Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Голосовые брокеры устроили ребрендинг » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Голосовые брокеры устроили ребрендинг

Так называемые голосовые площадки позволяют проводить сделки, которые брокеры, банки и управляющие не хотят афишировать. Два крупных участника этого специфического рынка поменяли название
1 сентября 2009
Так называемые голосовые площадки позволяют проводить сделки, которые брокеры, банки и управляющие не хотят афишировать. Два крупных участника этого специфического рынка поменяли название.

Многие рядовые инвесторы даже не знают о существовании голосовых брокеров (их еще называют телефонными или голосовыми площадками). Они не являются брокерскими компаниями в привычном смысле этого слова, то есть работают без лицензии и при этом оказывают услуги только профессиональным игрокам, среди которых уже «настоящие» российские и зарубежные фондовые посредники, банки, УК. С каждым таким клиентом заключается договор об информационном обслуживании.

Суть этого обслуживания в том, что голосовой брокер по просьбе клиента находит другого участника рынка, готового купить или продать тот или иной интересующий финансовый инструмент – пакет акций или облигаций, валюту, кредит в форме сделки репо или депо, внебиржевой опцион либо фьючерс. Узнав об условиях для требуемого объема операции, голосовой брокер сообщает о них заказчику. А дальнейшие расчеты контрагенты проводят сами.

Казалось бы, давно изобретены более технологичные и прозрачные способы поиска продавцов и покупателей – биржи и внебиржевые электронные информационные системы. Тем не менее, услуги голосовых брокеров востребованы, хотя и, видимо, пик спроса на них позади, говорит руководитель трейдинга «Олмы» Алексей Быстров.

Причин «долголетия» несколько. С одной стороны, через голосового брокера можно заключить крупную сделку, не привлекая к ней внимания. С другой – на организованном рынке не всегда хватает ликвидности по интересующему инструменту. Это касается, например, акций второго-третьего эшелонов и облигаций. «На ММВБ значительное число эмитентов вообще не представлено. А в РТС котировки по ликвидным акциям выставляются в основном маркет-мейкерами, спрэды очень широкие», - указывает Павел Гоцев, гендиректор голосового брокера «Премекс», образованного путем объединения под одним брендом двух таких компаний – «Информ-протекта» и ПРБТ.

Как правило, цена, по которой проходит сделка, отличается от предварительно объявленной и лежит внутри спрэда. О ней нужно договариваться «вручную». Голосовой брокер, обзвонив потенциальных контрагентов, узнает ценовые ориентиры.

«Когда надо провести сделку с неликвидной бумагой, и маркет-мейкеры торговой системы говорят, что они ее не продают и не покупают, а только индикативно обозначают котировки в РТС, то приходится обращаться к голосовым брокерам. В 80% случаях они возвращаются к тебе с ценой, то есть находят вторую сторону сделки», - судит по собственному опыту трейдер УК «Альфа-капитал» Наталья Забула.

То же самое с валютами. Несмотря на колоссальные обороты на ММВБ, банки иногда пользуются альтернативными каналами для поиска контрагентов вне биржи. «В спрэде ММВБ часто недостает необходимого объема либо с одной, либо с другой стороны, а цена бывает нужна именно та, которая "светится" в биржевом стакане. Вот участники и обращаются к брокеру», - поясняет Павел Гоцев.

Поскольку сотрудники голосовых брокеров постоянно находятся «в рынке», они могут помочь клиентам сориентироваться в текущей ситуации. Но в то же время через них проходит масса закрытой от посторонних глаз информации. Неудивительно, что компании охотно пишут на сайтах о высокой этике ведения бизнеса, за которым нет никакого надзора. В отдельных случаях можно заработать, зная чужие секреты.

Еще одна деталь: крупный клиент брокерской компании или банка теоретически может и сам обратиться на голосовую площадку, чтобы затем общаться с покупателем или продавцом без дополнительного посредника в этой цепочке, то есть без лишнего накручивания цены. «Другое дело, что брокеры не любят, если управляющие компании не делают бизнес с ними, а пользуются услугами площадок», - отмечает Наталья Забула.

Стоимость обслуживания оговаривается в индивидуальных договорах с клиентами. По словам Алексея Быстрова, который взаимодействует с четырьмя голосовыми площадками, в среднем расходы близки к $50 за сделку и зависят от ее объема и интересующего финансового инструмента. Поскольку публичной информации об этой деятельности почти никакой, крупных голосовых брокеров можно обнаружить, только полагаясь на наблюдения их клиентов. Так, Алексей Быстров помимо «Премекса» назвал НФБК (Независимую финансовую брокерскую компанию) и Help Corpus.

Что касается «Премекса», то только что объединенные под этим брендом компании «Информ-протект» и ПРБТ были куплены инвестгруппой «Русские фонды» в сентябре 2008 года. В первой из них покупателю досталось доля в 60%, во второй – в 70%, а остальными учредителями остались менеджеры. Суммы сделок не раскрывались, но председатель правления «Русских фондов» Сергей Васильев упоминал, что речь шла о нескольких миллионах долларов.

Оборот по заключенным при содействии «Премекса» сделкам за первое полугодие составил, по данным компании: 1,6 трлн рублей на валютном рынке; 1,0 трлн рублей по операциям депо; 51 млрд рублей по операциям репо с акциями; 13 млрд рублей по купле-продаже акций; 12 млрд по облигациям. В этом году открыта дочерняя структура на Украине – первый голосовой брокер по акциям в этой стране.

Мини-интервью

Отвечает Павел Гоцев, гендиректор голосового брокера «Премекс»:

- Можете ли рассказать подробнее о планах «Премекса» по разработке собственной торговой системы?

- Главная задача любого голосового брокера - сделать информацию об имеющемся ценовом массиве максимально доступной для наибольшего количества игроков. Мировая практика показывает, что крупнейшие западные брокеры создают собственные торговые платформы и распространяют их среди участников рынка, а также активно сотрудничают с ведущими мировыми информационными агентствами и биржами с целью распространения своих данных. Одной из первостепенных задач мы ставим внедрение новых технологических стандартов. С этой целью ведутся собственные разработки и переговоры с мировыми информагентствами и российскими биржами. Уже в ближайшем времени мы увидим результаты подобной работы.

- Компания раскрывает оборот по заключенным при ее содействии сделкам. Но ведь голосовой брокер не может точно знать, завершена та или иная сделка или нет?

- Напрямую мы не отслеживаем дальнейшее прохождение расчетов, но косвенно все равно обращаем на это внимание. Комиссионные не будут уплачены в случае, если сделка не состоится. Соответственно, и счета, как правило, выставляются уже только по всему блоку заключенных, рассчитанных сделок. Все переговоры, предшествующие сделке, касающиеся любых условий (оплаты, сроков, цены, поставки и пр.) проводятся через голосового брокера. После этого сделка считается заключенной именно на оговоренных выше условиях. Сегодняшняя этика торговли на финансовом рынке очень высока, правила игры известны всем, отказы от сделок, заключенных по телефону или посредством других коммуникаций, в том числе при содействии брокера, единичны

Олег Мальцев