23 мая 2022 investing.com Арзамасцев Артем
На текущий момент можно уже уверенно говорить, что мои прогнозы относительно инфляции в еврозоне и США сбываются. Но с октября 2021 года прошло немало времени. А главное, тогда ещё не учитывались последние события, связанные с Украиной и наступившие за ними экономические последствия.
Увы, но текущая реальность такова, что принимаемые политиками ЕС санкционные решения только усугубляют и без того непростую ситуацию в экономике. Строго говоря, сама идея начать экономическую войну с противником, от которого есть зависимость по многим ключевым ресурсам, выглядит странно. Не будем сейчас вдаваться в причины, побудившие встать ЕС на тропу санкционной войны, они по сути не так важны. Главное, что тенденция отказа от дешевых и стабильных поставок энергоносителей в ближайшее время сохранится. Так же, как и другие торговые ограничения, связанные с санкционной политикой.
Пока мало кто представляет, как далеко может зайти ЕС в реализации желания отказа от энергоресурсов из РФ. Вероятно, следует ожидать полного нефтяного эмбарго и значительное сокращение закупок газа. Полный запрет на закупку угля в РФ вступит в силу в августе текущего года. Учитывая крайне невнятные на текущий момент договоренности насчёт альтернативных поставок, сложно прогнозировать, что цены на энергоносители в ЕС начнут падать. В то время как риск, что ситуация на рынке энергоносителей станет ещё хуже, сохраняется высоким. Из этого следует, что «топливная» компонента инфляции в ЕС в ближайшее время не снизится.
На этом фоне ситуация с энергоносителями в США выглядит куда более оптимистично: глубокой зависимости от поставок из РФ у США нет, но есть собственные ресурсы, позволяющие даже заработать на поставках СПГ в ЕС. Продолжается дефицит минеральных удобрений в ЕС (для производства которых тоже необходим газ), и, как следствие, цены на удобрения очень высоки. Дополняет картину рекордный рост цен на дизель, необходимый для всей сельхозтехники и автомобильного транспорта.
ЕС гораздо более уязвим в плане продовольственной безопасности, чем США. Стоит учитывать, что США сами являются одним из крупнейших экспортеров зерновых. В то время как фермеры ЕС уже испытывают значительные трудности из-за сложностей поставки фуражной пшеницы из РФ и Украины, необходимой для местного (европейского) скотоводства и птицеводства.
Конечно, можно возразить, что описанные выше проблемы будут через какое-то время в ЕС решены. Переориентация на новые рынки, изменения в цепочках поставок, новая логистика… Но это только на словах. Главная, ключевая проблема, которая не всем пока очевидна: нет времени и ресурсов для преодоления переходного периода.
Для понимания, какой масштаб проблем ожидает экономику еврозоны в самом ближайшем будущем, нам снова стоит взглянуть, что происходит по ту сторону океана. И в первую очередь нас интересует, какие действия предпринимает ФРС для борьбы с инфляцией в США. Не стоит исключать, что уже до конца текущего года ключевая ставка будет повышена до нейтрального (по мнению ФРС) уровня в 2,5%. А уже в следующем году ставка может быть поднята ещё выше.
Конечно, повышение ставки до уровня инфляции, превышающей на сегодняшний день 8%, не представляется пока реалистичным сценарием. Но краткосрочное (на 1-2 квартала) повышение до уровней в 3-3,5% вполне допустимо и даже без драматических последствий для экономики. Хотя последствия, безусловно, будут. При таком уровне ключевой ставки в совокупности с сохранением заявленной программы сокращения баланса ФРС (ФРС намерена ежемесячно сокращать валюту баланса на $95 млрд) о росте ВВП в следующем году можно будет забыть.
Тем не менее, у ФРС есть все шансы взять под контроль инфляцию гораздо быстрее, чем это сделает ЕЦБ. В немалой степени борьбе с инфляцией будет способствовать более высокая устойчивость США в разрезе энергетической и продовольственной безопасности. Кроме того, недавно появилась информация, что в США начали думать о снятии пошлин с ряда китайских товаров, чтобы снизить инфляционное давление.
«Администрация США допускает возможность снижения таможенных пошлин на продукцию из Китая по итогам проводимого американскими властями обзора введенных ранее тарифов», — сообщила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки на регулярном брифинге для журналистов.
Вполне логичное и своевременное решение, учитывая текущую ситуацию. Всё это говорит о том, что США проявляют больше гибкости в вопросах баланса между жесткими санкциями и собственными экономическими интересами.
Совсем иная картина с инфляцией складывается в ЕС. И если для ФРС сейчас приходится балансировать между инфляцией и спадом в экономике, то для ЕС всё будет гораздо хуже. Пока со стороны ЕЦБ нет четкого плана действий на случай дальнейшего ухудшения ситуации. Также нет понимания, каким образом можно безболезненно для экономики прекратить поставки энергоносителей из РФ. При этом рост инфляции и спад в экономике еврозоны стоит рассматривать сейчас именно как базовый сценарий.
Есть разговоры, что неплохо бы ЕЦБ до конца лета повысить ставку на 0,25%. При текущем уровне инфляции в еврозоне это практически бездействие. Важно понимать, что у ЕЦБ очень мало пространства для маневра в плане адекватного текущим вызовам ужесточения ДКП. В отличие от США, резкое повышение ключевой ставки невозможно без критических последствий для экономик отдельных стран еврозоны. При таком сценарии в ЕС может возникнуть долговой кризис, а такие страны, как Греция и Италия, столкнутся с проблемой обслуживания внешнего долга.
По мере того, как рынки будут осознавать, что ЕЦБ не справляется с текущими вызовами, бегство капитала из еврозоны в США усилится. Что создаст дополнительные трудности для экономики ЕС, но несколько улучшит ситуацию в США. Тогда для ЕЦБ уже придется делать выбор между «очень плохо» и «катастрофа».
Почему вопрос времени так важен? Главная проблема – это трудности переходного периода для ЕС в сфере энергетики. Учитывая тот факт, что в ЕС уже было принят ряд весьма поспешных шагов в плане перехода на углеродную нейтральность, текущий отказ от формировавшегося годами ресурсного фундамента (в виде долгосрочных контрактов на поставки из РФ), можно говорить о полноценном энергетическом кризисе как о факте. А до конца года есть высокие шансы, что энергетический кризис спровоцирует продовольственный.
Повторю, никаких сигналов о том, что этот вопрос сейчас каким-то образом успешно решается, нет. А значит, энергетический голод в еврозоне будет только усиливаться. Растущие в связи с этим издержки промышленности не позволят в ближайшем будущем компенсировать рост инфляции адекватным ростом зарплат. Более того, ряд критически важных производств вообще может быть сокращен или закрыт по причине нерентабельности. Уже сейчас большие трудности испытывает химическая промышленность, транспортный сектор, сельское хозяйство. Но это пока только начало.
Время сейчас играет против Европы, т.к. спасать экономику надо было уже вчера. Мы прекрасно помним, как в прошлом году г-н Пауэл говорил, что инфляция в США «временная» и скоро снизится сама по себе. Но «временным» оказался только лаг между промышленной инфляцией и потребительской. И он (лаг) действительно снизился, за счёт роста потребительской инфляции.
А что мы наблюдаем сейчас в ЕС? Пока инфляция в различных странах ЕС неравномерна, но пугает тенденция к росту промышленной инфляции в ключевых экономиках. Так, например, в Германии, по последним данным, рост проминфляции достиг 33,5% г/г. Это огромная цифра даже для гораздо более слабых экономик Восточной Европы, а для Германии вообще немыслимо.
Неудивительно, что прогнозы ВВП еврозоны регулярно пересматриваются в сторону понижения. Так, Европейская комиссия на прошлой неделе понизила прогнозы роста ВВП еврозоны на 2022 и 2023 годы. Согласно новому прогнозу, экономика еврозоны в текущем году вырастет на 2,7%, а не на 4%, как ожидалось в феврале. Прогноз повышения ВВП на 2023 год ухудшен до 2,3% с 2,7%. Но даже эти пересмотренные прогнозы ВВП сейчас крайне оптимистичны, особенно на следующий год.
Возможно ли избежать рецессии в ЕС при сохранении текущих тенденций? Пока нет разумных аргументов, чтобы давать такие надежды. Можно говорить только о возможной глубине предстоящего кризиса. О вероятных последствиях предстоящего кризиса и о том, как он изменит экономику ЕС, мы поговорим в следующем обзоре, который уже готовится.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Увы, но текущая реальность такова, что принимаемые политиками ЕС санкционные решения только усугубляют и без того непростую ситуацию в экономике. Строго говоря, сама идея начать экономическую войну с противником, от которого есть зависимость по многим ключевым ресурсам, выглядит странно. Не будем сейчас вдаваться в причины, побудившие встать ЕС на тропу санкционной войны, они по сути не так важны. Главное, что тенденция отказа от дешевых и стабильных поставок энергоносителей в ближайшее время сохранится. Так же, как и другие торговые ограничения, связанные с санкционной политикой.
Пока мало кто представляет, как далеко может зайти ЕС в реализации желания отказа от энергоресурсов из РФ. Вероятно, следует ожидать полного нефтяного эмбарго и значительное сокращение закупок газа. Полный запрет на закупку угля в РФ вступит в силу в августе текущего года. Учитывая крайне невнятные на текущий момент договоренности насчёт альтернативных поставок, сложно прогнозировать, что цены на энергоносители в ЕС начнут падать. В то время как риск, что ситуация на рынке энергоносителей станет ещё хуже, сохраняется высоким. Из этого следует, что «топливная» компонента инфляции в ЕС в ближайшее время не снизится.
На этом фоне ситуация с энергоносителями в США выглядит куда более оптимистично: глубокой зависимости от поставок из РФ у США нет, но есть собственные ресурсы, позволяющие даже заработать на поставках СПГ в ЕС. Продолжается дефицит минеральных удобрений в ЕС (для производства которых тоже необходим газ), и, как следствие, цены на удобрения очень высоки. Дополняет картину рекордный рост цен на дизель, необходимый для всей сельхозтехники и автомобильного транспорта.
ЕС гораздо более уязвим в плане продовольственной безопасности, чем США. Стоит учитывать, что США сами являются одним из крупнейших экспортеров зерновых. В то время как фермеры ЕС уже испытывают значительные трудности из-за сложностей поставки фуражной пшеницы из РФ и Украины, необходимой для местного (европейского) скотоводства и птицеводства.
Конечно, можно возразить, что описанные выше проблемы будут через какое-то время в ЕС решены. Переориентация на новые рынки, изменения в цепочках поставок, новая логистика… Но это только на словах. Главная, ключевая проблема, которая не всем пока очевидна: нет времени и ресурсов для преодоления переходного периода.
Для понимания, какой масштаб проблем ожидает экономику еврозоны в самом ближайшем будущем, нам снова стоит взглянуть, что происходит по ту сторону океана. И в первую очередь нас интересует, какие действия предпринимает ФРС для борьбы с инфляцией в США. Не стоит исключать, что уже до конца текущего года ключевая ставка будет повышена до нейтрального (по мнению ФРС) уровня в 2,5%. А уже в следующем году ставка может быть поднята ещё выше.
Конечно, повышение ставки до уровня инфляции, превышающей на сегодняшний день 8%, не представляется пока реалистичным сценарием. Но краткосрочное (на 1-2 квартала) повышение до уровней в 3-3,5% вполне допустимо и даже без драматических последствий для экономики. Хотя последствия, безусловно, будут. При таком уровне ключевой ставки в совокупности с сохранением заявленной программы сокращения баланса ФРС (ФРС намерена ежемесячно сокращать валюту баланса на $95 млрд) о росте ВВП в следующем году можно будет забыть.
Тем не менее, у ФРС есть все шансы взять под контроль инфляцию гораздо быстрее, чем это сделает ЕЦБ. В немалой степени борьбе с инфляцией будет способствовать более высокая устойчивость США в разрезе энергетической и продовольственной безопасности. Кроме того, недавно появилась информация, что в США начали думать о снятии пошлин с ряда китайских товаров, чтобы снизить инфляционное давление.
«Администрация США допускает возможность снижения таможенных пошлин на продукцию из Китая по итогам проводимого американскими властями обзора введенных ранее тарифов», — сообщила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки на регулярном брифинге для журналистов.
Вполне логичное и своевременное решение, учитывая текущую ситуацию. Всё это говорит о том, что США проявляют больше гибкости в вопросах баланса между жесткими санкциями и собственными экономическими интересами.
Совсем иная картина с инфляцией складывается в ЕС. И если для ФРС сейчас приходится балансировать между инфляцией и спадом в экономике, то для ЕС всё будет гораздо хуже. Пока со стороны ЕЦБ нет четкого плана действий на случай дальнейшего ухудшения ситуации. Также нет понимания, каким образом можно безболезненно для экономики прекратить поставки энергоносителей из РФ. При этом рост инфляции и спад в экономике еврозоны стоит рассматривать сейчас именно как базовый сценарий.
Есть разговоры, что неплохо бы ЕЦБ до конца лета повысить ставку на 0,25%. При текущем уровне инфляции в еврозоне это практически бездействие. Важно понимать, что у ЕЦБ очень мало пространства для маневра в плане адекватного текущим вызовам ужесточения ДКП. В отличие от США, резкое повышение ключевой ставки невозможно без критических последствий для экономик отдельных стран еврозоны. При таком сценарии в ЕС может возникнуть долговой кризис, а такие страны, как Греция и Италия, столкнутся с проблемой обслуживания внешнего долга.
По мере того, как рынки будут осознавать, что ЕЦБ не справляется с текущими вызовами, бегство капитала из еврозоны в США усилится. Что создаст дополнительные трудности для экономики ЕС, но несколько улучшит ситуацию в США. Тогда для ЕЦБ уже придется делать выбор между «очень плохо» и «катастрофа».
Почему вопрос времени так важен? Главная проблема – это трудности переходного периода для ЕС в сфере энергетики. Учитывая тот факт, что в ЕС уже было принят ряд весьма поспешных шагов в плане перехода на углеродную нейтральность, текущий отказ от формировавшегося годами ресурсного фундамента (в виде долгосрочных контрактов на поставки из РФ), можно говорить о полноценном энергетическом кризисе как о факте. А до конца года есть высокие шансы, что энергетический кризис спровоцирует продовольственный.
Повторю, никаких сигналов о том, что этот вопрос сейчас каким-то образом успешно решается, нет. А значит, энергетический голод в еврозоне будет только усиливаться. Растущие в связи с этим издержки промышленности не позволят в ближайшем будущем компенсировать рост инфляции адекватным ростом зарплат. Более того, ряд критически важных производств вообще может быть сокращен или закрыт по причине нерентабельности. Уже сейчас большие трудности испытывает химическая промышленность, транспортный сектор, сельское хозяйство. Но это пока только начало.
Время сейчас играет против Европы, т.к. спасать экономику надо было уже вчера. Мы прекрасно помним, как в прошлом году г-н Пауэл говорил, что инфляция в США «временная» и скоро снизится сама по себе. Но «временным» оказался только лаг между промышленной инфляцией и потребительской. И он (лаг) действительно снизился, за счёт роста потребительской инфляции.
А что мы наблюдаем сейчас в ЕС? Пока инфляция в различных странах ЕС неравномерна, но пугает тенденция к росту промышленной инфляции в ключевых экономиках. Так, например, в Германии, по последним данным, рост проминфляции достиг 33,5% г/г. Это огромная цифра даже для гораздо более слабых экономик Восточной Европы, а для Германии вообще немыслимо.
Неудивительно, что прогнозы ВВП еврозоны регулярно пересматриваются в сторону понижения. Так, Европейская комиссия на прошлой неделе понизила прогнозы роста ВВП еврозоны на 2022 и 2023 годы. Согласно новому прогнозу, экономика еврозоны в текущем году вырастет на 2,7%, а не на 4%, как ожидалось в феврале. Прогноз повышения ВВП на 2023 год ухудшен до 2,3% с 2,7%. Но даже эти пересмотренные прогнозы ВВП сейчас крайне оптимистичны, особенно на следующий год.
Возможно ли избежать рецессии в ЕС при сохранении текущих тенденций? Пока нет разумных аргументов, чтобы давать такие надежды. Можно говорить только о возможной глубине предстоящего кризиса. О вероятных последствиях предстоящего кризиса и о том, как он изменит экономику ЕС, мы поговорим в следующем обзоре, который уже готовится.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу