6 апреля 2022 MarketWatch | Золото
Стоит держать хотя бы немного золота в долгосрочном инвестиционном портфеле.
Вот весомый аргумент в пользу того, чтобы добавить немного золотых слитков в пенсионный портфель прямо сейчас, наряду с акциями и облигациями.
И это благодаря российском парламентарию Павлу Завальному.
На прошлой неделе Завальный выступил на тему всех экономических и финансовых санкций, введенных против России после вторжения в Украину. Большая часть освещения его выступления подразумевала, что Россия может отреагировать на санкции отказом от долларов США в пользу «биткойнов» в международной торговле.
Но если взглянуть на стенограмму, о которой идет речь, можно увидеть нечто совершенно иное. Завальный добавил биткойны лишь в самый конец длинного списка других валют и вариантов торговли, почти как последнюю мысль.
(Как и следовало ожидать. Мало того, что биткоины - новая, до смешного волатильная, широко открытая для манипуляций система, требующая огромных затрат энергии в мире, переживающем энергетический кризис. Кроме того, биткойны еще и не дают никаких гарантий конфиденциальности. Западные власти могут отследить все транзакции в блокчейне, в результате чего, например, они могут даже получить обратно выкуп за биткойны).
Гораздо более интересным был основной тезис Завального, хотя он в основном остался незамеченным. Если у других государств есть желание покупать у России нефть, газ, другие ресурсы или что-то еще, сказал он, «Пусть платят либо в твердой валюте, чем для нас является золото, либо платят удобным нам способом, а именно в национальной валюте».
Другими словами, Россия с радостью примет вашу национальную валюту - юани, лиры, ринггиты или что-то еще - или рубли, или "твердую валюту", и для них это больше не означает доллары США, это означает золото.
«Доллар больше не является для нас платежным средством, мы потеряли к нему всякий интерес», - добавил Завальный, назвав доллар не лучше «фантика от конфеты».
Что это будет значить? Возможно, ничего. А возможно многое. Особенно если примеру России последуют такие страны, как Китай, Индия и другие - страны, которые могут не приветствовать способность Вашингтона контролировать мировую финансовую систему через его монопольную власть над мировой резервной валютой.
И это еще один аргумент в пользу того, чтобы иметь хотя бы немного золота в долгосрочном инвестиционном портфеле. Нет, не потому, что он гарантированно вырастет или, может быть, даже скорее всего вырастет. А потому, что он может это сделать, в то время как все остальное не приведёт ни к чему хорошему. Например, во время геополитического или финансового кризиса, когда незападный блок решит бросить вызов финансовой гегемонии Америки и «королю доллару».
По некоторым показателям Китай уже имеет самую большую экономику в мире. В Азии проживает более половины населения планеты. Почему они должны продолжать платить Америке за возможности осуществлять торговлю между собой?
Пока в текущем году золото и сырьевые товары растут, но в это же время практически все остальное, включая крупные и мелкие акции, REITs и государственные облигации, находится в минусе.
Я - золотой агностик. Я не являюсь ни фанатичным верующим, ни отрицателем. У меня есть его немного в портфеле. Но, несомненно, у золота есть свое применение. Золото является полностью частным. Оно полностью независимо от SWIFT или любой другой банковской системы. И, несмотря на рост криптовалют, оно остается самой распространенной и жизнеспособной мировой валютой, которая не контролируется той или иной страной.
Десять лет назад мы отмечали здесь, что Владимир Путин и российский центральный банк покупают много золотых слитков.
Последние события показывают, что им следовало бы купить гораздо больше. Когда армия Путина вторглась в Украину в феврале, западные державы заморозили валютные резервы, хранящиеся российским правительством в хранилищах своих банков. По словам министра финансов Антона Силуанова, валютные резервы составляли около $300 млрд, или почти половину всех резервов России.
В результате этого правительство страны испытывает нехватку денег, что привело к снижению курса рубля. Министр иностранных дел Путина назвал этот шаг «воровством» и признал, что он был неожиданным.
Но если бы Россия за эти годы перевела все свои валютные резервы в золото и переместила их в хранилища под Кремлем, у нее не было бы этих проблем. Несмотря на некоторые смехотворные предположения о том, что Запад может каким-то образом санкционировать «российское золото», не существует способа отследить личность, национальность или происхождение слитков. Монеты «Американский орел» или южноафриканские «крюгерранды» можно переплавить в слитки. Золото есть золото. И кто-то всегда будет его брать. Привезите крюгерранд в любой крупный город мира, и вы найдете людей, готовых взять его у вас из рук в обмен на любую другую валюту.
Да, как отмечал Уоррен Баффет (Warren Buffett), золото - совершенно непроизводительный актив, в отличие от акций, облигаций, сельскохозяйственных угодий или тому подобного. Но таким же является чемодан, набитый иенами, долларами, евро, фунтами или юанями.
По данным Всемирного совета по золоту, торговой ассоциации золотопромышленников, мировой запас золота по текущим ценам составляет приблизительно $13 трлн, что примерно в 16 раз больше условной стоимости всех биткойнов в мире. Только небеса знают, что произойдет со стоимостью - и ценой - золота, если оно снова начнет соперничать с долларом США в качестве резервной валюты. Мировой объём долларов оценивается примерно в $37 трлн.
Между тем, ежедневный объем торгов золотом по текущим ценам составляет около $160 млрд, что превосходит рынок биткойнов, даже в условиях сегодняшнего бума, где-то в 6-40 раз, в зависимости от того, чьим цифрам вы верите.
Интригующие аргументы в пользу владения некоторым количеством золота приводит Дуг Рэмси (Doug Ramsey), главный инвестиционный директор Leuthold Group. Его компания в качестве интеллектуального упражнения следит за тем, что она называет портфелем «Все активы без полномочий». Это то, чем, по их мнению, вы бы обладали, если бы вы являлись портфельным менеджером, которому было приказано владеть всеми ликвидными классами активов и не принимать никаких других сознательных решений. Такой портфель AANA, по мнению Лейтхолда, состоял бы из равных долей семи различных активов: Индекс S&P 500 крупных американских акций, индекс Russell 2000 RUT, -0,56% мелких американских акций, индекс MSCI EAFE EFA, -0,03% крупных акций развитых международных рынков (имеется в виду Европа, Япония и Австралазия), 10-летние государственные облигации США, инвестиционные фонды недвижимости, индекс сырьевых товаров... и золото.
Любой желающий может легко повторить это, владея семью недорогими биржевыми фондами: SPDR S&P 500 ETF SPY, Vanguard Russell 2000 ETF VTWO, SPDR Portfolio Developed World ex-US ETF SPDW, iShares 7-10 Year Treasury Bond IEF, Schwab U.S. REIT ETF SCHH, iShares Bloomberg Roll Select Commodity Strategy ETF CMDY и Aberdeen Standard Physical Gold ETF SGOL.
Аргумент заключается в том, что один или два из этих активов в тот или иной момент всегда находятся в хорошем положении. Такой портфель, утверждает Рэмси, минимизирует риск катастрофы, потому что еще не было случая, чтобы все эти активы потерпели неудачу. (Даже во время Великой депрессии облигации и золото работали хорошо).
(Мне нравится элегантная теория, лежащая в основе AANA, хотя я задаюсь вопросом о ее сильной ориентации на США. Но что я там знаю?)
Такие инвестиционные светила, как Джереми Грэнтэм (Jeremy Grantham) и титан хедж-фондов Рэй Далио (Ray Dalio), также приводили доводы в пользу наличия в портфеле некоторого количества золота.
Другой друг, широко известный инвестиционный гуру и стратег, рассказал мне, что в течение многих лет его пенсионный портфель состоял всего из двух активов. Две трети денег были в портфеле глобальных акций, а другая треть - в золоте, сказал он. Это была защита от ошибок международной политики и кризисов. Золото, по его мнению, было единственной вещью, которая будет хорошо работать, когда все остальное потерпит неудачу. (Кстати, позже он обналичил свой портфель с целью покупки недвижимости).
Другими словами, суть аргумента не в том, что мы хотим обладать всем золотом, или большей частью золота, или даже большим количеством золота, а в том, что мы хотим обладать, по крайней мере, некоторым количеством золота, просто для диверсификации.
(Примерно десять лет назад я был на конференции финансовых журналистов. Один из выступающих высмеивал золото и говорил, что «все» уже инвестировали в золото. Я прервал его и попросил поднять руки всех, кто владеет золотом в своем пенсионном портфеле. В большом зале только двое из нас - второй, бывший редактор MarketWatch, - подняли руки»).
Доводы в пользу золота часто подрываются его же ярыми сторонниками, известными как «золотые жуки». Они иногда приписывают металлу квазирелигиозный статус или утверждают, что золото является единственной "истинной" валютой. На самом деле, в качестве валюты может выступать все, что угодно, и если мы окажемся в романе Кормака Маккарти (Cormac McCarthy) «Дорога» (The Road), я готов поспорить, что мы обнаружим, что еда, туалетная бумага, обезболивающие и наркотики - все это станет общепринятым. (Биткойны? Я сомневаюсь.)
Но отрицатели золота впадают в другую крайность и утверждают, что оно вообще не может быть валютой или надежной инвестицией. Нынешний кризис показывает, насколько данное утверждение неверно.
Бретт Арендс
http://www.marketwatch.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба