Соцконтроль. Куда движутся социальные сети в России? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Соцконтроль. Куда движутся социальные сети в России?

2 июня 2022 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
В 2022 году соцсети в России и люди, зарабатывающие в них, переживают сложные времена. Здесь и блокировки известных онлайн-площадок, и признание их экстремистскими на территории страны, и ограничения или уход из России популярных сервисов. Несмотря на то, что глобальный тренд на цифровизацию, многократно усилившийся в пандемию, по-прежнему продолжается, препятствий в медиапространстве для россиян становится все больше.

Finam.ru рассказывает, каких соцсетей и сервисов лишилась Россия, куда перешла их аудитория, и причем тут китайский сценарий.

Люди меньше пользуются соцсетями - чего лишилась Россия?

В первые недели после начала спецоперации на Украине многие пользователи соцсетей постоянно занимались думскроллингом (англ. Doomscrolling - болезненное погружение в новостную ленту, где превалируют плохие вести).

Это мрачное занятие может привести к выгоранию, поэтому неудивительно, что люди постепенно начали меньше времени проводить в социальных сетях.

Согласно опросу сервиса сквозной аналитики Calltouch, который приводит "Газета.RU", более 20% россиян отказались от соцсетей с марта 2022-го, а почти 16% респондентов тратят на них меньше времени.

В марте 2022-го Роскомнадзор заблокировал Twitter на территории России. Далее в стране были заблокированы соцсети Instagram и Facebook за распространение фейков и призывы к насилию в адрес российских военных, а затем российский суд признал компанию Meta Platforms, владеющую этими соцсетями и мессенджером WhatsApp, экстремистской организацией.

Китайский сервис TikTok, предназначенный для создания и просмотра коротких видео, не стал дожидаться судебных запретов и ограничил россиянам возможность выкладывать новые ролики и проводить прямые трансляции.

Видеохостинг YouTube приостановил все функции монетизации для российских блогеров, включая Premium, Music Premium, спонсорство, суперчат, суперстикеры и мерч, значительно ограничив возможности россиян зарабатывать на платформе.

Музыкальный стриминговый сервис Spotify приостановил работу в России. В конце мая кроссплатформенный сервис для графического дизайна Canva также временно ушел из страны.

Наложенные ограничения сократили аудиторию этих популярных соцсетей в России. По данным Calltouch, только 45% россиян готовы регулярно пользоваться VPN-сервисами для обхода блокировок.

Альтернативный вариант - куда перешла аудитория?

Проблемы с иностранными соцсетями стали новой возможностью для российских онлайн-площадок. Аналитики "Промсвязьбанка" провели исследование и выяснили, куда перешла основная аудитория после блокировки западных сервисов. Так, известные люди активно заводят каналы в Telegram, "Яндекс.Дзен" и "ВКонтакте", где продолжают свою деятельность.

Приток новых пользователей в большинстве пришелся на "ВКонтакте", Telegram и "Одноклассники". Во 2 квартале 2021 года средняя месячная аудитория "ВКонтакте" составляла около 72 млн пользователей, а в апреле-мае 2022-го она увеличилась примерно до 100 млн человек, что на 39% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Прирост пользователей Telegram с конца февраля по середину апреля 2022-го составил 2,6% (присоединилось 14,3 млн пользователей), в дополнение активизировались уже зарегистрированные пользователи, отчего доля Telegram в объеме российского траффика в мессенджерах поднялась с 48% до 63%.Кроме того, появились новые площадки "ЯRus" и "Россграм", которые, по замыслу, могут заместить заблокированный в России Instagram. На место YouTube на российском рынке претендует отечественный сервис RuTube, созданный в 2006 году.

Аналитики "Промсвязьбанка" считают, что у российских соцсетей появился шанс на развитие.

"Мы ожидаем, что с уходом отдельных зарубежных соцсетей обычные пользователи и те, для кого соцсеть является площадкой для заработка, частично перейдут на российские платформы. В условиях ограничения доступа и отключения монетизации на иностранных сервисах, популярные личности и рекламодатели будут постепенно переходить на российские цифровые площадки, если этого не было сделано раньше. В свою очередь, приток создателей контента будет стимулировать рост числа обычных пользователей и инвестиции в площадки, что позволит в дальнейшем расширять функционал и создавать новые сервисы и услуги", - говорят эксперты.

Импортозамещение и усиление контроля в соцсетях

Тренд на импортозамещение коснулся не только соцсетей. После начала спецоперации на Украине и значительного роста хакерских атак на государственные ведомства, вопрос кибербезопасности встал особенно остро.

Как сообщает "Коммерсант", правительство хочет перевести рабочую переписку чиновников в специальный сервис для госслужащих, разработанный VK. Минцифры планирует заместить все иностранные мессенджеры, в том числе, Telegram и WhatsApp, а также программы для видеоконференций и электронной почты.

Как рассказали представители Минцифры "Коммерсанту", новая онлайн-платформа уже внедряется в органах власти, а до конца 2023 года на ее основе планируют создать федеральную государственную систему и подключить к ней всех госслужащих.

Кроме того, контроль и отслеживание запрещенного контента также хотят ужесточить. В среду, 1 июня, Следственный комитет РФ предложил пересмотреть порядок регистрации в соцсетях в России.

"На наш взгляд, нынешняя система идентификации пользователей не всегда позволяет применять своевременные и эффективные превентивные меры реагирования в отношении тех, кто распространяет запрещенный контент, а также предупреждать использование несовершеннолетними подобного рода контента", - рассказала "РИА Новости" зампредседателя ведомства Елена Леоненко.

Напомним, что в марте 2021-го Роскомнадзор предлагал ужесточить требования при регистрации в соцсетях. В проекте значилось, что российским пользователям придется указывать ФИО, паспортные данные, адрес места жительства и номер телефона, а также электронную почту. Тогда эти правила сочли чрезмерными, и их не приняли.

Некоторые эксперты полагают, что регистрация в соцсетях по паспорту, если ее введут в России, означает, что мы пошли по китайскому сценарию в отношении контроля за онлайн-площадками. В Китае еще в 2012 году был принят закон, запрещающий никнеймы и обязывающий граждан регистрироваться в соцсетях по паспортным данным. Тогда же в Поднебесной расширили полномочия контролирующих органов, отслеживающих запрещенный контент. Они получили право удалять информацию, которую сочтут вредной, без суда. Более того, китайские интернет-провайдеры должны предоставлять контролирующим органам личные данные пользователей по запросу также без суда.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter