А я все летала. Путин провел совещание по проблемам авиаотрасли » Элитный трейдер
Элитный трейдер


А я все летала. Путин провел совещание по проблемам авиаотрасли

1 апреля 2022 ИХ "Финам" Братерский Александр
Президент России на совещании по авиаотрасли в четверг, 31 марта, призвал увеличить долю отечественных самолетов в авиационном парке страны, поддержать авиакомпании и занятость сотрудников отрасли в условиях санкционного кризиса. Владимир Путин, в частности, поручил до 1 июня утвердить программу развития отрасли до 2030 года.

Благие намерения президента, возможно, дадут старт возрождению отечественной авиации, которая будет вынуждена приспосабливаться к новым условиям, но для наращивания объемов потребуются годы. Что же касается вопроса возвращения самолетов, находящихся в лизинге, то его будут осуществлять административно-командными методами. Разрешение будут выдавать ФСБ и Минобороны, исходя из приоритетов нацбезопасности.

"Прежнего взаимодействия с бывшими партнерами в ближайшее время не будет. Мы не собираемся ни от кого закрываться, и мы не будем закрытой страной, но мы должны исходить из тех реалий, которые складываются. У нас есть все возможности для того, чтобы авиационная отрасль России не только преодолела текущие сложности, но и получила новый импульс для развития", - сказал Путин, слова которого приводит "Первый канал".

Выполнить пожелания президента будет неимоверно трудно. Санкции Запада оказались наиболее болезненными для авиационной отрасли. Львиную долю российского парка составляли иностранные самолеты, находившиеся в лизинге, и их необходимо вернуть назад. Так, по данным аналитического агентства Cirum, которые приводит "Коммерсант", в настоящее время российские авиакомпании эксплуатируют 980 пассажирских самолетов, из которых 777 находится в лизинге.

Стоит отметить, что 28 марта истек срок, когда Россия должна была вернуть 400 самолетов, которые находились в лизинге. Однако вице-премьер Юрий Борисов подтвердил сегодня на совещании с президентом, что большинство взятых в лизинг самолетов останутся в России.

По мнению экспертов отрасли, большинство из лайнеров иностранные лизинговые компании назад не получат, и это означает судебные процессы. При этом решать судьбу самолетов будут бывшие коллеги Путина и нынешние коллеги Сергея Шойгу. Согласно приказу Минтранса, который приводит "Коммерсант", ФСБ и Минобороны будут давать окончательное решение, можно ли вывести тот или иной самолет за рубеж, с точки зрения национальной безопасности.

Двигатель у них не той системы

Несмотря на то, что у России есть свой самолет на замену иностранным, среднемагистральный узкофюзеляжный МС-21, говорить о его постановке на крыло пока не приходится. Самолет еще не прошел испытания с отечественным двигателем ПД-14, а американских двигателей Pratt & Whitney хватит лишь на 2 судна. В компании "Ростех" считают, что самолет с российским двигателем ПД-14 будет готов к 2024 году, но, по оценке экспертов, это слишком оптимистично. Источники "Коммерсант" в авиационной отрасли считают, что полностью импортозамещенный самолет может пойти в серию в 2026-2027 годах.

"Заместить иностранные комплектующие в проекте МС-21 возможно, но для этого может потребоваться много времени, не менее нескольких лет. Даже фактор денег не так критичен, как фактор времени, потому что в бюджете могут быть изысканы средства на создание отечественных комплектующих взамен иностранных. Разработка аналогов, огромное количество их испытаний, налаживание производства, испытание уже самого самолета с отечественными узлами может быть весьма продолжительным", - говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Несмотря на то, что у России есть успешный опыт строительства военных самолетов, взять и скопировать деталь с военного самолета нельзя. Потребуется внести изменения, а также встроить в лайнер, конструкция которого уже определена, продолжает Баранов.

"Нельзя и просто скопировать иностранный узел, разобрав его на винтики. Это чревато многочисленными судебными исками зарубежных производителей. Ведь МС-21 предлагается активно продвигать на мировом рынке, продавать в другие страны, а тотальное копирование отдельных узлов ухудшит его перспективы, приведет к отказу от него потенциальных покупателей, так что путь тотального копирования не подходит", - говорит эксперт.

В компании "Ростех", в состав которой входят все основные авиакомпании страны, говорят о перспективах поставки на рынок более 500 воздушных судов. Речь об уже упомянутом МС-21, а также об уже имеющихся "Сухом" SSJ и турбовинтовом ИЛ-114.

При этом сегодня мощностей российских авиазаводов недостаточно, чтобы выпускать самолеты большими партиями. В пресс-службе "Ростеха" отмечают, что "надо быть реалистами и четко понимать, что такие задачи не решаются легко. Речь идет о перенастройке целой отрасли. Требуется время, ресурсы, максимальное напряжение".

Немало времени и сил потребуется, чтобы полностью заместить импортные детали в Superjet. Самолетов этой марки выпущено уже более 200 штук, но его ахиллесова пята - двигатель, который изготовляет французская компания Power Jet, которая из-за санкций прекратила обслуживание двигателей для самолета.

Возможным выходом из ситуации могло бы стать возобновление массового производства лайнером Ил-96-400, а также Ту-204 СМ, модернизированных версий самолетов, которые впервые взлетели еще при СССР. Правда, неясно хватит ли у страны возможностей массового производства, несмотря на то, что на ИЛ-96-400 летает президент России, таких самолетов в стране единицы, а Ту-204 выпустили в 2020 году в количестве 1 экземпляра.

К тому же, как отмечает аналитик УК "Финам-менеджмент" Баранов, выпуск ранее созданных самолетов "вызывает многочисленные вопросы".

"Во-первых, часть моделей уже устарели, не отвечают современным требованиям, менее эффективны. Во-вторых, часть технологий в авиапроме уже не используют, заменив в рамках модернизации на более современные, и не факт, что их нужно восстанавливать. В-третьих, на возобновление производства прежних моделей авиалайнеров тоже потребуется время и средства, и не факт, что это удастся сделать быстро. Мощности авиапрома целесообразно направить на массовый выпуск МС-21, а изготовление прежних моделей будет лишь распылять силы авиастроителей. Вряд ли стоит возобновлять их производство. Теоретически изготовление таких моделей нельзя исключать, но оно может быть мелкосерийным или даже единичным, естественно, в случае если есть соответствующие возможности", - говорит эксперт.

Выстоять в сегодняшних условиях российская авиационная промышленность может, считает Баранов, однако для этого ей понадобиться значительная помощь государства.

Но к кооперации с другими государствами, такими как Индия и Китай следует подходить осторожно, добавляет эксперт.

"Во-первых, практически весь мир летает на авиалайнерах 2 известнейших компаний, и вряд ли кто-то захочет лишиться своего воздушного флота, помогая РФ, а значит, сотрудничать с ней будут с большой осторожностью. Как известно, США уже предупредили ряд стран на случай, если они будут помогать РФ обойти введенные ограничения. Во-вторых, у других стран есть свои задачи, и ресурсы для помощи РФ могут быть ограничены. Сколько из этой помощи может достаться авиапрому, непонятно", - резюмирует собеседник Finam.ru.

Cитуация – несомненно, вызов для отечественной авиаотрасли, которая знала разные времена, в том числе и триумф производителей самолетов, созданных под руководством таких грандов, как Туполев, Яковлев, Илюшин, Мясищев и Поликарпов. Правда, среди них были и те, кто начинал свои гениальные разработки в тяжелых условиях сталинских тюрем. Остается надеется, что те времена ушли в прошлое.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter