, косметику. Однако у всего есть обратная сторона - с полок магазинов стали пропадать отдельные продукты.

Finam.ru разбирается, как ажиотажное потребление влияет на рост цен и дефицит товаров, а также какое покупательское поведение будет более обоснованным в нестабильные времена.

Дефицит ряда товаров вызван чрезмерным спросом?

В марте одним из последствий нестабильной экономической ситуации в России стало временное исчезновение сахара и соли с магазинных полок. В отдельных регионах их нехватка ощущается до сих пор. Люди начали скупать продукты впрок, ожидая роста цен. Стоит отметить, что некоторые граждане приобретали "лишние" сахар или соль для последующей перепродажи, из-за чего торговым сетям даже пришлось ввести ограничения по количеству товара в одни руки.

Владислав Курбатов, генеральный директор "Пятерочки", в интервью на YouTube-канале x5group отмечает, что большая часть ассортимента сети производится в России, а контракты с зарубежными партнерами по-прежнему исполняются.

"Каждый кризис у нас на полках исчезает сахар, гречка, рис, макароны. Люди начинают запасаться, и все время покупают дешевые углеводы. Пустые полки - следствие нашего внутреннего защитного иммунитета, который заставляет людей идти в магазины и скупать продукты. Когда полки начинают пустеть, панике поддаются и более обеспеченные слои населения. Как только ажиотажный спрос спадет, мы в течение пары недель восстановимся. Просто мощности производителей, которые фасуют, не рассчитаны на такие всплески, и дефицит связан с этим. В наличии этот товар точно есть в России, его довольно много", - говорит Курбатов.

Анастасия Татулова, основатель и владелец компании "АндерСон", омбудсмен по малому и среднему бизнесу, в интервью программе "Вы держитесь!" на YouTube-канале RTVI Новости также назвала причины нехватки товаров первой необходимости на полках.

"Это очень многокомпонентная история. Например, у кого-то есть сахар, но не во что его упаковать, потому что импортозамещение. Российская паника по скупке сахара и гречки тоже играет свою роль. Много причин. Я бы точно не обвиняла в этом бизнес, что кто-то пытается нажиться", - подчеркнула Татулова.

Как ажиотаж подстегивает цены в России?

Спрос не только на продукты, но и на другие товары в России вырос.

Так, в марте россияне стали на 16-35% активнее по сравнению с февралем покупать поддержанную технику, сообщает РИА Новости. Рост цен на новые гаджеты спровоцировал интерес к б/у рынку.

Кроме того, по словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, спрос на некоторые лекарственные препараты в стране вырос в 10 раз. Причем ряд этих лекарств имеет, например, двухгодичный срок годности. Как отметил министр в эфире телеканала "Россия 1", они просто не будут использованы в этот промежуток времени. При этом для льготников предусмотрен запас препаратов, которого хватит минимум на 5,5 месяцев.

Ажиотаж наблюдается не только по товарам первой необходимости, но и в сегменте парфюмерии. Как пишет "Коммерсант", только за первые две недели марта потребители скупили продукции на 10 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, или на 172% больше, чем в феврале.

Аналитики "Фридом Финанс" поясняют, что панические настроения и повышенный ажиотаж увеличивают спрос, что, в свою очередь, ведет к повышению цен, так как это закон экономики.

"Дефицит потребительских товаров первой необходимости (сахар) был вызван именно этим, так как Россия в полной мере обеспечивает внутренний рынок. Но помимо возросшего спроса, свою роль сыграла инфляция. В ожидании роста цен многие старались запастись товарами первой необходимости. К этому добавился рост цен на энергоресурсы, так как они увеличивают стоимость доставки товаров к точкам сбыта, а геополитическая напряженность усилила ажиотаж", - говорят эксперты.

Россияне выбирают: больше тратить или экономить?

По сравнению с пандемией потребительское поведение жителей России после начала спецоперации на Украине переменилось. По данным портала SuperJob, за это время личная финансовая стратегия изменилась у 63% россиян. Больше экономить начали 49% респондентов из-за сокращения финансовых возможностей. Напротив, 14% опрошенных стали больше тратить, пока инфляция не обесценила рубли.

Причем экономят чаще россияне с доходом от 50 до 80 тыс. рублей (51%), а тратят - респонденты с доходом свыше 80 тыс. рублей (17%).

Аналитики "Фридом Финанс" полагают, что, так как инфляционные ожидания в РФ находятся на высоком уровне, можно ожидать, что во второй половине 2022 года цены еще вырастут.

"Однако лучше покупать сейчас только те товары, которые понадобятся в самые ближайшие месяцы, так как экономическая ситуация в РФ меняется очень стремительно. В конце месяца ожидается от правительства ряд разработанных мер по продаже газа в Европу за отечественную валюту, что может привести к подорожанию рубля и сделать многие импортные товары дешевле. А когда ситуация нормализуется, можно будет ожидать снижения темпов роста инфляции. На наш взгляд, в текущих рыночных условиях лучше стремиться сохранить свои сбережения, тем более, что ситуация сейчас этому только способствует (банковские вклады сейчас приносят более 20% годовых)", - рекомендуют эксперты.

Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК "Финам", считает, что покупка по "старым" ценам складских запасов во многом оправдана с точки зрения потребительского опыта последних десятилетий.

"Однако, учитывая развитие логистики поставки продуктов питания и действий правительства по ограничению экспорта, особого смысла в данной скупке нет. Наилучшим выбором все же является покупка товаров длительного пользования при резком ослаблении рубля. Более того, шоки, которые возникают при скупке тех или иных продуктов питания, провоцируют потребительскую панику, которая может продолжаться до нескольких месяцев. Склады магазинов переезжают на склады потребителей, и очень часто дальнейшее следование - утилизация", - говорит Кабаков.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter