Что такое пузырь доткомов? Как переоценили акции интернет-компаний » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Что такое пузырь доткомов? Как переоценили акции интернет-компаний

17 мая 2022 БКС Экспресс
17 мая — день рождения интернета. Именно в этот день в 1991 г. был утвержден стандарт для страниц WWW. В честь события расскажем о том, как в конце 90-х популярность паутины привела к образованию и краху экономического пузыря, известного как пузырь доткомов.

Пузырь доткомов (dotcom bubble) — экономический пузырь, существовавший с 1995 г. до начала нулевых — именно в этот период акции интернет-компаний, которые были включены в индекс NASDAQ Composite, показали рост цен более чем на 400%. В 2002 г. пузырь лопнул, стоимость акций упала примерно на 77%, и не все компании смогли пережить этот крах.

Предпосылки: еще больше денег на рекламу
Вокруг новой интернет-индустрии происходил ажиотаж: все больше пользователей обзаводились компьютерами, все компании использовали ПК для работы и считали необходимым иметь собственный сайт. В это время появляются организации, которые не просто создают собственную страницу в интернете, а осуществляют через сеть свою деятельность: например, интернет-аукцион eBay и онлайн-магазин Amazon.

Цены на акции интернет-компаний росли быстрее, чем у их коллег в реальном секторе — новая эпоха вызывала повышенный интерес у инвесторов, а в итоге это привело к переоценке всего рынка.

Дотком-компании работали под девизом «Расти быстро». Средства, привлеченные ими, в основном тратились на рекламу, чтобы снова получить инвестиции и потратить их на раскрутку бренда, поскольку нужно было выделяться из числа постоянно появляющихся организаций.

«Мы живем в среде, где компании не обязательно быть успешной, чтобы зарабатывать деньги», — венчурный капиталист из The Benchmark Company.

В эту эпоху началась лихорадка предпринимательства: к весне 1999 г. каждый двенадцатый опрошенный американец утверждал, что находится на той или иной стадии создания бизнеса.

Причины краха: нет — анализу, да — СМИ
Вложения текли в интернет-компании — многие инвесторы сосредотачивались не на фундаментальном анализе организаций, а на броских показателях, таких как рост трафика на веб-сайтах.

В августе 1995 г. индекс NASDAQ Composite закрылся на отметке 1005, а спустя пять лет он достиг пика в 5132 — это выше более чем на 500%. Через два с половиной года, в сентябре 2002 г., индекс закрылся на отметке 1185, из-за чего было потеряно $4,4 трлн рыночной стоимости. Организации, казавшиеся многообещающими, объявили о банкротстве, среди них американская компания междугородной телефонной связи WorldCom, онлайн-магазин зоотоваров Pets.com и другие.

Что такое пузырь доткомов? Как переоценили акции интернет-компаний


Почему пузырь лопнул? Во-первых, компании были переоценены из-за отсутствия надежных критериев анализа — вера в перспективы новой интернет-экономики приводила к излишне оптимистичным взглядам инвесторов.

Во-вторых, пузырь увеличивался из-за массовых вложений в дотком-компании. Получить финансирование было несложно, процентные ставки были невысокими.

В-третьих, интерес к вложениям подогревали медиа. Спрос стимулировался оптимистичными материалами о компаниях и наступлении новой эры, идея быстрого достижения богатства активно продвигалась на страницах деловых изданий.

Дотком-компании получали крупные суммы даже без четкого бизнес-плана, а в некоторых случаях — и без конкретного продукта. А потом средства быстро исчерпались, а сами организации разорились.

Согласно исследованию банка HSBC Holdings, дотком-компании были переоценены на 40%. Чтобы соответствовать этой оценке, организации должны были в течение пяти лет наращивать выручку на 80% ежегодно.

Не выдержали гонку

Pets.com

Интернет-магазин товаров для домашних животных Pets.com основали в ноябре 1998 г., он стал одним из пяти онлайн-зоомагазинов, появившихся в это время. Компания получила инвестиции в $82,5 млн, а обанкротилась уже спустя девять месяцев.

Рекламной кампанией Pets.com были интервью куклы в виде собаки, которая задавала вопросы прохожим на улицах. Еще популярнее магазин стал благодаря появлению талисмана в рекламе Супербоула и воздушного шара в виде собаки на одном из крупнейших в мире парадов Macy's в 1999 г.



В феврале 2000 г. Pets.com стала публичной, стартовав с $11,3 за акцию, но достаточно быстро бумаги упали ниже $1, оставаясь там до закрытия компании. С самого начала проблемой онлайн-магазина был вопрос, как сделать доставку больших пакетов с собачьим кормом практичным? Кроме того, все виды предлагаемых товаров для животных покупатели могли найти в ближайших бакалейных или зоомагазинах и, по всей видимости, предпочитали сразу забирать купленное домой, а не ждать доставку.

За девять месяцев 2000 г. онлайн-магазин потерял $147 млн. В ноябре того же года Pets.com закрылся, уволив около 300 сотрудников. В день ликвидации акции компании торговались по цене $0,22 за бумагу.

eToys.com

Интернет-рай для детей — сайт eToys.com — был площадкой для торговли игрушками. Он основан в ноябре 1997 г.

В мае 1999 г. eToys.com вышел на IPO и собрал $166 млн. При поддержке венчурного фонда Sequoia Capital, международной венчурной компании Highland Capital Partners и бизнес-инкубатора Idealab IPO акции онлайн-ритейлера имели успех при первичном размещении и подскочили с $20 до $77 за первый день. В сезон 2000 г. eToys.com стал вторым по посещаемости сайтом в сети.

Главный исполнительный директор eToys.com Тоби Ленк заявлял, что доходы компании ежемесячно увеличивались на целых 40%, а конкурирующие с ней розничные торговцы уходят в прошлое, открывая большие перспективы для электронной коммерции. Это было поразительное заявление с учетом, что на самом деле в 1999 г. выручка eToys составила $30 млн, в то время как традиционный ритейлер Toys «R» Us смог в этом же году заработать $376 млн.

Меньше чем через полгода после IPO цена акции достигла $84, но примерно через полтора года стоимость бумаги упала до 9 центов. Интернет-компания, которая в период расцвета оценивалась в $8 млрд, не смогла выдержать конкуренцию других, более успешных, онлайн-ритейлеров, таких как Amazon.

В феврале 2001 г. eToys.com подала заявление о банкротстве. В марте стало известно, что американская сеть розничных магазинов KB Toys приобрела большую часть оставшихся активов онлайн-ритейлера за $5 млн. А через восемь лет после заявления о банкротстве интернет-компания была приобретена Toys «R» Us — если сейчас пользователь введет название eToys.com в адресной строке, то он окажется на веб-сайте toysrus.com.

Выжившие

Priceline

Компания Priceline была создана в 1998 г. и занималась тем, что продавала на аукционах авиабилеты на места, которые пустовали, при этом желающие могли поучаствовать в аукционе и предложить заплатить меньше, чем через кассы авиакомпании. За первые шесть месяцев компания потратила на рекламу более $20 млн — это привело к тому, что к концу года Priceline заняла пятое место по узнаваемости бренда в Интернете.

В марте 1999 г. компания вышла на IPO с оценкой $16 за акцию, но в первый же день торгов цена поднялась до $88 и в итоге остановилась на $69. Рыночная капитализация Priceline достигла $9,8 млрд, на тот момент став самой высокой оценкой интернет-компании в первый день. В этом же году она потеряла $1,1 млрд, цена акции Priceline рухнула до $7.

Компания интересовала инвесторов как участница нового бизнеса, который должен был изменить будущее. Но они не замечали ее явных проблем: во-первых, за первые несколько кварталов убытки Priceline составили $142,5 млн. Во-вторых, она покупала билеты по себестоимости, продавая их клиентам по более низким ценам, в среднем теряя $30 на билете. В-третьих, клиенты компании нередко платили на аукционах больше, чем они бы отдали традиционному турагентству.

Priceline пережила трудные времена: ситуация начала меняться в 2002 г., когда пост генерального директора занял Джефф Бойд. Магистральная идея «Назови свою цену» продолжала привлекать клиентов, а раскрутка бренда в начале пути сохранила его узнаваемость. Туристическое онлайн-агентство Priceline существует до сих пор и принадлежит группе Booking Holdings, которая также владеет Booking.com, Kayak.com и другими сервисами.

eBay

Онлайновый аукцион AuctionWeb программист Пьер Омидьяр создал в 1995 г., через два года компания приобрела нынешнее название. eBay показывал хорошую динамику: в 1996 г. количество размещенных аукционов достигло 250 тыс., а уже в первый месяц 1997 г. оно зафиксировалось на отметке 2 млн. В этом же году компания продала свой миллионный товар — большую игрушечную птицу из «Улицы Сезам».



Источник: ebayinc.com

В сентябре 1998 г. компания стала публичной с оценкой $18 за акцию — уже в первый день торгов стоимость бумаги превысила $53,5. В 1999 г. eBay выходит на мировой уровень, запуская сайты в Германии, Австралии и Великобритании.

Несмотря на крах многих онлайн-компаний, eBay продолжает развиваться: на сайте расширяется список доступных категорий товаров — можно продавать все от антиквариата до недвижимости. В 2000 г. компания представила функцию с фиксированной ценой «Купить сейчас», благодаря которой пользователи могли мгновенно приобрести товар по установленной цене. А спустя год eBay открыл eBay Stores — интернет-магазины на площадке, позволяющие вести собственный онлайн-бизнес за несколько долларов в месяц.

Онлайн-компания пережила пузырь благодаря эффективной бизнес-модели: для продажи и покупок не было временных ограничений и географических барьеров, продавцы могли легко присоединиться к торговле благодаря небольшим затратам, а покупатели могли найти редкие товары. С учетом, что прибыль eBay зависит от объемов продаж, здесь разрешено распространять любые товары и услуги, которые не входят в черный список компании и не нарушают законы страны, где зарегистрирован филиал eBay.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter